12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васенина Галина Васильевна696
Россия, Новосибирская обл., станция Дупленская

t1582210312aa.jpgКонкурс «Мой родной край».

Раздел – история родного края.

Цель урока: познакомить учащихся 5 кл. с историей своего поселения

Оборудование: настенная физическая карта России;

фотоальбом «Строительство Великого Сибирского пути»;

компьютер;

проектор

Деятельность учителя: рассказ, представление презентации, побуждение учащихся к мыслительной деятельности.

Деятельность учащихся: анализ выслушанной информации, работа с физической картой России - определение географических обьектов, определение расстояний по величине масштаба, работа с фотоальбомом «Строительство Великого Сибирского пути»- разглядывание фотоматериалов, описание, комментарии изображений.


Конспект урока «История моего края»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории нашей Дупленки.

1.Первый слайд презентации

t1582210312ab.png



- Скажите, что это за здание, где оно находится?

Правильно, там живут ваши одноклассники - Лера и Саша. И правильно - это здание возле железной дороги.

2. Второй слайд презентации


t1582210312ac.gif


- А это что за здание, нет ли сходства с первым?

Молодцы, эти здания не только похожи, это одно и то же здание, только эти фотографии разделяют более ста лет. На обеих фотографиях здание железнодорожного вокзала, в 1896 году оно называлось «пассажирское зданиеV класса». Первый снимок сделан в 2019 году, а второй датируется 1900 годом.

3. – А кто знает, когда возникла наша Дупленка и в связи с чем?

И опять молодцы – своим возникновением наша Дупленская обязана строительству железной дороги. В 1895 году на 85 версте от станции Новониколаевск (так тогда назывался Новосибирск) был построен разъезд, где было административное здание, магазин и три дома для рабочих.

В 1896 году построили пассажирское здание V класса – вокзал. Разъезд получил статус железнодорожной станции Дупленская. Для работников станции построили небольшой поселок, в котором проживало первоначально всего около 50 человек.

А знаете ли вы, что нам повезло, т.к. перед началом строительства Великого Сибирского рельсового пути рассматривались разные варианты маршрута. Железная дорога по предложению тогдашнего министра путей сообщения А.Я. Гюббенета должна была строиться на восток от Челябинска.

- Найдите на карте г.Челябинск. Используя величину масштаба карты, определите расстояние от Челябинска до Новосибирска.

- Проанализируйте маршрут дороги в районе Новосибирска. Что вы видите на карте? Нет ли препятствий? Правильно, путь строителям преграждает река Обь.

- Как это препятствие можно обойти? Правильно, никак. Можно его преодолеть с помощью железнодорожного моста. Такой мост и был запланирован, но в районе г.Томска.

Напряженная работа партии изыскателей под руководством инженера Николая Георгиевича Гарина-Михайловского привела к изменению места строительства моста через р.Обь. Выбрали вариант строительства намного южнее Томска, что позволяло сократить путь на 130 километров. Так через нашу местность и прошла транссибирская магистраль.

- А кому из вас знакомо имя Гарина-Михайловского? Никаких ассоциаций не возникло? Правильно, в Новосибирске есть площадь Гарина-Михайловского. Ещё?

И опять правильно, в начальных классах вы читали его рассказ «Детство Темы». Николай Георгиевич был также и писателем, и путешественником.

Так что спасибо ему, что был выбран этот маршрут и дорога пошла через наши края.

- Ребята, вспомните, известно ли вам имя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского? Верно, это знаменитый путешественник, исследователь Азии. А Вениамин Петрович Семенов- Тян-Шанский – его сын, географ.

- Почему мы о нем вспомнили? А потому, что в книге «Полное географическое описание нашего отечества» под редакцией Вениамина Петровича Семенова- Тян-Шанского, изданной более 100 лет назад, в 1907г., упоминается наша Дупленка. Вот послушайте: «За Чулымом железнодорожный путь достигает ст.Дупленская (1.248в.). Местность вокруг станции болотистая, пресная вода достается из колодцев и хорошего качества…».

- Как вы считаете, описание географа соответствует истине? Конечно! Местность по-прежнему болотистая. Что про воду скажете? Да, не во всех колодцах и колонках сейчас она хорошего качества.

- А с чем связано название нашей станции? (учитель выслушивает ответы учащихся).

- К сожалению, документального подтверждения нет, но существует две версии старожилов на этот счет. По одной из них название связано с фамилией первого обходчика, по второй- с большим дуплом в березе на станции.

4.- А вот еще вам вопрос: кто слышал выражения «Старая Дупленка», «живу на Царевке»? Где Старая Дупленка, что это за поселение? (учитель выслушивает ответы учащихся).

- Да, действительно, говорят, что кладбище возле Старой Дупленки. Дело в том, что на 4 года позднее станции, к востоку от нее, возник поселок с таким же названием- Дупленская. Вероятно, из-за сильной заболоченности этой территории переселенцы из Украины и Беларуси, прибывавшие на «вольные земли», не стали селиться на станции, а выбрали место повыше и посуше – в трех километрах восточнее. Так, в 1899 году образовался поселок, одноименный со станцией, Дупленский. По воспоминаниям старожилов поселок располагался вдоль железной дороги в одну улицу. Улица тянулась от кладбища на восток, в сторону Оёша примерно на 1,5 километра. Домики в поселке были небольшими, крыты соломой и камышом, стены обмазывали глиной (благо она была в достаточном количестве, и сейчас местные жители для своих нужд копают глину в районе кладбища) и белили. Видимо, так переселенцы осуществляли связь со своей покинутой малой Родиной. В самых бедных домишках пол был глиняным, и можно только догадываться, как переносили люди зимнюю стужу.

В поселке была начальная школа. Но не было магазина, и электричество туда так и не провели, поэтому люди переселялись на станцию. В 1965 году оттуда уехал последний житель. Постепенно дома разобрали на пиломатериал и дрова. И уже ничего не напоминает о былом поселении. Только рассказы старожилов и находки монет, подков, других металлических предметом свидетельствуют о существовании на том месте поселка.

Вот так - поселка нет, а название осталось.

- Поднимите руки, кто живет на Царевке. А почему на Царевке? У нас же станция называется Дупленская? (дети высказывают свои предположения)

Да, в начале 20 века здесь был самостоятельный поселок Царевский, который возник почти одновременно со станцией Дупленской в 1896году к югу от нее. Название свое он получил от озера Царевского. Возле озера была построена водокачка, к ней от основного железнодорожного полотна была проложена ветка ж.д., по которой сюда подъезжали паровозы для заправки водой.

- А сейчас заправляются паровозы у озера? Молодцы! Конечно, нет. Сначала паровозы заменили тепловозы, а позднее и электровозы.

- В поселке Царевском не было школы и магазинов, поэтому люди ходили в Дупленскую. Но ведь эти поселения разделяет железная дорога, все время переходить через ж.д. пути, рискуя жизнью, было неудобно и опасно. Поэтому люди стали перебираться на станцию и поселок постепенно опустел. Остались только около двух десятков домов. В 1967 году поселок официально объединили с Дупленкой и теперь это одно поселение- станция Дупленская.

5. Итак, с историей возникновения, названий мы познакомились.

А теперь давайте глубже погрузимся в ту эпоху, когда шло активное строительство Великого Сибирского рельсового пути. Как этот путь сейчас называют? Да, молодцы, Транссибирская железнодорожная магистраль.


t1582210312ad.gif






t1582210312ae.gif


Перед вами фото из альбома «Строительство Великого Сибирского пути». Ребята, чтобы каждому было комфортно рассматривать фотографии в нужном ему темпе, воспользуемся не презентацией альбома, а самим альбомом. Выберите себе любую фотографию, внимательно ее рассмотрите, попробуйте себя представить на том месте, опишите какими инструментами пользовались рабочие, попробуйте представить с какими трудностями сталкивались строители. Подумайте, как сейчас могло идти строительство ж.д.

(Учащиеся рассматривают коллекцию фотографий, составляют рассказ по одной из выбранных).

6.Наш урок подошел к концу. Был ли он для вас познавательным?

Что для себя интересного узнали?

Планируете ли связать свою жизнь с железной дорогой?









t1582210312aa.jpg


Список литературы:

1.С любовью к тебе, Коченевский район: К 90-летнему юбилею Коченевского района Новосибирской области/ ред.совет: О.В.Смирнов, Н.А.Харченко и др.- Новосибирск: ЦЭРИС, 2014.-416с.:ил.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki /


Информаторы:

Старожилы станции Дупленская (мои личные записи их интервью).




















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.