«Черчение»

0
0
Материал опубликован 17 July

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего»




УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«__________»

________________________

директор

Приказ №_180_

от «__» _мая _2025 г.






Рабочая программа



по учебному курсу «Черчение»

предметной области «Труд (технология)»

8 класс






















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение

5

Планируемые результаты

6

Личностные результаты

6

Метапредметные результаты

7

Предметные результаты

9

Тематическое планирование

10

Поурочное планирование

11

Учебно-методическое обеспечение курса

15























Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Черчение» 8 класс создана в качестве дополнения (углубления) Рабочей программы учебного предмета «Труд (технология)»* в части реализации модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)» основного общего образования

* /ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) (для 5–9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Москва – 2024)/

Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии.

В рамках освоения курса учебной программы, составленной на основе модуля «Компьютерная графика. Черчение» обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и изображения, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчетов по чертежам.

Приобретаемые в процессе изучения программы знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.

Основной целью программы «Черчение» является формирование у обучающихся графической грамотности и графической культуры. Графическая грамотность раскрывается через понимание и интерпретацию разнообразной графической информации, а также овладение элементами, способами, технологиями отображения предметного мира с помощью графических средств.

Содержание программы «Черчение» раскрывается во взаимосвязи с учебным предметом «Труд (технология)» и учебными предметами физико-математической направленности, где обучающиеся в процессе выполнения практических и проектных работ выполняют эскизы, чертежи, схемы, разрабатывают конструкторскую и проектную документацию.

Учебный курс «Черчение», с учетом краткости модуля «Компьютерная графика. Черчение», берет за основу более развернутую с акцентированием на практические графические (ручные) навыки программу «Черчение», под редакцией Ботвинникова А.Д,М.: АСТ: Астрель,2009. УМК учащихся: учебник «Черчение» /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, ( 8класс), 2011г.

Эта программа была составлена на два года обучения — 8-9 класс. В связи с тем, что программа была составлена к требованиям ФГОС первого поколения, то адаптация содержания программы стала необходимым условием для реализации в современных условиях.

Методические особенности преподавания учебной программы «Черчение»:

1. программа осваивается во взаимосвязи с модулем «Компьютерная графика. Черчение», являясь логически связанной как с точки зрения общего понятийного ряда (модель, чертеж, эскиз, технологическая карта, пр.), так и с точки зрения использования (анализа, обработки, применения) графической информации при изготовлении изделий или выполнении проектных работ.

2. Одной из задач программы является раскрытие мира графики и применения графической информации в разных сферах деятельности, для решения разных производственно-технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, художественно-творческих (дизайнерских) и пр.

3. Учебный курс становится неотъемлемой частью углубленного освоения модуля «Компьютерная графика. Черчение» и направлен на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов.

4. Особенностью реализации практических работ в данной программе является соблюдение методической последовательности: анализ (формы, чертежа, графической информации) – выбор инструментов и способов работы – выполнение конкретных практических и проектных работ – оценка (анализ) качества работы.

5. Практические работы позволяют освоить базовые приемы графики и черчения, выполнить несложные виды конструкторской и проектной документации (схема, эскиз, чертеж и пр.), чтобы в дальнейшем развивать графические умения и навыки при выполнении практических и проектных работ в других модулях учебного предмета «Труд (технология)».

6. Развитие графической подготовки — процесса, обеспечивающего формирование рациональных приемов чтения и выполнения различных графических изображений, позволяющих в дальнейшем ориентироваться в огромном спектре графической информации (чертежи, схемы, инструкции, инфографика…).

Учебная программа «Черчение», 8 класс в большей мере направлена на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, чтения чертежей и навыков работы с графической документацией.


Учебная программа «Черчение» предлагается для изучения обучающимися 8 класса общим объемом 34 часа – по 1 часу.


Содержание учебного предмета «Черчение»


ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

учебного курса «ЧЕРЧЕНИЕ»


Так как учебный курс является частью и логическим продолжением модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)», то планируемые результаты освоения соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых;

2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

3) эстетического воспитания:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;

осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;

4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;

5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;

6) трудового воспитания:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

умение ориентироваться в мире современных профессий;

умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, потребностей;

ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

7) экологического воспитания:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые проектные действия:

выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;

осуществлять планирование проектной деятельности;

разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;

осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путем изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс ее достижения.

Умение принятия себя и других:

признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обязательные предметные результаты:

организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»:

называть виды и области применения графической информации;

называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертеж, схема, карта, пиктограмма и др.);

называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);

называть и применять чертежные инструменты;

читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);

знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов;

понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;

называть виды конструкторской документации;

называть и характеризовать виды графических моделей;

владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;

уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам;

владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;

выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений;

характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой, их востребованность на рынке труда.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Основы классического черчения

1.1

Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения.

1




1.2

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

5


1


1.3

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

4


1


1.4

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

9


1


1.5

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ

15


3


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

6













ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

п/п

Тема урока


Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения.

1




2

Понятие о стандартах ЕСКД, ЕСТД. Форматы, их оформление. Линии чертежа.

1




3

Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта.

1




4

Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта.

1


1


5

Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба.

1




6

Алгоритм построения чертежа «плоской» детали.

1




7

Геометрические построения. Сопряжение.

1




8

Сопряжение углов, окружности и прямой, окружностей на примере плоской детали.

1




9

Методы и способы проецирования. Виды проекций. Аксонометрические и прямоугольные проекции.

1




10

Сравнительная характеристика простейших геометрических тел.

1




11

Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции многогранников. Точка на поверхности. Прямоугольные проекции призм. Точка на поверхности призмы.

1




12

Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции тел вращения.

1




13

Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке.

1




14

Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. Практическая работа

1


1


15

Основные виды и расположение по ГОСТу. Требования ГОСТа к главному виду. Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже.

1




16

Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Практическая работа «Построение третьего вида по двум данным»

1


1


17

Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа «Чертеж детали»

1




18

Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции окружности. Изометрия окружности.

1




19

Сечения

1




20

Сечения

1


1


21

Разрезы

1




22

Разрезы

1




23

Соединение вида и разреза. ПР

1


1


24

Местный разрез

1




25

Общие сведения о соединениях деталей в изделии.

1




26

Условное изображение и обозначение резьбы.

1




27

Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений

1




28

Графическая работа «Чертеж резьбового соединения».

1




29

Сборочный чертёж

1




30

Сборочный чертёж

1




31

Чтение чертежей несложных сборочных единиц

1




32

Деталирование

1




33

Выполнение проектного задания. Дизайн-проектирование «Создание модели сложной формы».

Графическая работа «Деталирование» ПР

1


1


34

Элементы конструирования.

Общие сведения о схемах

1





Итого

34


6




















Учебно-методическое обеспечение курса





1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

2. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

3. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.