Добрый день!Сегодня у нас необычный урок русского языка. На уроке присутствуют гости!Давайте подарим друг другу улыбки и в отличном настроении начнем наш урок!

Вспомним , что мы изучали на прошлом уроке!(слова разных частей речи)

Слова к нам в гости вновь пришли

Чтоб мы порядок навели


(У ребенка на столе нахожу книгу «Родной язык».) Ой, что это такое интересное у тебя лежит на столе?


Ребенок:Это моя одна из любимых книг

Ребенок:

язык родной

Дружи со мной

Всему название дано

И зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно

И безимянных нет

И все , что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И все , что в памяти у нас

Означено словами!


Какое прекрасное стихотворение!

(ребенок рассыпает у себя на столе слова) Ой, что же я наделала!


Ничего.Не переживай! Слова рассыпались, но мы тебе поможем все собрать. Навести порядок! (развесить на доске)


Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла, то, что всем понравится:

Зелень листьям, нам тепло,

Волшебство

- чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- песни петь все мастерицы.

Догадались , кто она?

Это девица -…(весна)


(Если неотгадают:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает?

Когда это бывает?) ВЕСНА ВЕСНУШКИ ВЕСЕННИЙ ВЕСНОВАТЬ(проводить весну)


Посмотрите на нашу доску.Есть ли там такое слово? Да, есть.

Поработаем с этим словом(ставим ударение, выделяем безударную букву, подбираем проверочное слово. ВЕСНА-ВЕСНЫ)

У нас еще остались слова на доске. Кто готов их прочитать? Хорошо. Спасибо.

Ребята, что объединяет все эти слова?(у них один корень) значит все эти слова какие?(однокоренные)

А на какие группы делятся все слова русского языка? (на части речи)

Составим с вами кластер по этой теме?

На какие две большие группы делятся все части речи(самостоятельные и служебные)

Вспомним какие части речи называются самостоятельными частями речи?Назовите!

(имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Вспомним служебные части речи(предлог, союз, частица)

Далее рассказывается все о частях речи (слайды)

Скажите, а служебные части речи отвечают на вопросы.(нет)

Служебные части речи употребляются без самостоятельных частей речи? Дак, какую же роль выполняют служебные части речи?(служат для связи слов в предлжении?

Хорошо!

Посмотрим на нашу доску и назовем слово, которое обозначает небольшие пятнышки на коже, в основном на лице, появляющиеся от солнышка весной.(веснушки)

Давайте определим к какой части речи относится это слово. А для этого воспользуемся нашим алгаритмом(вывешивается на доске)Вспомним наши шаги алгаритма:

1.Прочитать слово и задать вопрос

2.Определить , что обозначает часть речи.

3.Определить часть речи.

Распеделяем все слова по группам.

А теперь мы поработаем в парах. Для выполнения упражнения нам потребуется листочки, которые лежат у вас на столе. Задание называется «Третий лишний». На выполнение задания дается вам 2 минуты.

1.Бег, бежать, бегун

2.больной, болеть, заболеть.

Действительно в русском языке есть такие слова, которые переходят из одной части речи в другую. Прочитаем предложение: МИШЕ УДАЛИЛИ БОЛЬНОЙ ЗУБ. Поставим вопрос к слову больной. Правильно. Это часть речи имя прилагательное. А вот еще одно предложение БОЛЬНОЙ ЛЕЖИТ В ПОСТЕЛИ. Поставим вопрос. Да это имя существительное.

Продолжим

3.Играть, игровой, игривый.

4.лес, лесник, лесной.

Молодцы. Спасибо.

Физминутка

Весною бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась!

Раз- росой она умылась

Два изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На цветочек тихо села!


Присаживаемся тихонько.

Сейчас я предлагаю поработать в группах.

Сейчас вы расформируетесь в группы, выберите ответственного и подойдете ко мне за заданием. На выполнение задания вам дается 5 минут. Затем как вы сделаете мы произведем проверку. Задание понятно. Сформируйтесь в группы, один человек подойдите .

Задание на листке : вставьте подходящие по смыслу слова.какое слово осталось лишнее?почему?

Время вышло. Давайте проверять.

С какими словами вы работали? К какой группе слов относится? Какое слово лишнее;%:?молодцы не попались в мою ловушку. Посмотрите внимательно каким цветом обозначеноимя существительное.

Затем прилагательное

Глагол

Предлог

С какими группами слов мы сейчас с вами работали. Какой же текст у нас получился?прочитаем.

Текст: Зимняя стужа околдовала леса и поля.Спят под пушистым снегом кусты.От крепкого мороза потрескивают деревья.Ветви прогнулись под тяжестью белого снега.Онако, жизнь в лесу продолжается.

Ребята, а получился бы у нас текст если бы мы не вставили слова?(мы не поняли о чем идет речь).какую роль выполняют имена существительные в речи(делают речь понятной).Имена прилагательные( делают речь красивой) . а глаголы?( добавляют действие). Служебные части речи( служат для связи слов в предложении).

Посмотрим как вместе работают эти слова(сдвигаем круги).Появляется новый цвет. Речь становится интересной.

Ребята ,что же мы с вами сегодня закрепили на уроке?

Мы сегодня так много говорили о русском языке, какой он красивый, богатый, выразительный.

И для нас ребята приготовили литературную минутку(стихи):

Язык наш прекрасный

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык! Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

какие прекрасные слова! Спасибо ребята!

Я вас благодарю за урок.

Урок окончен.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.