Урок русского языка в 3 классе «Части речи»
Добрый день!Сегодня у нас необычный урок русского языка. На уроке присутствуют гости!Давайте подарим друг другу улыбки и в отличном настроении начнем наш урок!
Вспомним , что мы изучали на прошлом уроке!(слова разных частей речи)
Слова к нам в гости вновь пришли
Чтоб мы порядок навели
(У ребенка на столе нахожу книгу «Родной язык».) Ой, что это такое интересное у тебя лежит на столе?
Ребенок:Это моя одна из любимых книг
Ребенок:
язык родной
Дружи со мной
Всему название дано
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно
И безимянных нет
И все , что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все , что в памяти у нас
Означено словами!
Какое прекрасное стихотворение!
(ребенок рассыпает у себя на столе слова) Ой, что же я наделала!
Ничего.Не переживай! Слова рассыпались, но мы тебе поможем все собрать. Навести порядок! (развесить на доске)
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла, то, что всем понравится:
Зелень листьям, нам тепло,
Волшебство
- чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- песни петь все мастерицы.
Догадались , кто она?
Это девица -…(весна)
(Если неотгадают:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает?
Когда это бывает?) ВЕСНА ВЕСНУШКИ ВЕСЕННИЙ ВЕСНОВАТЬ(проводить весну)
Посмотрите на нашу доску.Есть ли там такое слово? Да, есть.
Поработаем с этим словом(ставим ударение, выделяем безударную букву, подбираем проверочное слово. ВЕСНА-ВЕСНЫ)
У нас еще остались слова на доске. Кто готов их прочитать? Хорошо. Спасибо.
Ребята, что объединяет все эти слова?(у них один корень) значит все эти слова какие?(однокоренные)
А на какие группы делятся все слова русского языка? (на части речи)
Составим с вами кластер по этой теме?
На какие две большие группы делятся все части речи(самостоятельные и служебные)
Вспомним какие части речи называются самостоятельными частями речи?Назовите!
(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Вспомним служебные части речи(предлог, союз, частица)
Далее рассказывается все о частях речи (слайды)
Скажите, а служебные части речи отвечают на вопросы.(нет)
Служебные части речи употребляются без самостоятельных частей речи? Дак, какую же роль выполняют служебные части речи?(служат для связи слов в предлжении?
Хорошо!
Посмотрим на нашу доску и назовем слово, которое обозначает небольшие пятнышки на коже, в основном на лице, появляющиеся от солнышка весной.(веснушки)
Давайте определим к какой части речи относится это слово. А для этого воспользуемся нашим алгаритмом(вывешивается на доске)Вспомним наши шаги алгаритма:
1.Прочитать слово и задать вопрос
2.Определить , что обозначает часть речи.
3.Определить часть речи.
Распеделяем все слова по группам.
А теперь мы поработаем в парах. Для выполнения упражнения нам потребуется листочки, которые лежат у вас на столе. Задание называется «Третий лишний». На выполнение задания дается вам 2 минуты.
1.Бег, бежать, бегун
2.больной, болеть, заболеть.
Действительно в русском языке есть такие слова, которые переходят из одной части речи в другую. Прочитаем предложение: МИШЕ УДАЛИЛИ БОЛЬНОЙ ЗУБ. Поставим вопрос к слову больной. Правильно. Это часть речи имя прилагательное. А вот еще одно предложение БОЛЬНОЙ ЛЕЖИТ В ПОСТЕЛИ. Поставим вопрос. Да это имя существительное.
Продолжим
3.Играть, игровой, игривый.
4.лес, лесник, лесной.
Физминутка
Весною бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз- росой она умылась
Два изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На цветочек тихо села!
Присаживаемся тихонько.
Сейчас я предлагаю поработать в группах.
Сейчас вы расформируетесь в группы, выберите ответственного и подойдете ко мне за заданием. На выполнение задания вам дается 5 минут. Затем как вы сделаете мы произведем проверку. Задание понятно. Сформируйтесь в группы, один человек подойдите .
Задание на листке : вставьте подходящие по смыслу слова.какое слово осталось лишнее?почему?
Время вышло. Давайте проверять.
С какими словами вы работали? К какой группе слов относится? Какое слово лишнее;%:?молодцы не попались в мою ловушку. Посмотрите внимательно каким цветом обозначеноимя существительное.
Затем прилагательное
Глагол
Предлог
С какими группами слов мы сейчас с вами работали. Какой же текст у нас получился?прочитаем.
Текст: Зимняя стужа околдовала леса и поля.Спят под пушистым снегом кусты.От крепкого мороза потрескивают деревья.Ветви прогнулись под тяжестью белого снега.Онако, жизнь в лесу продолжается.
Ребята, а получился бы у нас текст если бы мы не вставили слова?(мы не поняли о чем идет речь).какую роль выполняют имена существительные в речи(делают речь понятной).Имена прилагательные( делают речь красивой) . а глаголы?( добавляют действие). Служебные части речи( служат для связи слов в предложении).
Посмотрим как вместе работают эти слова(сдвигаем круги).Появляется новый цвет. Речь становится интересной.
Ребята ,что же мы с вами сегодня закрепили на уроке?
Мы сегодня так много говорили о русском языке, какой он красивый, богатый, выразительный.
И для нас ребята приготовили литературную минутку(стихи):
Язык наш прекрасный
– Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык! Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
какие прекрасные слова! Спасибо ребята!
Я вас благодарю за урок.
Урок окончен.