12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бирагова78
Россия, Северная Осетия-Алания респ., с.Синдзикау

8


Раздел: Индия и Китай в древности.

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

Форма организации деятельности:

фронтальная

групповая

индивидуальная

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Мотивационно-целевой этап.

3. План урока:

природно - географические особенности Китая

древний мыслитель и философ Китая - Конфуций

письменность и изобретения Древнего Китая

основы воспитания китайского общества

4. Работа по теме урока.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

7. Объяснение домашнего задания

 Оборудование урока:

1) учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.

2) историческая карта «Индия и Китай в древности»;

3) видеоролик;

4) мультимедийная презентация;

5) пакет с рабочими материалами (исторические источники);

6) «свитки» с высказыванием Конфуция.

Методы:

словесный,

наглядный,

практический.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. В 5 классе на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия КУДА? (в страны Древнего мира.) Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали? Изобразим в виде кластера, в центре мы поместим наше ключевое слово ДРЕВНИЙ МИР, а вокруг, в лепестки впишем те государства, с которыми мы уже познакомились, в которых мы уже побывали.

Это будет у нас как модель планеты и ее спутников. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники».

(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)

Учитель. Сегодня мы с вами вновь отправимся в далёкое прошлое и посетим ещё одну удивительную страну., которую мы еще не отметили на нашем кластере, но впишем её в конце урока., а вместе с нами отправятся в путешествие и наши гости.


3.Мотивация.

Учитель.

Мы уже побывали в Индии, познакомились с её местоположением,  религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизмабучил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению . : Ребята, сегодня на уроке нас ждет встреча с еще одной цивилизацией Древнего Востока, но Раванна приготовил нам ловушку, он очень зол, что у него забрали Ситу и если мы не выполним его задания, он не выпустит нас из Индии.


1-е задание: вспомнить слова, которые связаны с Древней Индией- это могут быть названия рек, городов, географические объекты, жители страны, боги и др. (Например, джунгли, Брахма, брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры, неприкасаемые, Инд, Ганг, Гималаи, п-ов Индостан, касты, Индийский океан, Будда, Ашока, буддизм, реинкарнация-переселение души, шахматы)

2-е задание- ответить на вопросы:

1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма)

2. Юный царевич из индийской легенды, живший счастливо до тех пор, пока не узнал, что в мире существуют горе, боль и смерть. (Гаутама)

3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Ганг) 4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли)

5. Царь, объединивший под своей властью почти все индийские царства (3-й в. до н.э.) (Ашока)

6. имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии- (БУДДА)


3- е задание. Вставьте слова на месте пропусков

Учащиеся работают письменно по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие __________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ____________океана.

Самые многоводные реки Индии это ____________и _____________ .

По верованиям древних индийцев, бог _____________создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали _______ , _________ , __________.

_______– группа людей с определенными правами и обязанностями.

От материка Индию отделяют самые высокие Гималайские горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды Индийского океана.

Самые многоводные реки Индии это Инд и Ганг.

По верованиям древних индийцев, бог Брахма создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали сахарный тростник, хлопок, рис .

Каста – группа людей с определенными правами и обязанностями.

.


Государство, в которое мы сегодня отправляемся, вы должны определить сами. Я включу вам музыку и небольшой стих по ним вы должны будете  угадать, в какую страну мы совершим путешествие. Символом этого государства является дракон. Звучит музыка «Танец Дракона» t1652273396aa.gif

СТИХ:

Волшебная страна,

Загадок древних полна.

Стоит Великая стена,

Над ней летит большой дракон.


И столько населения живет, Что в жизни и не перечесть.

Они- покладистый народ.

Привыкли палочками есть.


(Видеоролик про Китай.)

Учитель. Как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).

4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Учитель: Вы правы, государство, историю которого мы возьмем за основу нашего путешествия – это Китай. Но без карты наше путешествие не состоится. Давайте найдем на карте. Индию, а потом выберем направление.

А теперь, ребята, мы с вами должны определить главного героя нашей игры.

На свете живут разные люди. Одни не обладают никакими особенными качествами. Другие – грамотные, образованные. Третьи – люди здравого смысла, которые никогда и ни в чём не отступают от него. Они одинаковы в горе и в радости, добродетельны, умеют говорить и молчать, когда это необходимо. Они прямодушны и рассудительны. — Как вы думаете, как можно назвать людей из третьей группы?

Подобных людей мы называем мудрецами и к ним идём просить совета, когда нам необходима помощь. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну из них. Этот человек является одним из великих мудрецов древности, своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас, ребята, внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, и вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Задание ( выведено на экран)

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения").

Он принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н. э.

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как Учителя жизни.

Фактически его учение в ходу уже 2400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Установлено, что он начал свою деятельность Учителя на двадцать втором году жизни.

Ценностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний. 

Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.

Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное наставление Учителя.

Учитель:  Мы познакомились с фактами из жизни нашего героя. Постараемся определить, как же его звали?

(Дети отвечают: Конфуций)

Учитель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. И нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда мы с вами определили направление нашего путешествия, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте придумаем название . Итак, какое название вы можете предложить?

(Дети дают примерную тему урока)

Учитель: Замечательные предложения. Цель нашего путешествия изучение истории Древнего Китая. По какому плану будем работать? Отлично! Следовательно, нашими задачами являются:

1.Характеристика географического положения и природных условий Древнего Китая.

2.Знакомство с китайским мудрецом Конфуцием и его учением.

Объектом будет учение Конфуция : Проблема, которую нам надо решить это возможно ли учение Конфуция использовать и в наше время?

«Чему учил китайский мудрец Конфуций». Запишем число и тему урока в тетрадь. А теперь давайте попробуем дать определение термину «мудрец». Так кто же такой, по-вашему, мудрец? Назовите первое, что придет на ум.

Мудрец – особо почитаемый человек, наделённый знаниями, умом, большим жизненным опытом.

Учитель: Давайте запишем это определение в тетрадь.

Когда мы начинаем знакомиться с новым государством, что мы должны изучить?

Ученики: узнать местоположение страны, природные условия, занятия жителей.

Учитель: действительно, именно это нам с вами и надо выяснить на уроке. Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего путешествия.

Ученики с помощью учителя формулируют цель урока: знакомство с географическим положением Древнего Китая, его природными условиями, занятиями и религиозными верованиями жителей этой страны, с китайским мудрецом Конфуцием и его учением.

Учитель: Тема: «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Изучение новой темы

План:

Природно-географические особенности Китая.

Древний мыслитель и философ Китая -Конфуций.

Письменность Китая

Основы воспитания китайского общества.


II. Изложение нового материала.

Учитель: Итак, необходимо определить «адрес» родины Конфуция. Для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой на стр. 106. учебника. Сейчас вы самостоятельно это сделаете, а потом ответите на мои вопросы.


Где находится Китай? (В Восточной Азии).

Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы(длинная река) и Хуанхэ(жёлтая река )

На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).

Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).

Учитель: Всё верно!  Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Ребята, давайте заглянем в одно из них и поближе познакомимся с его жителями. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей?

(Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля)

Учитель: Правильно. У китайцев, как и у других народов Древнего мира, существовали верования. Они верили в богов, духов, идолов. Но самым высшим существом для них было Небо. Поэтому император у них был Сыном Неба, а саму страну даже сейчас частенько называют «Поднебесной». А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, начинается история развития китайской философии, огромной кладовой идей в истории познания. Одним из философов был Конфуций.  Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества. Сейчас вы поделитесь на группы и поработаете с историческими источниками.

(Дети делятся на группы и работают с историческими источниками.)

Из высказываний Конфуция.


1. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости.

2. Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

3. Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

4. Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться.

5. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

6. Высшая добродетель – уважение к старшим.

7. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

8. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

9. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по - отечески наставляет.

10. Уважай старость, все стареют. Почитай и береги своих родителей.

11. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.

12. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

13. Не делай людям то, что себе не желаешь.

14. Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, - в этом тоже заключается радость.

Учитель: Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Путешествие далекое, нужно отдохнуть.

Физкультминутка

Человек на Востоке неотделим от природы больше, чем на Западе. Это до сих пор проявляется и в танцах, и в боевых искусствах, и в гимнастических упражнениях. В Китае в 4- 3-е тыс.до н.э. появилась гимнастика «цигун». Вы уже немного устали, наверное, и сейчас мы отдохнём с помощью базового упражнения этой гимнастики. Называется оно – « Поза дерева».

- Встаньте. пожалуйста.( включается музыка ) Поставьте ноги на ширине плеч. Колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз. Ладошки нужно собрать в виде лодочки – в них концентрируется энергия. Мышцы лица расслаблены. На время выбросьте все мысли из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение!

- Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева. Тело –

ствол, руки – ветви. Подышите.

- А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

- А вот вас осветило солнце. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией.

- Легкий ветерок раскачивает деревце – покачайтесь из стороны в сторону без усилий, легко и плавно. Повращайте кисти рук, потом стоп.

- И в завершении – руки положите на живот, девочки – правою ладонь на левую, мальчики – левую ладонь на правую. Подышите.

- Садитесь, пожалуйста.


Учитель: А теперь я буду называть действия, а вы будете определять поднятием руки , относятся они к «благородному мужу» или же к низкому человеку.

Помогать старшим,

Заботиться о младших,

Обманывать,

Уважать старших,

Выполнять обещания,

Поддерживать в трудную минуту,

Браниться,

Брать тебе не принадлежащее,

Говорить дурное за спиной,

Поступать по совести.

Спасибо, ребята. Итак, на какие два типа делил людей Конфуций?

(Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

Учитель: Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»?

(Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)

Проблемный вопрос: как вы думаете, можно ли в современном мире жить по учению Конфуция?

(Дети отвечают: можно, т.к. всегда ценится доброта, справедливость, взаимоуважение и т.д.)

Учитель: Верно .Двигаемся дальше: ребята, какие предметы нам помогают в усвоении новых знаний? Посмотрите на ваши парты, что вы видите?

(Дети отвечают: тетради, ручки, книги).

Учитель: Верно. Вот и Конфуций передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличались от наших книг. Сейчас вы прочитаете пункт 3 на стр. 107 и ответите, при помощи каких книг Конфуций передавал свои знания.

(ребёнок читает)

Учитель:  Итак, какие книги были в Древнем Китае?

(Дети отвечают: сделанные из бамбука)

Как же происходил сам процесс создания книги?

(Дети отвечают: ствол бамбука расщепляли на тонкие палочки и на них записывали иероглифы сверху вниз.)

Учитель: Молодцы, ребята. Действительно, вот так выглядела книга Древнего Китая. А теперь давайте посмотрим вокруг. Что вы видите? Правильно, мы видим большое количество разных вещей и предметов. Все они придуманы и сделаны человеком. Сейчас я предлагаю ответить на вопрос, что изобрели китайцы? Для этого вам нужно отгадать загадки.

1.И гремит он и  сверкает,

Звёздный  дождик проливает.

Отмечают праздник им. 

Побежим и поглядим?

Только он уже померк, 

Разноцветный


2. На ладонь он ляжет весь. 

Не часы — а стрелка есть. 

Он в дороге пригодится, 

С ним нигде не заблудиться. 


3 Был листком зелёным —

Чёрным стал, томлёным,

Поскорее наливай

Ароматный вкусный ...


4 Из меня посуду тонкую,

Нежно- белую и звонкую,

Обжигают с древних пор.

Называюсь я …

5 Чтоб читать и рисовать,

Есть букварь, и есть тетрадь.

Для нашего же блага

Придумана…

Учитель: Молодцы, ребята!  Давайте теперь разберемся, как же общались китайцы друг с другом, и какие правила поведения действовали в древнекитайском обществе. Все знания, согласно Конфуцию, сводились к изучению исторического наследия. «Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам: письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности.» «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Воспитанный китаец опрятно одевался и собирал волосы в пучок. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.

Учитель: Таким образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе. А теперь завершим наше путешествие синквейном на темы «Китай» и «Конфуций» (Мудрый , понимающий: учил, просветвлял, воспитывал; Не делай людям того, чего не желаешь себе; Мудрец!) (Китай. Многолюдны, поднебесный, могущественный ; Воодушевляет, впечатляет, воплощает, воюет, изобретает.Страна великих изобретений, государство.)

IV. Закрепление.

 Учитель: Ну что же, мы вышли здесь мне опять нужна будет ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым почерком. Помогите мне восстановить это письмо.

Задание (на интерактивной доске)

1.Китай расположен в Восточной …………..

2. По территории Китая протекают две реки: …… и……..

3. Учителем Жизни в Китае называли……….

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..

5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества, называли……

6. Сколько было необходимо лет для того, чтобы выучить все китайские иероглифы?..........

Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20.

Учитель: Молодцы, ребята! Большое спасибо за помощь!

Подведение итогов урока.

V. Рефлексия

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке., по китайски звучит Се се.

VI. Домашнее задание: параграф 22, вопросы и задания после параграфа.

Учитель: На память о нашем уроке я хочу подарить вам вот эти свитки с высказыванием великого китайского мудреца Конфуция.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.