12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Ирина Владимировна3531
Мое профессиональное кредо: «Это невозможно!» - сказала Причина, «Это безрассудство!» - отметил Опыт, «Это бесполезно!» - отрезала Гордость, «Попробуй!» - шепнула Мечта. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки»
Россия, Приморский край, с. Кремово
 

Беляева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

І квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Кремово

Михайловский район, Приморский край

Технологическая карта урока 

Описание урока

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

Глагол как часть речи

УМК

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2011.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока

Познакомить учащихся с глаголом как частью речи.

Задачи урока

Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

Познакомить с ролью глагола в речи;

Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении;

Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи;

Пробуждать интерес к русской поэзии.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

Знать:

- что обозначают глаголы;

- на какие вопросы отвечают глаголы;

- роль глаголов в предложении;

- с какой целью употребляют глаголы в речи.

Уметь:

- распознавать глаголы среди других частей речи;

- образовывать глаголы;

- правильно употреблять в речи глаголы.

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Психологический настрой детей

Регулятивные:настрой на работу, самоанализ готовности к уроку

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Звенит звонок, зовёт звонок, Слайд 2.

Пора нам начинать урок.

Я желаю вам хорошего настроения на уроке.

Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.

 

Минутка чистописания Коммуникативные

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

Слайд 3 - 5. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии месяца. Догадались, что эта за буква?

- Буква м.

Прописывают буквы Мм.

Актуализация знаний Познавательные (получение новых знаний)

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

Слайд 6- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. Как оно называется?

Март

Всю зиму

Белый снег

Белел,

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Что люди

Солнцу рады!

Михаил Садовский

- Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами.

- Найдите однокоренные слова? Назовите корень.

- Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков.

- Найдите в предложение существительное по таким признакам:

- это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что?

- это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто?

- Дайте характеристику словам солнце, Михаил.

- Какую часть речи мы с вами уже изучили?

- Что вы узнали об этой части речи?

- Март

Регулятивные

- Безударные гласные: белел, почернел.

Парные согласные: снег.

- Белел, белый. Корень -бел-

- Солнцу.

- Снег

- Люди

- Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что?

- Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто?

- Имя существительное

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам.

IV. Самоопределение к деятельности Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока.

Слайд 7 - 9.- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков.

- Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам…

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним.

- Перед нами «Глаголик». Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его.

- Что нам нужно вспомнить о глаголе?

Познавательные

Предметные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

-Глагол

- На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

V. Систематизация знаний по теме Регулятивные Познавательные

Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

Слайд 10. - Посмотрите на слайд. Кто это?

- Что делают дети?

- Задайте вопрос от существительного к глаголу.

- Что обозначают слова играет и пишет?

Слайд 11. - Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68.

Слайд 12.- Вот что о себе говорит наш Глаголик.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.

Состояния души
Ты в глаголы запиши.

- Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл.

- ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русскойазбуке.Слайд13.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных.

- Мальчик и девочка.

- Мальчик играет. Девочка пишет.

- Мальчик что делает? играет.

Девочка что делает? пишет.

- Действие предмета

- Формулируют правило и проверяют себя по учебнику.

VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи». Предметные, Регулятивные, Предметные. Личностные

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач.

- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи.

Слайд 14. 1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам.

Слайд 15 - 22. 2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам

Слайд 23.3.Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы

- Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет.

(Дети смотрят на картинки растений и животных и записывают их действия, слушают голоса птиц)

- Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет.

Чтение, плавание, свист, рисование, ходьба,треск

- Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Слайд 24. Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать? Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить

Слайд 25. 4. Работа в группах. – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Распределяют глаголы в два столбика.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Находят глаголы. (Изменяют глаголы по вопросам)

Слайд 26. VII. Физминутка Коммуникативные ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

VIII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Регулятивные, Личностные, Познавательные

Цель: развивать умения применять новые знания на практике.

Слайд 27. Давайте на практике проверим ваши предположения.

По картинке составьте нераспространенные предложения и выделим основу предложения.

- Сделайте вывод.

 

Слайд 28. 5. Работа в группах.

- Две группы составляют распространенные предложения по картинке на слайде и подчеркните глагол как член предложения.

- Третья группа работает по учебнику стр. 70 №120

Слайд 29. 6. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь.

Шипит, ползает, извивается -

Растёт, цветёт, пахнет –

Облизывается, мурлычет, мяукает –

Идут, бьют, тикают –

(Работают самостоятельно в группах).

- Змея

- Цветок

- Кошка

- Часы

Слайд 30 - 33. IX Самостоятельная работа Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

X. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные, Личностные, Познавательные

Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Слайд 34 - 35. - Вернемся к задачам урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке с помощью листочков. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Глагол»

Зеленая - я доволен своей работой на уроке

Желтая - я хорошо работал, но умею лучше

Красная - работа не получилась, не доволен собой

Слайд 36 . XI. Домашнее задание

Учебник с. 68 правило.

Рабочая тетрадь стр. 34 упр. 74

Записывают домашнее задание


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Образуйте от имен существительных глаголы

Чтение -

Плавание -

Свист -

Рисование -

Ходьба -

Треск -

__________________________________________________

Образуйте от имен существительных глаголы

Чтение -

Плавание -

Свист -

Рисование -

Ходьба -

Треск -

____________________________________________________


 

Образуйте от имен существительных глаголы

Чтение -

Плавание -

Свист -

Рисование -

Ходьба -

Треск -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Распределите слова в 2 столбика

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

Что делать?

Что сделать?

   

Распределите слова в 2 столбика

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

Что делать?

Что сделать?

   

Распределите слова в 2 столбика

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

Что делать?

Что сделать?

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Снег теперь уже не тот, -
Потемнеть он в поле.
На озерах треснуть лед,
Будто расколоть.
Облака бежать быстрей.
Небо стать выше.
Зачирикать воробей
Веселей на крыше.

что делают?


 

 


 

Снег теперь уже не тот, -
Потемнеть он в поле.
На озерах треснуть лед,
Будто расколоть.
Облака бежать быстрей.
Небо стать выше.
Зачирикать воробей
Веселей на крыше.

что сделал?


 

что делают?


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Физминутка


 

Вы, наверное, устали?

Дружно встали.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Покружились, повертелись

И на место сели


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Ф.И. учащегося________________________________
1. Закончи предложение.
Глагол – это ________________________, которая обозначает ___________________
_________________ и отвечает на вопросы: ___________________________________

2.Подчеркни глаголы.
1) кормить 2) кормушка 3) кормилец 4) кормовая 5) покормили

3. Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) чернеть-_________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-__________________ 4) идти-_____________________

4. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) алеть-___________________ 3) извинить-__________________
2) мчаться-__________________ 4) бранить-__________________

5. Подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.

6. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
боль-____________ корм -__________________
сад -____________ полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________

*7. Замени фразеологизм одним словом – глаголом.
считать ворон ___________________
заруби себе на носу ______________
унести ноги ____________________


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

С днём рождения, Весна!!!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

 

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Фамилия ________________________ Имя _____________________

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы

 

ЗНАЮ как подчёркиваются и обозначаются глаголы на письме

 

ЗНАЮ что обозначают глаголы

 

УМЕЮ задавать вопросы глаголам

 

ЗНАЮ какую роль выполняют глаголы в предложении

 

УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи

 

ИТОГО:

 
 

 

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2011.

2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М: «Просвещение», 2016.

 

ЭОРы, ЦОРы:

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс

Презентация к уроку созданная учителем Беляевой И.В. в программе Micrsoft Offce Power Point.

18

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.