12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена128
Россия, Ставропольский край, Георгиевск
2

Доклад «Через игру к знанию своего региона или применение игровых технологий на уроках географии при изучении регионального компонента»

Через игру к знанию своего региона

или применение игровых технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Гайворонская Елена Григорьевна

учитель географии

Скажите, кто из вас не любит играть?

Уже, будучи взрослыми, мы постоянно обращаемся к различным ребусам, шарадам, головоломкам, кроссвордам, решаем их в свободное время, спрашиваем знакомых, ищем ответы в книгах, справочниках, интернете. Мы активно включаемся в интеллектуальные, спортивные, ролевые, деловые и другие игры. Если нам взрослым это интересно, то дети гораздо активнее ведут себя в игровой ситуации. Игра активизирует функции личности, поднимает тонус, в ходе игры у ребенка появляется азарт, желание продолжить действо, найти ответ на поставленный вопрос, решить проблему.

Половину своего времени дети проводят в школе, на уроках. Урок – неотъемлемая часть школьной жизни. Современная система образования, основанная на системно-деятельностном подходе, требует от учителя применения новых методов, приёмов, форм и технологий обучения. Уроки, которые проводятся по заведомо известному ученику алгоритму, скучны, приводят к снижению познавательного интереса, вызывают нежелание учиться. Вот здесь-то и приходят на выручку игровые технологии, которые уже давно стали популярными в школьной учительской среде.

Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, осмысливает его, транслирует полученный результат аудитории. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. В методической литературе можно найти много материала для проведения познавательных игр, но при творческом подходе каждый учитель может придумать игру, уже известные игры наполнить новым звучанием, новым содержанием.

В нашей школе, в общеобразовательную программу по географии для 8 и 9 классов введен региональный компонент. И за этот короткий период необходимо познакомить учащихся с географическими особенностями региона, с его уникальными природными территориями, флорой и фауной, административными единицами, особенностями в составе населения и многими другими знаниями в рамках изучаемого предмета. Задача стоит не только в том, чтобы познакомить, но и в том, чтобы знания остались у учеников в активном состоянии. И, безусловно, игра является тем главным приемом, средством, методом и формой обучения, который позволяет даже слабым ученикам освоить программное содержание. Игра позволяет проявить находчивость и сообразительность, личный опыт, позволяет организовать виртуальное личное присутствие в тех местах, о которых идет речь на уроке. Эти моменты оказываются более важными, чем рассказ учителя или прочитанная самостоятельно статья. Чувство равенства, сопричастности, атмосфера увлеченности и радости дают детям возможность преодолеть стеснительность и благодарно сказываются на результатах обучения.

Для иллюстрации сказанного приведу несколько ярких примеров.

При изучении тем «Животный мир » и «Растения» в 8 классе разработаны кроссворды, которые можно отнести к играм-упражнениям, являющимся гимнастикой для ума, средством личностного развития и познания окружающего мира.

Тематика заданий достаточно разнообразна: «Фауна леса», «Красная книга». Дети с увлечением выполняют предложенные упражнения, как на уроке, так и дома. Интерес детей повышается и путем самостоятельной разработки кроссвордов и ребусов. В методической копилке хранятся детские работы: ребусы и кроссворды на следующие темы: «Реки нашего края», «Говорящие названия нашего края», «Население края» и т.д.

Применение игры на уроке очень разнообразно и зависит от цели урока. Игру можно использовать:

в начале урока для активизации внимания учащихся;

в ходе урока с помощью игры школьники получают новые знания;

в конце урока для закрепления, полученных ранее знания.

Игра не только позволяет решить задачи обучения, но при этом дети получают удовольствие.

Приведу примеры использования всем известных игр.

Игра «Словесная цепочка». Правила игры очень просты: необходимо выстроить цепочку с названиями географических объектов региона так, чтобы последняя буква была началом названия какого-либо населенного пункта, реки, озера, т.е. любого географического объекта.

Игра «Слова в словах». Из букв какого-либо слова составляются географические названия, названия животных и растений, названия достопримечательных мест. При составлении слов из заданного слова нельзя прибавлять новые буквы, а использовать только те, что встречаются в слове. Предлагаем слово «Солигалич» – город в Костромской области, который славится своими водо- и грязелечебницами, расположенными на правом берегу реки Костромы. Дети составляют следующие слова – лоси, Галич, лиса, соли, лог.

Игра «Главная буква». Называем географические объекты, растения края на определенную букву. Например, выбираем с детьми с помощью лото, юлы или другого игрового средства букву, на которую придумываем слова, связанные с изученным материалом. Подобные игры учат работать с информацией, обрабатывать ее и выделять главное.

Используя главный принцип системно-деятельностного подхода – обучение не передача знаний, а управление учебной деятельностью, широко в образовательном процессе применяются ролевые игры. Так при изучении темы «Полезные ископаемые» проводится урок «Экспедиция по своему краю», где все учащиеся получают свои роли и становятся «геологами», «экологами», «статистиками». Каждая группа получает задание и за отведенное время должна найти, изучить материал, выделить главное, составить отчет о проделанной работе по своей теме в виде презентации, доклада, стендового отчета.

Используются и деловые игры. Деловая игра, организованная в рамках изучения темы «Население края», позволяет выявить ряд проблем, характерных для края, установить следующие причинно-следственные связи:

причины сокращения численности населения

кадровые потребности региона на рынке труда;

изменение социального состава населения.

Выступая в игре в роли «руководителей» региона, школьники учатся принимать решения по вопросам кадрового обеспечения края, находить причины происходящих изменений и далее на пресс-конференции отвечать на вопросы «журналистов» по рассматриваемой проблематике.

Игровая фабула «пресс-конференция» используется и для организации опроса на уроке. Она не требует много времени, но в активную работу включается весь класс. Например, данная форма опроса используется по таким темам как: «Климат», «Водные ресурсы», «Растительный и животный мир».

В 2015 году во всех регионах стартовал Всероссийский географический диктант, организатором которого выступила Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество». Данная форма работы стала активно использоваться в образовательном процессе и в нашей школе на уроках географии. Географический диктант внедрялся на этапе обобщения материала по разделу или нескольким темам.

Опыт работы по изучению особенностей своего региона показывает, что как бы хорошо учитель не знал тему, как бы хорошо он не рассказывал и показывал, все равно ученики предпочтут занимательное, увлекательное путешествие по просторам своей малой родины, своего края со своим старшим наставником, выступающим в роли активного участника игры.

Игра имеет важное значение для личностного развития ребенка. Но еще более важным становится то, что вместе с развитием личности происходит вживание учащегося в тот мир, который для него близок, который окружает его повседневно, в котором он и его родные живут и трудятся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.