Урок письма и развития речи по теме «Глагол как часть речи» (7 класс)
Открытый урок по русскому языку в 7а классе.
Тема: Глагол как часть речи.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
- совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
- коррекция мышления через игру «Подбери глагол».
- прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
Оборудование:
- Презентация;
- таблица «Склонение местоимений»;
- сказка «Глагол и его друзья»;
- рисунок Глагола;
- слова о глаголе;
- мяч;
- 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы»;
Ход урока
1. Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее –
Начнем скорей урок!
2.Повторение изученного.
1. – Послушайте загадку:
Вместо имени предмета
Говорим мы слово это,
То они, оно, она –
Всем известные слова.
Это без сомнения,
Слова – … (местоимения)
2. Вопросы для повторения.
– Что такое местоимение?
– Что обозначает местоимение?
– Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)
– Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)
3. Гимнастика для пальцев рук.
Упр. «Разминаем кулачки»
Упр. «Игра на пианино»
4. Орфографическая минутка.
17 февраля
Классная работа.
– Списать с карточки текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.
Предлагаемый текст.
Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление.
5. Введение в тему.
1. Сообщение темы и целей урока Слайд 3.
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Отгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол). Слайд 4.
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов.
- Что мы знаем о глаголе?
- Какие глаголы встретили в загадке?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
2) Работа у доски.
– Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет….
6. Изучение нового материала.
Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».
Сказка «Глагол и его друзья» Слайд 5.
Жил-был глагол. Каждый раз он сам себе задавал один и тот же вопрос.
-Что делать? -спросил глагол.
-Рисовать или считать? Может книжку почитать? - спросил себя глагол однажды.
-Что можно сделать из бумаги и картона? -спросил глагол у существительного.
-Аппликацию.- ответил тот.
-А чей этот зонт? -сказал глагол.
-Мой! Красивый! - сказало с гордостью прилагательное.
- Ну почему же я не могу назвать себя красивым? Скажите, пожалуйста, дорогие друзья!
– Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке?
– Кто был главным действующим лицом?
3) Физ.минутка. Слайд 6.
Игра с мячом «Подбери слово»
– Я называю вам слово - глагол, а вы должны подобрать противоположное по значению.
Стоять- идти
Говорить- молчать
Плакать- смеяться
выключить -включить
раскрыть – закрыть
Любить- ненавидеть
Строить-ломать
Зацвести- отцвести
Брать- отдавать
Пришел-ушел.
4) Работа с учебником. с.184 № 233- списать подчеркнуть глаголы.
Слайд 7.
Зачем идти мне в школу?
Портфель носить тяжелый,
В котором будут книжки,
Чтоб мне читать, малышке,
Чтоб мне считать, малютке.
Не будет ни минутки,
Чтоб поиграть в игрушки,
Чтоб поболтать с подружкой,
Чтоб покричать с кукушкой,
Чтоб помечтать с конфеткой…
Уж не остаться ль деткой?
Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и другие Слайд 8.
7. Закрепление.
1) Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба – дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шумный – шумит укус – укусить
чисто – чистит посылка – посылать
2) Закончи предложения: Слайд 9.
Рома и Жора …………. гулять. Они …………. кусты.
Вдруг из кустов…………….. заяц.
Потом ребята долго ……………..как они …………………зайца.
3) Задание «Я грамотей» Слайд 10.
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Начнём со слов: В школе я ……(запись в тетрадь)
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
8. Итог урока. Слайд 11.
1). В путь! Домой!
Садитесь по удобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие –
Надо подвести итог.
– Какую часть речи мы узнали сегодня на уроке?
- На какие вопросы отвечает глагол?
2) Домашнее задание. Задание по карточкам. Слайд 12.
Игра « Найди глагол»
Найдите среди группы слов глаголы и выпишите их в тетрадь.
Бег, бегал, беглый, бегун.
Рост, рос, рослый.
Петь, певун, певучий, пение.
Зреть, зрелый, зрелость.
Ход, ходить, ходкий, ходячий, ходики.
Пишут, письмо, писчая.
Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать.
Варить, вареный, варенье.
Старый, старушка, стареть.
Видный, видение, видеть.
Точить, точилка, точеный.
Свет, светлый, светить, светлячок.
2). Рефлексия. Слайд 13.
Приложение.
Работа по карточке.
Задание №1. Списать с карточки текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже.
Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление.
Задание №2. Выписать из загадки все глаголы.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
Домашнее задание.
Задание по карточкам. Игра « Найди глагол»
Найдите среди группы слов глаголы и выпишите их в тетрадь.
Бег, бегал, беглый, бегун.
Рост, рос, рослый.
Петь, певун, певучий, пение.
Зреть, зрелый, зрелость.
Ход, ходить, ходкий, ходячий, ходики.
Пишут, письмо, писчая.
Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать.
Варить, вареный, варенье.
Старый, старушка, стареть.
Видный, видение, видеть.
Точить, точилка, точеный.
Свет, светлый, светить, светлячок.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Матросова Елена Алексеевна