Дополнительный материал к уроку «Глагол как часть речи»
Технологическая карта урока
«Глагол как часть речи»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Горелова Вера Васильевна |
Место работы | МБОУ Вадьковская СОШ Погарского района Брянской области |
Должность | Учитель |
Предмет | Русский язык |
Класс | 10 |
Тема и номер урока в теме | Урок №25 «Глагол как часть речи» №1 по теме |
Базовый учебник | Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 |
Цель урока:
повторить и обобщить представления учащихся о глаголе как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.
9. Задачи:
- обучающие:
Обобщение и систематизация ранее изученного , определение морфологических признаков данной части речи;
Подготовка к ЕГЭ.
-развивающие:
Развитие и закрепление учебно-познавательных компетенций.
Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.
-воспитательные:
Воспитание нравственных качеств личности.
Воспитание бережного отношения к слову.
Тип урока :урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
14.Оборудование: раздаточный дидактический материал с тестовыми заданиями, распечатка текста, листы самооценки , таблички с указанием постоянных и непостоянных признаков глагола.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используе-мых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| Организационное начало. | Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. | Самоопределение к деятельности. Оформление записей в тетрадях. | 1 | ||||
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1.Организует диалог с учащимися о задачах, которые ставят перед собой на урок.
| 1.Индивидуально высказывают свои предположения о содержании работы. | 2 | ||||
| Актуализация знаний. | 1.Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создание проблемной ситуации. В течение урока демонстрирует необходимые для работы слайды презентации. | Формирование коммуникативных УУД. Отвечают на вопросы учителя. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь правильно формулировать изучаемые понятия(Познавательные УУД) | 2 | ||||
| Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Активизирует деятельность обучающихся по поиску учебной проблемы. Способствует формированию учебно-познавательных и информационных. компетенций. Организует работу по систематизации теоретического материала с использованием презентации. Составление «визитной карточки» глагола из всех постоянных и непостоянных признаков. Использование практического материала для синтаксического разбора с целью формирования ценностно- смысловых компетенций. | Поиск, анализ, структурирование материала на основе содержания параграфов учебника и презентации. Решение орфографической задачи о правописании глаголов с приставкой обес- , обез-. Работа в группах по определению синтаксической роли неопределённой формы глагола, отчёт бригадира группы о проделанной работе. (Взаимопроверка с выставлением оценки ). Выполнение морфологического разбора глагола и синтаксического разбора предложения. (Самооценка индивидуальной работы.) | 12 | ||||
| Применение знаний и умений в новой ситуации. |
| 1.Демонстрация тестовых заданий на слайдах и ответов к заданиям.(Письменно и устно.) 2. Работа по тексту(с пропущенными буквами, со скобками) из справочного издания Егораевой Г.Т. «ЕГЭ.Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 2013» (вариант 7): -чтение, -обсуждение, -определение проблемы текста, - выяснение отношения к проблеме учащихся, - выяснение понимания учащимися текста,(Какое высказывание не соответствует содержанию текста? Как поступили бы вы?) -Поиск ассоциаций с произведениями литературы (В такой ли ситуации оказалась героиня произведения В.Железникова «Чучело»? .(Установить метапредметные УУД) 3. Формирование учебно-познавательных, общекультурных и ценностно-смысловых компетенций. .4. Демонстрация речевых клише с глаголами, передающими способы авторского подхода к раскрытию проблемы, мысли, особо важные автору, фиксирующими формулировку авторской позиции. Организация работы в группах по тексту ( сгруппировать пропуски по видам орфограмм, найти в указанных предложениях глаголы, определить наклонение) | (Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) 1.Работа в группах. Выполняют задания тренировочного теста в постановке ударения, вставляют гласные в безударные личные окончания глаголов, суффиксов.(письм.) 2.Исправление речевых ошибок в употреблении глаголов.(устно) . . 2. Работа по тексту в группах. 4. Ответы учащихся. 5. Построение предложений с использованием речевых клише. . 6. Работа по тексту в группах. (с индивидуальным для каждой группы заданием) 3 Ответы бригадиров групп | 20 | |||
| Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.. | Организует работу обучающихся по формированию системы знаний по теме. | Ответы бригадиров групп (Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) | 2 | ||||
| Рефлексия. | Учитель задаёт вопросы: -Что на уроке нам удалось? -Над чем надо поработать? -Было ли тебе интересно? -Сумел ли показать свои знания? | 1 Высказывают свои мнения. | 2 | ||||
| Самооценка. Подведение итогов занятия. | 1.Организует выставление самооценки за урок : «5»-материал усвоен, могу объяснить другим. «4»- материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания. «3»- материал усвоен, но есть вопросы. 2. Учитель выставляет свои оценки за урок, проговаривая , почему поставлена такая оценка. | Выставляют оценки. | 2 | ||||
| Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. 1. Сборник С.И.Львова, И.П.Цыбулько (№399- №404). 2. Параграфы 47, 48. 3.Упр. 258 или написать сочинение-рассуждение по тексту. | Записывают задание в дневники. | 2 |