Программа дополнительного образования «Основы черчения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
«Согласовано» И.о. Заместитель директора школы по ВР ___________ Л.И. Горохова
«_____»______________2018 г.
|
|
«Утверждено» Директор школы _____________А.В.Меркушева
Приказ № ___ от «_____» ______________2018 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Основы черчения»
(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС ООО)
Программа рассчитана на учащихся 6 классов
Срок реализации - 1 год
Составила
руководитель кружка
Солдатенко Татьяна Викторовна
(учитель изобразительного искусства)
2018 год
с. Слобода
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению 7-9 классы для общеобразовательных школ и модифицирована для работы в 6 классе, рекомендованной Министерством образования РФ (авторы А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольский). Москва «Просвещение» 2010г. Программа переработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей, овладение графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач, которые в конце обучения реализуются при решении задач с элементами технического конструирования. Результатом графической творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Планируемые результаты изучаемого курса дополнительной образовательной программы
в направлении личностного развития:
у обучающихся будут сформированы
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, деятельности;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
в метапредметном направлении:
обучающиеся научатся
отличать верно выполненное задание от неверного;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться чертежным языком ;
слушать и понимать высказывания собеседников;
согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
обучающиеся получат возможность научиться:
работать по предложенному учителем плану;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
в предметном направлении:
обучающиеся научатся
умению работать с различными чертежными инструментами;
методам графического отображения геометрической информации (метод центрального и параллельного проецирования);
методу прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три плоскости проекций; способы построения проекций;
узнают о деталях и их конструктивных элементах;
узнают о техническом рисунке.
обучающиеся получат возможность научиться:
рационально пользоваться чертежными инструментами; выполнять геометрические построения ;
Правилам оформления чертежа детали; последовательность выполнения чертежа;
оформлять чертеж в соответствии с требованиями ЕСКД;
читать чертежи несложных деталей;
наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям);
читать и выполнять проекционные изображения, геометрических тел и моделей деталей;
анализировать форму;
выполнять чертеж детали, используя виды.
2. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса |
Форма организации |
Вид деятельности |
Правила оформления чертежа (4) |
||
Тема 1. Предмет «черчение». Введение в курс предмета
|
Открытие новых знаний |
Беседа, практическая работа |
Тема 2. Инструменты и принадлежности. Линии чертежа |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 3. Правила оформления чертежа. Рамка, основная надпись |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 4 Шрифты чертежные |
Практикум |
Практическая работа |
Проецирование(2) |
||
Тема 5 Общие сведения о проецировании |
Открытие новых знаний |
Беседа |
Тема 6 Проецирование |
Практикум |
Практическая работа |
Расположение видов на чертеже (5) |
||
Тема 7 Виды |
Открытие новых знаний |
Беседа |
Тема 8 Местный вид |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 9 Построение видов на чертеже |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 10 Построение видов на чертеже |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 11 Графическая работа на построение комплексного чертежа детали |
Практикум |
Практическая работа |
Аксонометрические проекции (16) |
||
Тема 12 Построение аксонометрических проекций |
Открытие новых знаний |
Беседа |
Тема 13 Аксонометрические проекции |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 14 Построение многоугольников в аксонометрических проекциях |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 15 Алгоритм построения изометрической проекции треугольника |
Открытие новых знаний |
Беседа |
Тема 16 Построение изометрической проекции шестиугольника. |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 17 Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 18 Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 19 Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 20 Алгоритм построения изометрической проекции окружности |
Открытие новых знаний
|
Беседа |
Тема 21 Алгоритм построения изометрической проекции окружности |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 22 Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 23 Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 24 Аксонометрические проекции геометрических тел |
Открытие новых знаний
|
Беседа |
Тема 25 Построение аксонометрических проекций |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 26 Построение аксонометрических проекций |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 27 Построение аксонометрических проекций |
Практикум |
Практическая работа |
Практические работы (7) |
||
Тема 28 Занимательные задачи |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 29 Занимательные задачи |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 30 Графическая работа «Виды» |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 31 Графическая работа «Виды» |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 32 Построение технического рисунка |
Открытие новых знаний
|
Беседа |
Тема 33 Построение технического рисунка |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 34 Занимательные задачи |
Практикум |
Практическая работа |
Тема 35 Резервное время |
|
|
3. Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего (час)
|
Количество часов |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Правила оформления чертежа |
4 |
1 |
3 |
2 |
Проецирование |
2 |
1 |
1 |
|
Расположение видов на чертеже |
5 |
1 |
4 |
3 |
Аксонометрические проекции |
16 |
4 |
12 |
4 |
Практические работы |
7 |
|
7 |
5 |
Резервное время |
1 |
|
|
Всего 35 часов |
4. Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Правила оформления чертежа |
|||||
1 |
6.09 |
|
Предмет «черчение». Введение в курс предмета |
1 |
Инструктаж по ТБ |
2 |
13.09 |
|
Инструменты и принадлежности. Линии чертежа |
1 |
|
3 |
20.09 |
|
Правила оформления чертежа. Рамка, основная надпись |
1 |
|
4 |
27.09 |
|
Шрифты чертежные |
1 |
|
Проецирование |
|||||
5 |
4.10 |
|
Общие сведения о проецировании |
1 |
|
6 |
11.10 |
|
Проецирование |
1 |
|
Расположение видов на чертеже |
|||||
7 |
18.10 |
|
Виды |
1 |
|
8 |
25.10 |
|
Местный вид |
1 |
|
9 |
1.11 |
|
Построение видов на чертеже |
1 |
|
10 |
15.11 |
|
Построение видов на чертеже |
1 |
|
11 |
22.11 |
|
Графическая работа на построение комплексного чертежа детали |
1 |
|
Аксонометрические проекции |
|||||
12 |
29.11 |
|
Построение аксонометрических проекций |
1 |
|
13 |
6.12 |
|
Аксонометрические проекции |
1 |
|
14 |
13.11 |
|
Построение многоугольников в аксонометрических проекциях |
1 |
|
15 |
20.12 |
|
Алгоритм построения изометрической проекции треугольника |
1 |
|
16 |
27.12 |
|
Построение изометрической проекции шестиугольника. |
1 |
|
17 |
10.01 |
|
Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу |
1 |
|
18 |
17.01 |
|
Алгоритм построения изометрической проекции детали по чертежу |
1 |
|
19 |
24.01 |
|
Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
1 |
|
20 |
31.01 |
|
Алгоритм построения изометрической проекции окружности |
1 |
|
21 |
7.02 |
|
Алгоритм построения изометрической проекции окружности |
1 |
|
22 |
14.02 |
|
Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
1 |
|
23 |
21.02 |
|
Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу |
1 |
|
24 |
28.02 |
|
Аксонометрические проекции геометрических тел |
1 |
|
25 |
7.03 |
|
Построение аксонометрических проекций |
1 |
|
26 |
14.03 |
|
Построение аксонометрических проекций |
1 |
|
27 |
21.03 |
|
Построение аксонометрических проекций |
1 |
|
Практические работы |
|||||
28 |
4.04 |
|
Занимательные задачи |
1 |
|
29 |
11.04 |
|
Занимательные задачи |
1 |
|
30 |
18.04 |
|
Графическая работа «Виды» |
1 |
|
31 |
25.04 |
|
Графическая работа «Виды» |
1 |
|
32 |
16.05 |
|
Построение технического рисунка |
1 |
|
33 |
23.05 |
|
Построение технического рисунка |
1 |
|
34 |
30.05 |
|
Занимательные задачи |
1 |
|
35 |
|
|
Резервное время |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
35 часов |
|