Технологическая карта урока русского языка 2 класс по теме «Глагол как часть речи»
Беляева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
І квалификационной категории
МБОУ СОШ с. Кремово
Михайловский район, Приморский край
Технологическая карта урока
Описание урока |
|
Предмет/класс |
Русский язык, 2 |
Тема |
Глагол как часть речи |
УМК |
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2011. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Формы организации познавательной деятельности |
Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Цель урока |
Познакомить учащихся с глаголом как частью речи. |
Задачи урока |
Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Познакомить с ролью глагола в речи; Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении; Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи; Пробуждать интерес к русской поэзии. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
Предметные: Знать: - что обозначают глаголы; - на какие вопросы отвечают глаголы; - роль глаголов в предложении; - с какой целью употребляют глаголы в речи. Уметь: - распознавать глаголы среди других частей речи; - образовывать глаголы; - правильно употреблять в речи глаголы. Личностные: – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свое предположение (версию) Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт Коммуникативные УУД - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре Предметные: - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; - осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры; - освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; - формирование умений анализировать основные единицы языка. |
Конспект урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент. Психологический настрой детей Регулятивные:настрой на работу, самоанализ готовности к уроку Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
Звенит звонок, зовёт звонок, Слайд 2. Пора нам начинать урок. Я желаю вам хорошего настроения на уроке. |
Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест. |
Минутка чистописания Коммуникативные Цель - формирование каллиграфического навыка письма |
|
Слайд 3 - 5. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии месяца. Догадались, что эта за буква? |
- Буква м. Прописывают буквы Мм. |
Актуализация знаний Познавательные (получение новых знаний) Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока |
|
Слайд 6- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. Как оно называется? Март Всю зиму Белый снег Белел, А в марте взял И почернел. Почернел с досады, Что люди Солнцу рады! Михаил Садовский - Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами. - Найдите однокоренные слова? Назовите корень. - Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков. - Найдите в предложение существительное по таким признакам: - это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что? - это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто? - Дайте характеристику словам солнце, Михаил. - Какую часть речи мы с вами уже изучили? - Что вы узнали об этой части речи? |
- Март Регулятивные - Безударные гласные: белел, почернел. Парные согласные: снег. - Белел, белый. Корень -бел- - Солнцу. - Снег - Люди - Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что? - Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто? - Имя существительное - Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам. |
IV. Самоопределение к деятельности Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. |
|
Слайд 7 - 9.- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи. - Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков. - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… - Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним. - Перед нами «Глаголик». Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его. - Что нам нужно вспомнить о глаголе? |
Познавательные Предметные Регулятивные Коммуникативные Познавательные -Глагол - На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. |
V. Систематизация знаний по теме Регулятивные Познавательные Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе. |
|
- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. Слайд 10. - Посмотрите на слайд. Кто это? - Что делают дети? - Задайте вопрос от существительного к глаголу. - Что обозначают слова играет и пишет? Слайд 11. - Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68. Слайд 12.- Вот что о себе говорит наш Глаголик. Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: Что же делает предмет? Состояния души - Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл. - ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русскойазбуке.Слайд13. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. |
- Мальчик и девочка. - Мальчик играет. Девочка пишет. - Мальчик что делает? играет. Девочка что делает? пишет. - Действие предмета - Формулируют правило и проверяют себя по учебнику. |
VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи». Предметные, Регулятивные, Предметные. Личностные Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач. |
|
- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи. Слайд 14. 1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам. Слайд 15 - 22. 2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам Слайд 23.3.Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы |
- Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет. (Дети смотрят на картинки растений и животных и записывают их действия, слушают голоса птиц) - Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет. |
Чтение, плавание, свист, рисование, ходьба,треск - Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом. Слайд 24. Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать? Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить Слайд 25. 4. Работа в группах. – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Распределяют глаголы в два столбика. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Находят глаголы. (Изменяют глаголы по вопросам) |
Слайд 26. VII. Физминутка Коммуникативные ПРИЛОЖЕНИЕ 4. |
|
VIII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Регулятивные, Личностные, Познавательные Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
|
Слайд 27. Давайте на практике проверим ваши предположения. По картинке составьте нераспространенные предложения и выделим основу предложения. - Сделайте вывод. |
|
Слайд 28. 5. Работа в группах. - Две группы составляют распространенные предложения по картинке на слайде и подчеркните глагол как член предложения. - Третья группа работает по учебнику стр. 70 №120 Слайд 29. 6. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь. Шипит, ползает, извивается - Растёт, цветёт, пахнет – Облизывается, мурлычет, мяукает – Идут, бьют, тикают – |
(Работают самостоятельно в группах). - Змея - Цветок - Кошка - Часы |
Слайд 30 - 33. IX Самостоятельная работа Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. |
|
X. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные, Личностные, Познавательные Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
|
Слайд 34 - 35. - Вернемся к задачам урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Оцените свою работу на уроке с помощью листочков. ПРИЛОЖЕНИЕ 7. - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Глагол» |
Зеленая - я доволен своей работой на уроке Желтая - я хорошо работал, но умею лучше Красная - работа не получилась, не доволен собой |
Слайд 36 . XI. Домашнее задание |
|
Учебник с. 68 правило. Рабочая тетрадь стр. 34 упр. 74 |
Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Образуйте от имен существительных глаголы
Чтение -
Плавание -
Свист -
Рисование -
Ходьба -
Треск -
__________________________________________________
Образуйте от имен существительных глаголы
Чтение -
Плавание -
Свист -
Рисование -
Ходьба -
Треск -
____________________________________________________
Образуйте от имен существительных глаголы
Чтение -
Плавание -
Свист -
Рисование -
Ходьба -
Треск -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Распределите слова в 2 столбика
Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.
Что делать? |
Что сделать? |
Распределите слова в 2 столбика
Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.
Что делать? |
Что сделать? |
Распределите слова в 2 столбика
Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.
Что делать? |
Что сделать? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Снег теперь уже не тот, -
Потемнеть он в поле.
На озерах треснуть лед,
Будто расколоть.
Облака бежать быстрей.
Небо стать выше.
Зачирикать воробей
Веселей на крыше.
что делают?
Снег теперь уже не тот, -
Потемнеть он в поле.
На озерах треснуть лед,
Будто расколоть.
Облака бежать быстрей.
Небо стать выше.
Зачирикать воробей
Веселей на крыше.
что сделал?
что делают?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Дружно встали.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились.
Покружились, повертелись
И на место сели
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Ф.И. учащегося________________________________
1. Закончи предложение.
Глагол – это ________________________, которая обозначает ___________________
_________________ и отвечает на вопросы: ___________________________________
2.Подчеркни глаголы.
1) кормить 2) кормушка 3) кормилец 4) кормовая 5) покормили
3. Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) чернеть-_________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-__________________ 4) идти-_____________________
4. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) алеть-___________________ 3) извинить-__________________
2) мчаться-__________________ 4) бранить-__________________
5. Подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.
6. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
боль-____________ корм -__________________
сад -____________ полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________
*7. Замени фразеологизм одним словом – глаголом.
считать ворон ___________________
заруби себе на носу ______________
унести ноги ____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
С днём рождения, Весна!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия ________________________ Имя _____________________ |
||||
ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы |
ЗНАЮ как подчёркиваются и обозначаются глаголы на письме |
|||
ЗНАЮ что обозначают глаголы |
УМЕЮ задавать вопросы глаголам |
|||
ЗНАЮ какую роль выполняют глаголы в предложении |
УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи |
|||
ИТОГО: |
Используемые образовательные ресурсы
Печатные:
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2011.
2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М: «Просвещение», 2016.
ЭОРы, ЦОРы:
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс
Презентация к уроку созданная учителем Беляевой И.В. в программе Micrsoft Offce Power Point.
18