12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гульнара34
Россия, Челябинская обл., д. Алтынташ Чебаркульский район

Тема: Челябинская область – историко – географический край (40 мин)

Предварительная работа: сообщение учащегося «Географические названия Челябинской области»

Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем; географические и исторические карты России, Урала и Челябинской области;

Предназначен для учащихся 6 класса

Цели:

Предметные:

- познакомить со знаменитыми историческими местами Челябинской области.

- формировать интерес к названиям населенных пунктов Челябинской области.

Личностные:

- воспитывать любовь к своему краю

- развивать познавательный интерес у учащихся к истории родного края

Метапредметные:

- формировать умения аргументированно высказывать свое мнение

- развивать критическое мышление

Ход урока: Мотивация к уроку (2 мин)

Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.

Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
(В. Алюшкин)

1. Объявление темы урока «Челябинская область – исторический край»

- целеполагание учащихся (3 мин)

Выясним …….Узнаем …… Научимся …….Проверим ……….

-Учитель:

- Какие исторические названия есть в крае?

- Как произошли исторические названия нашего края?

- Чем занимались люди Челябинской области?

На эти вопросы нужно ответить нам.

2. Выступление учащегося с сообщением о географических названиях Челябинской области (5 мин)

3. По ходу сообщения учащегося заполняется таблица:

название

перевод

п. Каштак

с башкирского «место стоянки»

п. Малый Куйбас в Агаповском районе

с казахского языка «овечья высота»

р. Бирсуат

по – казахски «единственный водопой»

Куросан, название притока реки Уй,

«сухая, пересыхающая»

р. Бурсунка, приток реки Течи

«река с запахом гнили»

Аргаяш

«солнечный берег»

Куяш

«солнце»

гора Ицыл

«гора вечного ветра»

Таганай

«подставка для луны»

Узункуль

«длинное (продолговатое) озеро»

Кумкуль

«песчанное озеро»





4. Рассказ учителя (2 мин)

Чуть более 250 лет назад наш край уже был частью России, её границей, как и сейчас. Вдоль пограничной реки Уй тогда построили солдаты и казаки небольшие деревянно – земляные крепости, а между ними еще меньшие крепостцы – редуты и наблюдательные посты – для защиты от кочевников. Называли эти крепости и редуты, как умели: крепость Степная, редут Подгорный.

В 40-х годах XIX века на карте Оренбургской губернии, а в неё в то время входила почти вся современная Челябинская область, появилось несколько десятков «военных» названий: Париж, Берлин, Лейпциг, Фершампенауз, Бородино, Наваринское, Чесма, Варна, Рымникское…

Все они даны в честь побед русских войск на суше и на море над различными неприятелями в разные времена. Близ новой границы государства были основаны казачьи станицы – пограничные военные поселения. Казаки и солдаты не выбирали себе место жизни и службы. Это сделало за них правительство и импеератор Николай Первый. Так военная история России навсегда оставила свои следы на карте нашей области.

Наши далекие земляки очень давно занимались добычей руд, выплавкой металлов, переработкой их в изделия, обменом ….Это не могло не оставить след на карте. В северной части Миасской долины есть посёлок со странноватым названием Северные Печи – не Крыши, не Ворота, а именно Печи; в Кусинском районе – Ковалевские Печи; в горах у Златоуста – Киолимские Печи. Подозрительно много Печей! Опять тайна?

- (6 мин)

- Ребята предположите почему даны названия в горах со словом Печи? (выслушиваются мнения ребят)

- Зачем историкам нужно изучать географические названия? (выслушиваются ответы учащихся)

Дайте определения понятиям «редуты», «станицы»

5. Давайте составим СИНКВЕЙН «Челябинская область»

1. Название синквейна

2. 2 прилагательных, описывающих основную мысль

3. 3 глагола, описывающие действия

4. Короткое предложение, в котором автор указывает своё отношение

5. Одно слово, существительное, в котором человек выражает свои чувства

6. Работа учащихся с текстом (10 мин):

- Ученые установили, что история людей в нашем крае началась около 200 тысяч лет назад! Век металлов начался на Южном Урале лишь 5 тысяч лет назад. То есть до этого времени южноуральцы изготавливали орудия труда, оружие, украшения из различных пород камней, дерева, костей животных и их рогов…

Знаете ли вы, чем отличается ремесло от волшебства? Волшебство предполагает власть над кем-то или чем – то, общение с духами, богами. А можно ли спокойно относиться к превращению зеленого камня в расплавленное «солнце»? а затем – в золотистую бронзу? Конечно, это волшебство, колдовство! Так и воспринимали работу кузнецов – литейщиков древние люди. Они считали металл «ребенком», родившимся от брака печи (огня) с воздухом, нагнетаемым в нее при помощи мехов. Волшебными и, конечно, живыми, равноправными с мастером участниками колдовства считались и их инструменты. Вышедшие из строя литейные формы хоронили, как людей. Находки таких «захоронений» были сделаны в черте г. Челябинска.

Ученые считают, что уже в ту эпоху выплавлялись различные виды бронзы: один состав предназначался для изготовления оружия, другой – для украшений. Знания приобретались в ходе многочисленных опытов, превращаясь в обряд. Но огненное ремесло было невозможно без мер и весов, без знания пропорций. Это заметно не только по внешнему виду предметов той поры, но и нашло отражение в правильности очертаний поселений, строгости внутренней застройки. Конечно оборонительные укрепления прежде всего использовались для защиты от врагов. Но была у них и иная роль – магической черты, границы, которая отделяла мир колдунов – металлургов от обычных людей, смотревших на них со страхом и поклонением. Синташтинцы (назв. происходит от реки Синташты расп. В Брединском районе Челябинской обл. между посёлками Рымникский и Мирный) были не только обществом колдунов- металлургов. Они одними из первых в степях Евразии создали легкую деревянную колесницу, запряженную двумя конями.

Вопрос к тексту:

1. Почему древние люди относились к ремеслу металлургов и кузнецов как к колдовству?

2. Знаете ли вы сказки, в которых кузнецы общаются с потусторонними силами?

3. Какие изобретения и достижения синташтинцев позволяют говорить о высоком уровне развития их культуры?

7. Рассказ учителя ( 5 мин) Во время моего рассказа предлагаю вам заполнить таблицу

п/п

Вопрос

Ответ

1

Что?




2

Где?




3

Когда?




4

Кто?




5

Как?




6

Почему?






Многообразна была история нашего края в последние столетия. Неотрывна она от истории всей России!

В 1773-1775 годах здесь бушевала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Ты еще о ней узнаешь на уроках истории. Для нас же сейчас важно то, что она оставила многочисленные легенды о пугачевских кладах, бочонках с золотом, утопленных в южноуральских озёрах, и … географические названия: Пугачевская пещера на озере Тургояк, близ города Миасса; Пугачевские горки, валы, кладбища в разных местах Южного Урала. Людская молва связала их с именем предводителя восстания, хотя на деле большая их часть относится совсем к другим временам. Не только с именем Пугачева, но и с именами его соратников связывали южноуральцы названия: например, утесы и пещеры Салавата Юлаева – башкирского воина, соратника Пугачева.

Шли столетия … Вот уже и начало XX века «на дворе». Прогремела бесславная война с Японией в 1904-1905 годах, которая закончилась поражением России. Она оставила названия целых районов в южноуральских городах: Порт – Артур в Челябинске и Троицке. Сейчас, правда, в Челябинске вторая часть названия исчезла и район называется странновато – Порт. Вдовы погибших на той войне получали участки земли в определенных местах. И до недавних пор в одном из сел Октябрьского района они так и назывались – Вдовьи Пашни.

И последующие десятилетия истории нашей страны тоже оставили след на карте области. Это город Магнитогорск и село Октябрьское, прииск Ленинск, деревни Пятилетка, Правда и многие другие.

Челябинск! Некоторые ученые считают, что этим название город обязан… сосновому бору. В документах времени основания Челябинска это место называется Селяби Карагай, что означает Господский (Хозяйский) сосновый лес.

- Ребята, как вы считаете, легко ли ученым определять, из каких языков пришли к нам те или иные названия? Почему?

- Посмотрите на вашу таблицу и ответьте на вопрос, можно ли приготовиться к пересказу по этой таблице? Почему?

- Заслушать 2-3 пересказа



РЕФЛЕКСИЯ (2 мин)

Вопрос учащимся:

Почему невозможно стать взрослым человеком, настоящим гражданином, не зная своей истории?

Я узнал

Было интересно

Было трудно

Я научился

У меня получилось

Меня удивило

Мне захотелось














Д/З

Выполните проект «Летописец нашего края» (поисково-информационный)























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: учебное пособие для учащихся 6-7 –х классов. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2006

2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно – Урал. Кн. изд-во, 1997

3. Гимн Челябинской области [Электронный ресурс] http://gfg.unbi74.ru/cont/74_5.htm



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.