Разработка урока по всемирной истории «Великая греческая колонизация» (История, 5 класс)
Тема: «Великая греческая колонизация»
Цель: создать условия для усвоения особенностей такого исторического явления как греческая колонизация
Задачи:
Определить причины и пути колонизации греками Средиземноморья и Причерноморья;
Организовать работу с картой и проанализировать особенности греческой колонизации,;
Привлечь внимание учащихся к становлению и развитию древних цивилизаций
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Оборудование:
учебник, на доске: эпиграф «Греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота»; иллюстрации с изображением греческого корабля, Троянского коня, амфоры, сыра, скота, пшеницы; первые буквы терминов-Варвар, Метрополия, Колония; на столах учащихся - карточки с текстами для анализа; атласы по истории Древнего мира; камни для рефлексии черные и белые.
Ход урока:
1.Организационный момент. Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает детей на работу.
2.Целеполагание, актуализация знаний.
Учитель предлагает прочитать эпиграф и определить предмет изучения на уроке, подходит ли эпиграф (к этому вопросу нужно вернуться в конце занятия), после чего класс приступает к записи темы. Далее учитель предлагает определиться с тем, что класс будет изучать на уроке, предложив выбрать лишнюю картинку на доске и объяснить свой выбор (дети должны убрать Троянского коня, так как этот образ из пройденного материала и к новой теме не подходит). Оставшиеся картинки, эпиграф и первые буквы терминов на доске дети используют, чтобы поставить каждому цель на урок (я хочу научиться…, я хочу узнать…, меня интересует…)
3.Изучение нового материала.
Учитель: Что вы помните о Греции, греках? (ответы учащихся).
Дети, вы правильно решили, что образ Троянского коня к новой теме не подходит (снимает с доски картинку). Но я не зря использовала его сегодня – древние греки занимали новые территории не только путем войн или хитростью, но и мирным путем. Греки, начиная с VIII-VI в. до н.э., начали активно заселять чужие земли. Они не открывали новые территории, а шли по стопам финикийцев, вытесняя своих предшественников. Далеко вглубь они не проникали, селились на побережьях. Эти поселения и стали называться колониями. Как вы думаете, по какой причине греки покидали свою Родину (ответы учащихся строятся после просмотра сценки «Голоса эпохи»).
Сценка: «Я бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».
«У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.
«Кто вы такие? Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дому».
«Вы угадали. Я торговец и живу здесь в Коринфе. Верные люди рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами, морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня».
В разговор вмешиваются два брата:
«Мы ткачи-ремесленники»
«Прежде жившие на одном из островов Эгейского моря.»
«Нам пришлось навсегда покинуть родной город, мы подняли демос на борьбу против знати.
«Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле мы бежали».
Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.
«Кто ты? — По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»
«Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».
Причины колонизации обсуждаются, дополняются материалом из учебника, и в тетради предлагаю заполнить схему: «Причины греческой колонизации»
Учитель: Куда же ехали греки группами по 100-200 человек, забирая с собой скот, оружие, семена, горсть родной земли и огонь? Давайте найдем эти места на карте. Разберитесь с условными обозначениями и определите основные направления греческой колонизации. Для закрепления я даю вам 5 стрелок, которые нужно подписать по направлениям колонизации и разместить на карте (от каждого варианта по очереди идет представитель и размещает стрелку - «Северо-Западное Средиземноморье, Северное Причерноморье, Южные Апеннины, Северная Африка, Малая Азия»).
В атласах есть изображения греческих и финикийских кораблей, дети рассуждают о том, какой из них для чего подходит. Учитель снимает картинку корабля и спрашивает: почему греки красили корабль и паруса в синий цвет? Подсказкой послужит один из мифов древних греков (учащийся рассказывает «Миф о Дионисе»). Беседа приводит к мнению, что на пути к новым землям было много опасностей и учитель отмечает, что и в наши дни существует проблема пиратства.
Учитель: Несмотря на отъезд с Родины , колонисты поддерживали с Грецией постоянную связь. Прибытие корабля из Греции становилось настоящим праздником. Так формировался «Эллинский мир». Давайте закрепим основные понятия, с которыми вы сегодня столкнулись. Используя учебник, допишите к первым буквам на доске недостающие, пока я читаю определения:
-чужак, не эллин; ВАРВАР
-город, основавший колонию; МЕТРОПОЛИЯ
-заселенная земля. КОЛОНИЯ
Учитель: мы прочитали об отношениях греков к варварам, как это их характеризует? (дети осуждают поведение греков, считающих себя лучше других, но объясняют это поведение более высоким уровнем развития по сравнению с варварами, дающего право грекам так себя ценить.)
Учитель: какой вопрос нам нужно раскрыть исходя из оставшихся картинок (основные занятия). Работаем с учебником, выписываем в два столбика, что греки ввозили в колонию (вазы, масло, вино), и вывозили (зерно, скот, металлы)
Учитель: а теперь подумайте, какие греческие города имели больше всего колоний (дети предполагают, что это Спарта или Афины). На самом деле, Спарта имела всего 1 колонию, Афины - ни одной. Больше всего колоний было у Милета – 75. Давайте дадим оценку колонизации, найдем в ней положительные и отрицательные черты (работа по вариантам, защита своего мнения)
4. Домашнее задание творческое: рассказать о колонизации от лица грека-переселенца.
5.Закрепление.
Учитель:
А) Перед вами вопросы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ? КАК?» Дополните эти вопросы, создав целое предложение по изученному материалу, и ответьте на них.
Б )Какие цели вы ставили в начале урока, достигли ли их?
В) Согласны ли вы теперь с эпиграфом?
6.Рефлексия.
Учитель: В древних Афинах голосовали камнями – белыми и черными, выражая согласие или несогласие соответственно. Возьмите камень любого цвета и положите его в мой мешок, сказав: «Урок мне понравился, потому что…, «Я сегодня научился, узнал, заинтересовался…(для белого камня), «Урок мне не понравился, потому что…, «Я не понял, меня не заинтересовало…(для черного камня).