Конспект занятия по математике в средней логопедической группе «Числа 1, 2. Геометрические фигуры»
Конспект занятия по математике в средней логопедической группе по теме «Числа 1, 2. Геометрические фигуры»
Гокун М.А.
Задачи Коррекционно-образовательные: Познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивая предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Коррекционно-развивающие: Развивать наблюдательность, внимательность, развивать память, мышление и речь.
Коррекционно-воспитательные: Способствовать формированию интереса к математике, воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать.
Оборудование. Геометрические фигуры, цифры 1, 2, карточки с заданием.
Ход занятия.
Орг. момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки» Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Основная часть
- Сегодня к нам в гости пришла необычная девочка. Как вы думаете, почему она необычная? (Состоит из геометрических фигур).
- Она живет в царстве - государстве геометрических фигур. И у нее много друзей, а кто они вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? - ... (Треугольник)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи, как родные сестренки (квадрат).
Если взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал.
Получился бы….(овал).
- Молодцы! А как называются все эти фигуры?
- Геометрические фигуры.
- Ребята, а хотите, девочка вам расскажет сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
- Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)
- А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой домик».
- Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три, треугольник, в дом беги! (дети-треугольники забегают в свой обруч).
- Молодцы ребята! Справились!
- А вы знаете, что все, что окружает жителей царства геометрических фигур, похожи на геометрические фигуры. Давайте, посмотрим на какие фигуры похожи эти предметы.
- И даже платочки геометрической формы.
- Сколько платочков сушится на веревке? (Много.) Какого они цвета? Одинаковые ли платочки по форме?(Круглые, квадратные, треугольные.) Что можно сказать о количестве круглых (1) и квадратных платочков (2) Какой цифрой мы обозначим кол-во круглых и квадратных платочков.
А давайте расскажем стихотворение про числа один и два.
Вот один, иль единица –
Очень тонкая, как спица.
Два на лебедя похожи,
шейка есть и хвостик тоже
- Поровну ли их? Как это можно узнать?»
Один ребенок выкладывает в ряд платочки круглой формы, а другой под каждый платочек круглой формы кладет платочек квадратной формы.
- Каких платочков больше: круглой или квадратной формы? Каких платочков меньше: квадратной или круглой формы? Что больше 1 или 2? Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну».
Вместе с детьми воспитатель обговаривает способы уравнивания предметов и предлагает воспользоваться одним из них.
- Дети, а чего у нас с вами по два. (Глаза, уши, руки, ноги, брови, щёчки)
- Как ещё можно назвать число 2 (пара) Пара лыж, пара сапожек, носков коньков. Это парные предметы они редко используются по одному
Физминутку проведем.
— Приглашаю всех вас в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Друга за руку бери,
В круг его скорей веди!
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
(Работа на карточках).
-Найдите все цифры 2 и обведите в кружок, красным карандашом, цифры 1 – зеленым.
- Ребята, все числа любят порядок. Они всегда строятся в один ряд, как вы на занятиях физкультурой. Вы строитесь по росту?
И числа тоже стоят не просто, как им хочется, а в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и опять на единицу больше, и так до бесконечности. Вспомните, какие числа мы уже знаем? (Число один и число два.) Какое из них меньше?
Ответы детей.
- Правильно, один. Значит, число один и будет стоять первым слева (выставляем на доске цифру 1).
- Какое число больше числа 1 на один? (Ответы детей).
- Правильно, число 2. Где должна стоять цифра два? (Ответы детей)
- Правильно, после единицы.
Итог занятия.
- Кто приходил к нам в гости? В каком царстве она живет?
Кто ее друзья?
- С какими цифрами мы познакомились? Что больше1 или2?
4