«Черчение»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Комитет образования города Курска
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«__________»
________________________
директор
Приказ №_180_
от «__» _мая _2025 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Черчение»
предметной области «Труд (технология)»
8 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение | 5 |
Планируемые результаты | 6 |
Личностные результаты | 6 |
Метапредметные результаты | 7 |
Предметные результаты | 9 |
Тематическое планирование | 10 |
Поурочное планирование | 11 |
Учебно-методическое обеспечение курса | 15 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Черчение» 8 класс создана в качестве дополнения (углубления) Рабочей программы учебного предмета «Труд (технология)»* в части реализации модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)» основного общего образования
* /ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) (для 5–9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Москва – 2024)/
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии.
В рамках освоения курса учебной программы, составленной на основе модуля «Компьютерная графика. Черчение» обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и изображения, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчетов по чертежам.
Приобретаемые в процессе изучения программы знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.
Основной целью программы «Черчение» является формирование у обучающихся графической грамотности и графической культуры. Графическая грамотность раскрывается через понимание и интерпретацию разнообразной графической информации, а также овладение элементами, способами, технологиями отображения предметного мира с помощью графических средств.
Содержание программы «Черчение» раскрывается во взаимосвязи с учебным предметом «Труд (технология)» и учебными предметами физико-математической направленности, где обучающиеся в процессе выполнения практических и проектных работ выполняют эскизы, чертежи, схемы, разрабатывают конструкторскую и проектную документацию.
Учебный курс «Черчение», с учетом краткости модуля «Компьютерная графика. Черчение», берет за основу более развернутую с акцентированием на практические графические (ручные) навыки программу «Черчение», под редакцией Ботвинникова А.Д,М.: АСТ: Астрель,2009. УМК учащихся: учебник «Черчение» /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, ( 8класс), 2011г.
Эта программа была составлена на два года обучения — 8-9 класс. В связи с тем, что программа была составлена к требованиям ФГОС первого поколения, то адаптация содержания программы стала необходимым условием для реализации в современных условиях.
Методические особенности преподавания учебной программы «Черчение»:
1. программа осваивается во взаимосвязи с модулем «Компьютерная графика. Черчение», являясь логически связанной как с точки зрения общего понятийного ряда (модель, чертеж, эскиз, технологическая карта, пр.), так и с точки зрения использования (анализа, обработки, применения) графической информации при изготовлении изделий или выполнении проектных работ.
2. Одной из задач программы является раскрытие мира графики и применения графической информации в разных сферах деятельности, для решения разных производственно-технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, художественно-творческих (дизайнерских) и пр.
3. Учебный курс становится неотъемлемой частью углубленного освоения модуля «Компьютерная графика. Черчение» и направлен на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов.
4. Особенностью реализации практических работ в данной программе является соблюдение методической последовательности: анализ (формы, чертежа, графической информации) – выбор инструментов и способов работы – выполнение конкретных практических и проектных работ – оценка (анализ) качества работы.
5. Практические работы позволяют освоить базовые приемы графики и черчения, выполнить несложные виды конструкторской и проектной документации (схема, эскиз, чертеж и пр.), чтобы в дальнейшем развивать графические умения и навыки при выполнении практических и проектных работ в других модулях учебного предмета «Труд (технология)».
6. Развитие графической подготовки — процесса, обеспечивающего формирование рациональных приемов чтения и выполнения различных графических изображений, позволяющих в дальнейшем ориентироваться в огромном спектре графической информации (чертежи, схемы, инструкции, инфографика…).
Учебная программа «Черчение», 8 класс в большей мере направлена на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, чтения чертежей и навыков работы с графической документацией.
Учебная программа «Черчение» предлагается для изучения обучающимися 8 класса общим объемом 34 часа – по 1 часу.
Содержание учебного предмета «Черчение»
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
учебного курса «ЧЕРЧЕНИЕ»
Так как учебный курс является частью и логическим продолжением модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)», то планируемые результаты освоения соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;
осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путем изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс ее достижения.
Умение принятия себя и других:
признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертеж, схема, карта, пиктограмма и др.);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертежные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам;
владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Основы классического черчения | |||||
1.1 | Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения. | 1 | | | |
1.2 | ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ | 5 | | 1 | |
1.3 | ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ | 4 | | 1 | |
1.4 | СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ | 9 | | 1 | |
1.5 | ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ | 15 | | 3 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения. | 1 | | | |
2 | Понятие о стандартах ЕСКД, ЕСТД. Форматы, их оформление. Линии чертежа. | 1 | | | |
3 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. | 1 | | | |
4 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. | 1 | | 1 | |
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба. | 1 | | | |
6 | Алгоритм построения чертежа «плоской» детали. | 1 | | | |
7 | Геометрические построения. Сопряжение. | 1 | | | |
8 | Сопряжение углов, окружности и прямой, окружностей на примере плоской детали. | 1 | | | |
9 | Методы и способы проецирования. Виды проекций. Аксонометрические и прямоугольные проекции. | 1 | | | |
10 | Сравнительная характеристика простейших геометрических тел. | 1 | | | |
11 | Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции многогранников. Точка на поверхности. Прямоугольные проекции призм. Точка на поверхности призмы. | 1 | | | |
12 | Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции тел вращения. | 1 | | | |
13 | Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. | 1 | | | |
14 | Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. Практическая работа | 1 | | 1 | |
15 | Основные виды и расположение по ГОСТу. Требования ГОСТа к главному виду. Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. | 1 | | | |
16 | Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Практическая работа «Построение третьего вида по двум данным» | 1 | | 1 | |
17 | Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа «Чертеж детали» | 1 | | | |
18 | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции окружности. Изометрия окружности. | 1 | | | |
19 | Сечения | 1 | | | |
20 | Сечения | 1 | | 1 | |
21 | Разрезы | 1 | | | |
22 | Разрезы | 1 | | | |
23 | Соединение вида и разреза. ПР | 1 | | 1 | |
24 | Местный разрез | 1 | | | |
25 | Общие сведения о соединениях деталей в изделии. | 1 | | | |
26 | Условное изображение и обозначение резьбы. | 1 | | | |
27 | Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений | 1 | | | |
28 | Графическая работа «Чертеж резьбового соединения». | 1 | | | |
29 | Сборочный чертёж | 1 | | | |
30 | Сборочный чертёж | 1 | | | |
31 | Чтение чертежей несложных сборочных единиц | 1 | | | |
32 | Деталирование | 1 | | | |
33 | Выполнение проектного задания. Дизайн-проектирование «Создание модели сложной формы». Графическая работа «Деталирование» ПР | 1 | | 1 | |
34 | Элементы конструирования. Общие сведения о схемах | 1 | | | |
| Итого | 34 | | 6 | |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
2. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
3. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.