Дополнительный материал к уроку «Глагол как часть речи» (часть 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(1)Я даже (не) помню, как называлась та книга. (2) Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого – то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6) – Санёк, спасибо за книгу! (7) Я всю ночь сегодня читал: (не) мог оторват(?)ся! – восхищённо улыбаясь , произнёс Петька и пожал мне руку.(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9) Носатый, долговязый, нескладный… (10) У него (не) было отца. (11) Его и маленькую сестрёнку воспит…вала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобрат(?)ся с обидчиками её детей. (12) Но такое заступничество только усиливало наше презрительно – высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13) Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже (не) взглянул на него. (14) Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увид…л книгу. (15) Она лежала на его половине парты. (16) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17) – Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18) Я от возмущения разинул рот.
(19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок!
(21) – Положи книгу на место и (не) трогай чужого! – выйдя из оцепенения прорычал я.
(22) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23) Все засмеялись. (24) А он, готовый от стыда провалит(7)ся сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и , погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснут(?)ся.
(25) – Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(26) Тридцать лет прошло с тех пор. (27) Когда я огляд…ваюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружа…т нас, я почему – то думаю, что всему виной не какие –то исторические закономерности, не какие –то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я сделал больно другому и (не) нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто мож…т поднять упавших.
(29)А эта книга… (30) Колёк, да я отдал (бы) тебе всю библиотеку! (31) Да мы (бы) всё тебе отдали…
(32) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотр…т на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напомина…т: человеческая жизнь коротка, можно (не) успеть, поэтому никогда (не) жалей того, что можеш… дать, и никогда (не) отнимай того, что у тебя прос…т. (По В.Дроганову)
1.Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1)Заступничество матери усиливало неприязнь одноклассников к Кольке Бабушкину.
2) Колька Бабушкин решил, что книга ему подарена на день рождения, и был очень благодарен одноклассникам за проявленное внимание.
3)Не стоит сожалеть о своих давних поступках, нужно просто не совершать новые.
4)Веру в людей, в их добрые намерения можно легко разрушить.
2. О чём этот текст? О чём задумался рассказчик? Что не даёт ему покоя?
3..Выберите из текста примеры с орфограммами:
(1 группа) не с глаголами.
(2 группа) безударные личные окончания глаголов.
(3 группа) правописание суффиксов глаголов.
5. Определите наклонение глаголов в предложениях
(1 группа) № 17,
(2 группа) №21,
(3 группа) № 30,№ 31.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1449504013.docx (Прил2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1449504058.docx (Рефлексия и самооценка)