Технологическая карта урока химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта
Тема урока: «Чистые вещества и смеси».
Цель: cформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
Задачи:
Образовательные – познакомить с разными видами смесей, физическими способами их разделения, их отличием от чистых веществ; дать представление о физических явлениях, происходящих с веществом.
Развивающие – развивать наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания, результативно работать в группе, творческую инициативу.
Воспитывающие – воспитывать умение добиваться поставленной цели и стремление к партнёрству в достижении успеха.
Тип урока: комбинированный.
Реактивы |
Приборы и оборудование |
Наглядные пособия |
Порошок серы, порошок железа, хлорид натрия. |
Стеклянный стакан, ложка, песок, бытовой фильтр, горелка, фарфоровая чашка. |
Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна - М., Дрофа, 2010 г. |
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент |
|
Приветствие детей. Отмечает отсутствующих. |
Приветствие учителя. |
2. Изучение новой темы |
|
А) понятие о чистом веществе и смеси Вопросы подводящие к теме: 1) Что изучает химия? 2) Какие вы знаете вещества? Тема сегодняшнего дня «Чистые вещества и смеси». (слайд 1,2) Объяснение новой темы. - Вещества – это, то из чего состоят физические тела. Вещества могут существовать не только в определенном виде друг от друга(т.е. в чистом виде), но и в виде смеси. (слайд 3) Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще вещества встречаются в виде смеси. Давайте дадим определение «смеси»..(слайд 4) Приведем примеры смесей 1) Газообразные смеси – воздух(смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) 2) Жидкие смеси – морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде. 3) Твердые смеси – гранит, сплавы металлов. Для научного исследования и в промышленности в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси в небольшом количестве могут сильно поменять свойства вещества. В тоже время невозможно получить абсолютно чистое вещество, с помощью особых методов с применением химического анализа получают особо чистые вещества в которых содержание примесей не превышает одной стотысячной и да одной миллионной доли процента. (слайд5) Давайте запишем определение чистого вещества. В чистом веществе, хоть и присутствуют в незначительном количестве примеси, но не влияют на его физические и химические свойства. Например, дистиллированная вода. Так же следует отметить то, что в смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита.(слайд 6) Существует еще одна классификация смесей: однородные и неоднородные. (слайд 7) В одних смесях мы можем различать отдельные компоненты смеси, в других же различать частицы веществ входящих в состав смеси невозможна. Заполнение таблицы «Основные способы разделения смесей (очистка веществ) (слайд 8-9) Б) Демонстрационные опыты Отстаивание и декантация, Фильтрование, Действие магнитом, Выпаривание. |
Отвечают на вопросы 1) Вещества 2) Простые: металлы и неметаллы. Сложные: оксиды, кислоты, основания, соли. Записывают тема урока в тетрадь. Смеси – как комбинации из нескольких веществ находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Записывают в тетради. Приводят свои примеры. Слушают учителя. Чистыми веществами - называют те, которые обладают постоянными физическими свойствами. Приводят свои примеры. Делают вывод, железо обладает способностью намагничиваться, а сера - нет Записывают определения и приводят примеры. Неоднородными называют смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа, где видны частицы веществ, составляющих смесь. Однородными называют смеси, в которых нельзя заменить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа). Заполняют таблицу. |
3. Закрепление |
|
1) Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? 2) Какие явления подтверждают этот вывод? |
Отвечают. |
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
|
1) С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? 2) Какие методы разделения смесей мы освоили? 3) Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания? |
Отвечают. |
5. Домашнее задание |
|
П.23, упр. 1-4. (слайд 10) |
Записывают в дневник. |