Краеведческое мероприятие в 6 классе «Челябинская область - историко-географический край»
Тема: Челябинская область – историко – географический край (40 мин)
Предварительная работа: сообщение учащегося «Географические названия Челябинской области»
Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем; географические и исторические карты России, Урала и Челябинской области;
Предназначен для учащихся 6 класса
Цели:
Предметные:
- познакомить со знаменитыми историческими местами Челябинской области.
- формировать интерес к названиям населенных пунктов Челябинской области.
Личностные:
- воспитывать любовь к своему краю
- развивать познавательный интерес у учащихся к истории родного края
Метапредметные:
- формировать умения аргументированно высказывать свое мнение
- развивать критическое мышление
Ход урока: Мотивация к уроку (2 мин)
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.
Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
(В. Алюшкин)
1. Объявление темы урока «Челябинская область – исторический край»
- целеполагание учащихся (3 мин)
Выясним …….Узнаем …… Научимся …….Проверим ……….
-Учитель:
- Какие исторические названия есть в крае?
- Как произошли исторические названия нашего края?
- Чем занимались люди Челябинской области?
На эти вопросы нужно ответить нам.
2. Выступление учащегося с сообщением о географических названиях Челябинской области (5 мин)
3. По ходу сообщения учащегося заполняется таблица:
название | перевод |
п. Каштак | с башкирского «место стоянки» |
п. Малый Куйбас в Агаповском районе | с казахского языка «овечья высота» |
р. Бирсуат | по – казахски «единственный водопой» |
Куросан, название притока реки Уй, | «сухая, пересыхающая» |
р. Бурсунка, приток реки Течи | «река с запахом гнили» |
Аргаяш | «солнечный берег» |
Куяш | «солнце» |
гора Ицыл | «гора вечного ветра» |
Таганай | «подставка для луны» |
Узункуль | «длинное (продолговатое) озеро» |
Кумкуль | «песчанное озеро» |
| |
4. Рассказ учителя (2 мин)
Чуть более 250 лет назад наш край уже был частью России, её границей, как и сейчас. Вдоль пограничной реки Уй тогда построили солдаты и казаки небольшие деревянно – земляные крепости, а между ними еще меньшие крепостцы – редуты и наблюдательные посты – для защиты от кочевников. Называли эти крепости и редуты, как умели: крепость Степная, редут Подгорный.
В 40-х годах XIX века на карте Оренбургской губернии, а в неё в то время входила почти вся современная Челябинская область, появилось несколько десятков «военных» названий: Париж, Берлин, Лейпциг, Фершампенауз, Бородино, Наваринское, Чесма, Варна, Рымникское…
Все они даны в честь побед русских войск на суше и на море над различными неприятелями в разные времена. Близ новой границы государства были основаны казачьи станицы – пограничные военные поселения. Казаки и солдаты не выбирали себе место жизни и службы. Это сделало за них правительство и импеератор Николай Первый. Так военная история России навсегда оставила свои следы на карте нашей области.
Наши далекие земляки очень давно занимались добычей руд, выплавкой металлов, переработкой их в изделия, обменом ….Это не могло не оставить след на карте. В северной части Миасской долины есть посёлок со странноватым названием Северные Печи – не Крыши, не Ворота, а именно Печи; в Кусинском районе – Ковалевские Печи; в горах у Златоуста – Киолимские Печи. Подозрительно много Печей! Опять тайна?
- (6 мин)
- Ребята предположите почему даны названия в горах со словом Печи? (выслушиваются мнения ребят)
- Зачем историкам нужно изучать географические названия? (выслушиваются ответы учащихся)
Дайте определения понятиям «редуты», «станицы»
5. Давайте составим СИНКВЕЙН «Челябинская область»
1. Название синквейна
2. 2 прилагательных, описывающих основную мысль
3. 3 глагола, описывающие действия
4. Короткое предложение, в котором автор указывает своё отношение
5. Одно слово, существительное, в котором человек выражает свои чувства
6. Работа учащихся с текстом (10 мин):
- Ученые установили, что история людей в нашем крае началась около 200 тысяч лет назад! Век металлов начался на Южном Урале лишь 5 тысяч лет назад. То есть до этого времени южноуральцы изготавливали орудия труда, оружие, украшения из различных пород камней, дерева, костей животных и их рогов…
Знаете ли вы, чем отличается ремесло от волшебства? Волшебство предполагает власть над кем-то или чем – то, общение с духами, богами. А можно ли спокойно относиться к превращению зеленого камня в расплавленное «солнце»? а затем – в золотистую бронзу? Конечно, это волшебство, колдовство! Так и воспринимали работу кузнецов – литейщиков древние люди. Они считали металл «ребенком», родившимся от брака печи (огня) с воздухом, нагнетаемым в нее при помощи мехов. Волшебными и, конечно, живыми, равноправными с мастером участниками колдовства считались и их инструменты. Вышедшие из строя литейные формы хоронили, как людей. Находки таких «захоронений» были сделаны в черте г. Челябинска.
Ученые считают, что уже в ту эпоху выплавлялись различные виды бронзы: один состав предназначался для изготовления оружия, другой – для украшений. Знания приобретались в ходе многочисленных опытов, превращаясь в обряд. Но огненное ремесло было невозможно без мер и весов, без знания пропорций. Это заметно не только по внешнему виду предметов той поры, но и нашло отражение в правильности очертаний поселений, строгости внутренней застройки. Конечно оборонительные укрепления прежде всего использовались для защиты от врагов. Но была у них и иная роль – магической черты, границы, которая отделяла мир колдунов – металлургов от обычных людей, смотревших на них со страхом и поклонением. Синташтинцы (назв. происходит от реки Синташты расп. В Брединском районе Челябинской обл. между посёлками Рымникский и Мирный) были не только обществом колдунов- металлургов. Они одними из первых в степях Евразии создали легкую деревянную колесницу, запряженную двумя конями.
Вопрос к тексту:
1. Почему древние люди относились к ремеслу металлургов и кузнецов как к колдовству?
2. Знаете ли вы сказки, в которых кузнецы общаются с потусторонними силами?
3. Какие изобретения и достижения синташтинцев позволяют говорить о высоком уровне развития их культуры?
7. Рассказ учителя ( 5 мин) Во время моего рассказа предлагаю вам заполнить таблицу
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что? | |
| ||
| ||
2 | Где? | |
| ||
| ||
3 | Когда? | |
| ||
| ||
4 | Кто? | |
| ||
| ||
5 | Как? | |
| ||
| ||
6 | Почему? | |
| ||
|
Многообразна была история нашего края в последние столетия. Неотрывна она от истории всей России!
В 1773-1775 годах здесь бушевала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Ты еще о ней узнаешь на уроках истории. Для нас же сейчас важно то, что она оставила многочисленные легенды о пугачевских кладах, бочонках с золотом, утопленных в южноуральских озёрах, и … географические названия: Пугачевская пещера на озере Тургояк, близ города Миасса; Пугачевские горки, валы, кладбища в разных местах Южного Урала. Людская молва связала их с именем предводителя восстания, хотя на деле большая их часть относится совсем к другим временам. Не только с именем Пугачева, но и с именами его соратников связывали южноуральцы названия: например, утесы и пещеры Салавата Юлаева – башкирского воина, соратника Пугачева.
Шли столетия … Вот уже и начало XX века «на дворе». Прогремела бесславная война с Японией в 1904-1905 годах, которая закончилась поражением России. Она оставила названия целых районов в южноуральских городах: Порт – Артур в Челябинске и Троицке. Сейчас, правда, в Челябинске вторая часть названия исчезла и район называется странновато – Порт. Вдовы погибших на той войне получали участки земли в определенных местах. И до недавних пор в одном из сел Октябрьского района они так и назывались – Вдовьи Пашни.
И последующие десятилетия истории нашей страны тоже оставили след на карте области. Это город Магнитогорск и село Октябрьское, прииск Ленинск, деревни Пятилетка, Правда и многие другие.
Челябинск! Некоторые ученые считают, что этим название город обязан… сосновому бору. В документах времени основания Челябинска это место называется Селяби Карагай, что означает Господский (Хозяйский) сосновый лес.
- Ребята, как вы считаете, легко ли ученым определять, из каких языков пришли к нам те или иные названия? Почему?
- Посмотрите на вашу таблицу и ответьте на вопрос, можно ли приготовиться к пересказу по этой таблице? Почему?
- Заслушать 2-3 пересказа
РЕФЛЕКСИЯ (2 мин)
Вопрос учащимся:
Почему невозможно стать взрослым человеком, настоящим гражданином, не зная своей истории?
Я узнал | Было интересно | Было трудно | Я научился | У меня получилось | Меня удивило | Мне захотелось |
| | | | | | |
Д/З
Выполните проект «Летописец нашего края» (поисково-информационный)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: учебное пособие для учащихся 6-7 –х классов. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2006
2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно – Урал. Кн. изд-во, 1997
3. Гимн Челябинской области [Электронный ресурс] http://gfg.unbi74.ru/cont/74_5.htm