План-конспект открытого занятия на тему «Чистый город — чистая страна»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр»
План – конспект открытого занятия
Тема: «Чистый город – чистая страна»
Возраст детей 6 – 11 лет
Авторы – составитель:
Яцкая Вероника Сергеевна –
педагог дополнительного образования.
ОРЕНБУРГ 2021
Тема: «Чистый город – чистая страна»
Тип занятия: Комбинированный.
Цель занятия: повышение уровня экологической культуры у школьников.
Задачи:
Воспитывающие:
Воспитание бережного отношения к окружающему пространству
Привить любовь к природе
Воспитывать уважение к чужому труду
Воспитывать уважение к родному городу родной стране
Показать всю серьезность проблемы отходов в мире, России, Оренбургской области и городе Оренбурге.
Развивающие:
Развивать коммуникабельность, фантазию, речь, память, мышление внимательность.
Развивать стремление экологической грамотности
Развивать навыки раздельного сбора мусора
Познакомить с различными вариантами обращения с отходами
Расширить знания о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
Расширить знания об экономической и экологической выгоде управления отходами.
Обучающие:
Формировать осознанное отношение к природе
Формировать понятие об участии человека в сохранении природы и её богатства
Формировать представление о проблемах загрязнения окружающей среды
Формировать потребность в экологически сообразных поступках.
Метод обучения: проблемный.
Формы организации: фронтальная (коллективная). Работа в малых группах
Средства активации учения: стимулирование проблемно-поисковой деятельности.
Оборудование:
ПК, экран, проектор, мультипликационный фильм, презентация.
3 корзины с табличками «Пластик», «Бумага», «Пищевые отходы».
Коврик - пазл, мешки с «мусором» для каждого ребёнка.
Перчатки для каждого ребёнка
«Календарь - народонаселения».
Стихотворение «Хоть трава не расти» А. Усачёва
Глобус
Плакаты, буклеты.
Планируемое время мероприятия: 30 минут.
Количество детей до 15 человек.
План занятия:
IОрганизационный момент
II Актуализация опорных знаний
III Самоопределение к деятельности. Мотивация
IV Открытие нового знания
V Первичное закрепление
VI Включение нового знания в систему знаний
VII Подведение итогов занятия
VIII Рефлексия
IXОрганизационное окончание занятия
I Организационный момент.
На свободном пространстве в кабинете уже сложен коврик пазл.
Встреча детей в классе. Приветствие.
Педагог:- Здравствуйте, дорогие ребята.
-Очень рада нашей встрече. Надеюсь на то, что она будет интересной и полезной для всех нас. Итак, начнём?
II Актуализация опорных знаний.
На экране вращающийся Земной шар. Звучит фоновая музыка.
Педагог: - С древних времён люди меняли природные условия в соответствии со своими нуждами. Вырубали леса, распахивали почву. Добывали полезные ископаемые строили жилища и дороги. В результате такой жизнедеятельности появлялся мусор, загрязняющий почву, воду, воздух. Пока численность населения была не высока, то мусор не являлся серьёзной угрозой. Но с ростом населения планеты стали расти и экологические проблемы.
III Самоопределение к деятельности. Мотивация.
Сейчас мы проведём интересный эксперимент, чтобы убедиться так ли это на самом деле. А поможет нам в этом наш коврик – «планета» и календарь.
Демонстрация коврика и календаря народонаселения.
IV Открытие нового знания.
Техника игры.
На открытом пространстве составляется ковёр – пазл. Это наша Земля. Как видим пространство ограниченно. А население планеты растёт с каждым годом.
В 1830 году насчитывался всего 1 миллиард человек. И процессы воздействия людей на окружающую среду не вызывали серьёзных последствий. (На коврик выходит первый ребёнок)
Через 100 лет, в 1930 году нас насчитывалось уже 2 миллиарда человек. Люди всё активнее вмешивались в природные процессы. (Выходит следующий ребенок и т.д.)
Всего через 45 лет, в 1975 году население планеты равнялось 4 миллиардам.(Выходят уже 2 ребенка). Все стараются уместиться на коврике – Земле. Люди продолжали менять природные условия в соответствии со своими нуждами.
В 1987 году, через 12 лет людей оказалось 5 миллиардов. (Выходит ещё один ребёнок. Их на ковре уже 5 человек.)
В наши дни, в 21 веке население планеты самое большое.
В 2020 году нас стало 7 830 458 560 человек. Почти 8 миллиардов. (На коврике 8 человек) Сойти нельзя. Земля у нас одна!
Педагог: -Но, как мы уже выяснили, люди не прекращают производить огромное количество мусора. На каждого жителя России приходится более 400 кг мусора в год.
V Первичное закрепление.
Педагог: -Вам удобно стоять? Место всем хватает?
Выслушиваем ответы детей. 3-4 ребёнка. Если детей больше 8 человек, то вопросы задаём сидящим за партами, а не стоящим на коврике.
Педагог: - Достоверно известно то, что люди не прекращают производить огромное количество мусора. На каждого жителя России приходится более 400 кг мусора в год, примерно два больших слона.
Вручает каждому, стоящему на коврике, ребёнку по мешку мусора. Задаёт вопросы
Педагог: -Что-то изменилось? Что делать в этой ситуации?
Выслушиваем ответы детей. 3-4 ребёнка. Если не дождались ответа «перерабатывать», то педагог может произнести его сам. Если прозвучал ответ «уменьшить количество мусора», то можно уточнить «Каким образом будем уменьшать это количество?»
Педагог: - Теперь предлагаю всем занять свои места за партами. Не забудьте прихватить с собой мусор.
Дети рассаживаются по своим местам.
VI Включение нового знания в систему знаний
Демонстрируем мультфильм о раздельном сборе мусора. Мультик на выбор педагога.
Видеоролики.
Переработка мусора | Жила-была Царевна - Мультфильм "Спасение Осьминога" – подходит лучше всего
https://www.youtube.com/watch?v=htz5Blcpu-c
Просто разделяй!
https://www.youtube.com/watch?v=4cZcgIBPc_U
Сортировка отходов - дело каждого!
https://www.youtube.com/watch?v=Qq_lbpkIiU8
VII Подведение итогов занятия.
Педагог: - Ребята, сегодня мы опытным путём доказали: человек производит так много мусора, что природа не успевает самостоятельно его перерабатывать. Так же мы увидели способ помощи природе. Он носит название – раздельный сбор мусора.
И сейчас мы попробуем управлять отходами осознанно.
Каждый из вас освободит свой мусорный пакет согласно правилам раздельного сбора мусора. Для этого нам понадобятся перчатки. В целях гигиены.
Раздать детям перчатки, проследить, чтобы их надели. Объяснить механизм действий.
Включаем веселую музыку.
Подходим по очереди, по «тройкам», к контейнерам и освобождаем пакеты. Сами пакеты и перчатки, по окончании, также выбрасываем в контейнер «пластик».
Педагог: - Не очень удобно сортировать мусор из одного пакета или ведра в три разных контейнера. Лучше делать это заранее, сортируя мусор дома. И уже на мусорной площадке раскладывать их в определенные баки. Так намного удобнее.
- Ребята, в нашем городе для решения этой экологической проблемы уже создано не мало условий.
VIII Рефлексия
Педагог: - У вас на столах лежат листочки. Нарисуйте, пожалуйста, смайлик соответствующий вашему настроению после нашего занятия. Все ли вам понравилась?
IX Организационное окончание занятия.
Педагог: -Ребята, вместе мы будем принимать участие в мероприятиях, направленных на сохранение и улучшение условий окружающей среды. И прямо с сегодняшнего дня начнём осознанно управлять отходами.
Раздаются памятки- листовки.
Педагог: - На этом наше занятие закончено. Мне было приятно с вами работать. Всем большое спасибо. До свидания.