Урок химии в 8 классе на тему «Чистые вещества и смеси»

3
0
Материал опубликован 16 July 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

План-конспект урока в 8 классе по теме:

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Подготовлено учителем химии МБОУ Лицея №15

Заводского района г.Саратова

Сафаровой М.А.

Тема урока: Чистые вещества и смеси. Способы разделения.

Тип урока: урок изучения нового материала

УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс, М.: Просвещение, 2015

Цели: Создание условий для формирования у учащегося представления о чистых веществах и видах смесей, а так же способах разделения смесей.

Планируемые результаты:

Предметные умения: рассмотреть понятия: чистое вещество, смесь, научить определять основные отличия чистых веществ и смесей, обучить основным принципам разделения смесей;

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию, самообразованию;

Регулятивные УУД: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать выводы, развивать креативность и творческие способности;

Познавательные УУД: воспитывать научное мировоззрение, прививать культуру химического эксперимента, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: умение работать в паре и группе, самостоятельно принимать решения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, ПК, проектор, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, делительная воронка, фильтр, штатив, стеклянные палочки, бумага для хроматографии, пипетки), вещества и смеси: молоко, гранит, раствор соляной кислоты, зубная паста на предметном стекле, смесь воды и песка, смесь серы и железных опилок.

Ход урока:

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель приветствует обучающихся.

Класс делится на 4-6 групп. Каждая группа получает индивидуальное задание – разделить смесь, применив знания, полученные на уроке.

2. Постановка целей и задач

Цитата урока: И.В.Петрянов:"Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

Установочный вопрос: о какой «воде» идет речь? Возможные вопросы: Какая вода бывает? Чем отличается друг от друга? Почему?

Вопросы для формулирования темы урока: 1) дайте определение понятию «вещество»? 2) Какие физические характеристики веществ вы знаете? 3) На столе перед вами представлены различные вещества (гранит, молоко, дистиллированная вода, карбонат кальция, раствор соляной кислоты, смесь серы и железных опилок). Разделите их на две группы. По какому принципу вы их разделили? 4) Как определить чистое перед вами вещество или смесь?

Ученики предполагают возможные варианты ответа. Предполагают возможную тему урока.

3. Актуализация знаний

Формулировка понятий чистое вещество и смесь. Очень многие вещества, с которыми мы сталкиваемся в быту, представляют собой, на самом деле смеси. Так, воздух, которым мы дышим - это смесь, состоящая из азота, кислорода, углекислого газа и других компонентов. Морская вода, включает в себя большое количество неорганических солей, растворенные газы, гумусовые вещества. В дыме сигареты можно обнаружить до 30000 различных компонентов, в том числе токсичных, вызывающих хронические заболевания и раковые опухоли.

Сравнение физико-химических свойств дистиллированной и морской воды показывает, что дистиллированная воды имеет постоянную температуру кипения 100оС, температуру плавления 0оС, не имеет вкуса и запаха. Морская вода имеет горько-соленый вкус, обладает более высокой температурой кипения и плавления, к тому же эти характеристики меняются при длительном кипячении морской воды. Физические характеристики морской воды из различных источников тоже заметно отличаются. Почему? Дело в том, что в морской воде содержится большое количество компонентов, содержание которых для различных источников будет различно, что ведет к изменению свойств. Заполняем таблицу: сравнение свойств смеси и чистого вещества.

Свойство

Чистое вещество

Смесь

     

В природе невозможно встретить абсолютно чистое вещество. Чистые вещества получают искусственно, которые по степени чистоты разделяют на несколько классов: чистое вещество, чистое для анализа, химически чистое, особо чистое вещества, которые применяют в аналитической практике, в квантовой технике, производстве нанооборудования.

Записываем понятие однородной и неоднородной смеси.

Как можно разделить смеси на индивидуальные компоненты? Различие каких физических свойств мы можем использовать для разделения?

Обзор основных способов разделения однородных и неоднородных смесей, принципов, на которых основаны методы разделения на основе презентации. (Слайды интерактивной презентации). Ученикам предлагается провести следующие лабораторные опыты: разделение смеси железа и серы, песка и воды, пасты фломастеров.

Итак, смеси веществ в зависимости от физических свойств компонентов смеси, можно разделить отстаиванием, фильтрование, экстракцией, дистилляцией, кристаллизацией, хромотографическими методами и т.д.

3. Первичное усвоение и закрепление новых знаний. Разбираем проблемные ситуации каждой группы:

1) ребята пошли в поход. Маша варила суп, но коробка с солью у нее выпала, соль рассыпалась. Предложите способ разделения смеси песка и соли.

2) в автосервисе отработанное масло содержит примеси неорганических солей, растворимых в воде. Предложите способ разделения данной смеси.

3) отходы фабрики содержат мелкогранулированные отходы пластика, железные опилки, пыль (песок). Предложите способ разделения данной смеси.

Ребята составляют алгоритм разделения данных смесей и проводят экспериментальное разделение данной смеси.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Составление синквейна.

Запись домашнего задания.

Домашнее задание. Параграф 4 (Учебник Рудзитиса), ответить на вопросы 1-4 стр 17, тестовые задания 1-5 стр.18

ДОМАШНИЙ эксперимент: вырастить кристаллик поваренной соли по методике. Приготовить раствор поваренной соли: в горячей воде (200 мл) растворить 5 столовых ложек соли. Раствор профильтровать через марлю. Полученный фильтрат перелить в чистый стаканчик, в который опустить нитку с привязанным кристалликом соли. Оставить на несколько дней. Все наблюдения записывать в лабораторный журнал.

Рефлексия. Составление синквейна на тему: смеси и чистое вещество.

Технологическая карта урока «Чистые вещества и смеси»

Технология проведения урока (этап урока, его цель)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. момент

Приветствует учащихся, создает позитивный эмоциональный фон, предлагает деление на группы

Приветствуют учителя, делятся на группы

Личностные: проявлять желание к процессу обучения,

Регулятивные: готовность воспринимать новую информацию

Постановка цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации (стихотворение) Мотивация учебной деятельности

Учитель мотивирует к учебной деятельности (предъявляет смесь), просит разделить представленные вещества на группы) и дать объяснение своим действиям с точки зрения

Ученики перечисляют возможные примеры «воды». Отвечают на возможные вопросы. Разделяют вещества по и смеси по разным группам.

Учащиеся приходят к определению темы: Чистые вещества и смеси. Формулируют цель и задачи урока.

Личностные –разивать познавательный интерес к уроку; мотивация

Познавательные-уметь высказывать личное мнение в устной форме – ставить проблему, решать поставленные задачи

Регулятивные – планировать реализацию учебной цели, прогнозировать темуурока

Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем и учащимися; учебное сотрудничество с учителем и учащимися

а

Актуализация знаний

Беседа. Учитель актуализирует материал по теме. Предлагает заполнить таблицу сравнения свойств чистых веществ и смесей.

Актуализация основных понятий, относящихся к теме урока. Просмотр презентации с характеристикой основных способов разделения смеси.

Организация самостоятельной работы по разделению конкретной смеси. Повторение правил самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

Дополняют и конспектируют учебный материал. Просматривают презентацию, задают вопросы, приводят примеры.

Анализируют задание для самостоятельной работы. Повторяют правила техники безопасности.

Выполняют практическую работу по разделению смеси, пользуясь текстом учебника.

Докладывают результаты работы, исправляют ошибки, оценивают работу одноклассников.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу обучения, сотрудничества с одноклассниками и учителем.;

Познавательные:

Определить основные понятия; Выбрать наиболее эффективные пути решения задачи, сделать обсуждение собственных результатов и доложить их.

Регулятивные – Использовать конкретную информацию и личные знания, оценивать групповую работу;

Коммуникативные -

Уметь строить необходимое взаимодействие с членами группы для выполнения задач , вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

Первичное усвоение новых знаний и проверка их усвоения

Введение нового материала. Учитель предлагает для каждой группы собственное задание: предложить алгоритм разделения полученных смесей.

Динамическая пауза!!!

Организуется работа по выполнению практического задания

Определяются способы разделения смеси

Учащиеся предлагают алгоритм способа разделения смеси Проводят работу по разделению смеси. Работают в группе. Сравнивают свою работу с работой одноклассников.

Предлагают альтернативные способы разделения смесей для других групп. Участвуют в дискуссии и оценке работы класса.

Личностные: Осуществлять мотивацию к обучению, оценивать собственную деятельность, развивать собственные навыки и умения

Познавательные -

Уметь анализировать и систематизировать материал; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера.

Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать необходимые действия самостоятельно, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Повторение опорных понятий урока, составление выборки невыясненных вопросов (при их наличи).

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Запись в дневник.

Организует самооценку учащимися своих знаний, уровня усвоения новых знаний и эмоционального состояния от урока.

Проговаривают основные понятия урока, составляют выборку невыясненных вопросов. Записывают домашнее задание в дневник

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

Выражают эмоциональное состояние от урока в виде синквейна.

Регулятивные - планировать необходимые действия самостоятельно. Осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: рефлексия, контроль

Личностные -

отношение обучающихся к уроку, мотивация

Коммуникативные - учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

Приложение 1

Инструктивная карта

Лабораторный опыт №1 «Разделение модельных смесей»

А) разделение смеси серы и железа

Рассмотрите цвет серы и железа

Возьмите небольшие порции каждого вещества

а) испытайте магнитом б) опустите в пробирку с водой, проверьте растворимость

Смешайте серу с железом

Отметьте, изменился ли цвет компонентов в смеси, растворимость, магнитные свойства

Сделайте вывод (сохраняют ли компоненты свои свойства в смеси?)

Б) разделение смеси воды и песка

1. Возьмите небольшую порцию песка и опустите в стаканчик с водой

2. Размешайте смесь стеклянной палочкой

3. Отметьте изменения, происходящие в стакане

4. Аккуратно, по стеклянной палочке вылейте содержимое стаканчика через воронку с бумажным фильтром

5. Сделайте вывод о возможности разделения смеси песка и воды

В) разделение смеси пасты двух фломастеров

1. Возьмите кусочек фильтровальной бумаги с нанесенной на ней точкой двумя фломастерами.

2. Положите бумагу на предметное стекло

3. С помощью пипетки нанесите каплю воды строго на пятно

4. Опишите наблюдения, сделайте вывод о способах разеления такой смеси.

Лабораторный опыт №2 «Разделение смесей»

Цель: научиться находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов

Ход работы

1. Получите групповое задание, рассмотрите выданную вам смесь (образец №)

2. Отметьте физические свойства компонентов смеси (растворимость, плотность и др.)

3. Определите тип смеси (гомогенная или гетерогенная)

4. Предложите способ ее разделения, используя имеющееся лабораторное оборудование. (При затруднении смотрите учебник параграф 4 )

5. Проведите практическое разделение смеси, запишите все действия и наблюдения в лабораторный журнал.

6. Подумайте, какие еще смеси можно разделить таким же способом, приведите примеры

7. Доложите о результатах работы одноклассникам

Нам была предложена (гомогенная – гетерогенная) смесь… образец №. Мы разделили ее …(название способа), используя следующее лабораторное оборудование … Способ основан на различной … (физические свойства) компонентов смеси. Таким же способом можно разделить смесь…

Презентация "Смеси"
PPT / 7 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок химии в 8 классе на тему: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Подготовила: учитель химии Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15 г.Саратова Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018

Чистое вещество – это вещество, обладающее постоянными физическими свойствами. Чистое вещество – это вещество, обладающее постоянными физическими свойствами. Смесь – это вещества, состоящие из нескольких соединений, не связанных между собой постоянными соотношениями. Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018

Смеси Неоднородные (гетерогенные) Однородные (гомогенные) в которых частицы видны невооружённым глазом в которых нельзя заметить границу раздела между веществами Примеры Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Дым и смог Минералы Морская вода Воздух Почва Природные воды Нефть Природный газ

Разделение неоднородных смесей. Фильтрование Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Бумажный фильтр Воронка Колба Палочка Стаканчик со смесью песка и воды

Разделение неоднородных смесей. Фильтрование Фильтрование - разделение смесей при помощи пористой перегородки, пропускающей один компонент (газ, жидкость) и задерживающей частицы, имеющие больший размер, чем поры фильтра. Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018

Фильтрование в быту (модель пылесоса) Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Фильтр Смесь частичек пыли с воздухом частички пыли воздух

Разделение неоднородных смесей. Действие магнитом Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Смесь серы и железных опилок Железные опилки СЕРА

Разделение неоднородных смесей Экстрагирование Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Смесь масла и воды Через некоторое время масло Очищенная вода Делительная воронка

Разделение однородных смесей. Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018

Разделение однородных смесей. Выпаривание. Кристаллизация Чашка с соленой водой Кристаллы соли Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018

Разделение однородных смесей. Прибор для дистилляции Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 холодильник термометр Холодная вода приемник Колба для перегонки

Разделение нефти на фракции Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Т > 350оС, остаток перегонки – мазут T < 40оС, нефтяной газ T > 40оС, бензин T > 150оС, керосин T > 250оС, лигроин Ректификационная колонна Нефть – природная смесь

Разделение однородных смесей. Хроматография Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Вещество А Вещество В хроматографическая бумага растворитель

Разделение однородных смесей. Абсорбция и адсорбция. Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Стаканчик с подкрашенным раствором Адсорбент (активированный уголь)

Способы разделения смесей Сафарова М.А. МБОУ Лицей №15, 2018 Однородных Неоднородных Дистилляция (перегонка) Выпаривание. Кристаллизация Фильтрование Отстаивание Экстракция Действие магнитом Различные tкип веществ Различный размер частиц и пропускная способность фильтра Различное агрегатное состояние компонентов, одно из веществ хорошо растворимо в другом Различная плотность веществ Способность одного из компонентов смеси намагничиваться Хроматография

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.