Занятие «Путешествие в «Страну Чистой речи»»

4
2
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

Конспект итогового игрового занятия

 «Путешествие в страну Чистой речи»

Презентация

 

Возраст детей: старшая и  подготовительная к школе группы

 

Образовательные задачи:

  • уточнение и обогащение словарного запаса
  • развитие общей моторики;
  • развитие мышления, внимания, памяти.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Закрепление навыков языкового анализа;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • развитие чувства ритма, сочетание движений тела с музыкой;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развитие слухового внимания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение детей работать в коллективе.

 

Предварительная работа:

  • распределение ролей;
  • изготовление необходимых атрибутов, фишек, карточек;
  • заучивание детьми ролей;

Оборудование:

Штурвал корабля. Шапочки для детей в роли звуков, таблички для детей в роли слов, предметные картинки для проведения игр, мяч. Оборудование для воспроизведения мультимедийной презентации, аудио.

 

Ход занятия

Логопед:

-Здравствуйте ребята!

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро.

А днем не забыть:

«Добрый день пожелать»

И что то хорошее маме сказать.

Логопед: Мы почти год учились красиво и правильно говорить. И сегодня мы вместе отправляемся в страну Знаний. Ну что ж, давайте отправимся в путь!

За высокими горами

За глубокими морями

Чудная страна там есть

Под названием «Правильная речь»

Но сначала  разомнем язычок, чтобы у нас все получилось. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Сказка «О Веселом Язычке Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Блинчик».)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Вот позавтракать решил,

Чаю в чашечку налил,

Чай горячий – мы подуем

И немножечко остудим.

Чай с блинами и вареньем,

Ух, и вкусно угощенье.
(Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик»)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

 

Логопед: Отправляемся в путешествие: закрываем глаза и дружно скажем: «Один, два, три – волшебство к нам приходи».

Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

Логопед:Дружно глазки открываем, на корабле в путешествие уплываем. (Крутит штурвал)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Кораблик» с проговариванием.

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.  (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.  (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,   (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.   (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Логопед:

Первая остановка «Остров звуков».

 

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Начинается парад!

 

 

Логопед:

Здесь живут только звуки, посмотрите, какие красивые у них замки – Красный, Синий и Зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в Красном замке? В Синем? В Зеленом?

Правильно. А вот и сами звуки, они нам расскажут о себе. Выходят дети.

 

 

 

Звуки бывают разные,

Гласные и согласные

Звонкие иглухие

Вот они какие

 

Гласные тянутся к песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

С-с-с - насоса свист,

Ш-ш-ш – змея шипит,

Ж-ж-ж -  жуки жужжат,

Р-р-р -  моторы тарахтят.

 

 

Логопед:Спасибо, дорогие звуки, а почему вы такие грустные, что-то случилось?

1-ый ребенок: -Да, случилось, у нас несколько звуков забыли, в каком замке они живут. Вы можете им помочь? - показывает  рукой на одного из детей.

Логопед: Конечно, поможем, правда, ребята?

 

Игра с мячом: назови первый звукв слове и посели его в замок: в красный –гласные, в синий- твердые согласные и в зеленый мягкие согласные. Слова: аист, зайка, чайка

 

Логопед: А теперь поиграем. Звуки переутались в моих стихах, надо найти в них ошибки.и в стихах.

1. Жучка будку (булку) не доела –

Неохота, надоело.

(Четко произнести слова будку, булку. В каких звуках отличие?)

 2. На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

(Четко произнести слова баран, банан. В каких звуках отличие?)

3. Сели в ложку (лодку) и айда

По реке туда – сюда.

(Четко произнести слова ложку, лодку. В каких звуках отличие?)

4. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

(Четко произнести слова лук, жук. В каких звуках отличие?)

5. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

(Четко произнести слова бочками, дочками. В каких звуках отличие?)

Логопед:

 Вот видите, как важно правильно произносить звуки. Если мы произносим звук неправильно, то может поменяться смысл не только слова, но и целого стихотворения. А мы отпраляемся дальше на самолете.

Самолёт

Руки в стороны – в полёт                               (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт.                                     поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот,                                через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот,                               поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал,                                     покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал.                                    поднимаются на носки опускаются на всю ступню и   гудят «у-у-у…»

Начинается полёт,                                      бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт,                               замедляют бег

Приземлился самолёт.                              опускаются на одно колено)

 

Логопед: Мы с вами прибыли в ГОРОД слогов. Кто же нас встречает?

Выходят дети в руках таблички: ЛИ, МОН, КИ, НО, ХАЛ, ВА

1 ребенок:

Что за ЛИ? Что за МОН? Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН – сразу станет кисло!

2 ребенок:

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО – сразу станет интересно!

3 ребенок:

Что за ХАЛ? Что за ВА? Вот ещё одна загадка!

А как скажут  ХАЛВА – сразу станет сладко - сладко!

 

Логопед: Чтобы тронуться дальше, нам нужно купить билеты в поезд.

Выходит Ошибка. На плечо накинута сумка, а в ней карточки со словами (рисунки).

 

 

 

 

Вот я – Ошибка Злая

И не зря пришла сюда я.

И картинки захватила,

Чтоб на вас, на всех хватило!

Позаботилась сама-

Слов тут – целая сума (достаёт картинки)

Вот попробуйте, найдите

Да в вагончик посадите

Ну а я вам помогу   

И как надо, подскажу!

 

 

Игра «Рассади слова по вагонам»

Логопед: Ну что ж, отправляемся в путь.

Звучит песня Сергея и Екатерины Железновых «Паровози чух-чух-чух». Дети выполняют движения под музыку.

Логопед: А сейчас мы приехали к город Слов. Кто же это нас встречает? Так ведь это Слова!

 

Выходят дети с табличками «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова- действия»

 

 

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным — полно,
А безымянных – нету.

И все, что может
Видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас –
Мы назовем словами.

                                      

Мы скажем, какие  бывают предметы,

Какие по форме, на вкус и по цвету.

Вкусные, сладкие, жесткие, мягкие,

Старые, новые, ровные, гладкие.

 

Что без нас предметы - лишь названья.
Мы придём - всё в действие придет:

Летят ракеты, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб растёт.

 

 

 

Логопед: Спасибо вам, слова, а можно с вами поиграть?

А нам с тобой пришел черед       
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Потом скажу я: «Далеко»,
А ты ответишь… (близко).
«Скажу теперь я: «Потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «Потерял».
Ответишь ты… («Нашел!»)
Теперь: «Начало», — я скажу,
«Нет, — скажешь ты… («Конец!») Д. Чиарди

 

 

 

 

 

 

 

Логопед: Ну что ж, отправляемся дальше. Звучит песня Сергея и Екатерины Железновых «Автобус». Дети выполняют движения под музыку.

Логопед: Вот мы и добрались до страны Чистой речи. Но вход сюда только по пропускам, а пропуск – умение красиво говорить.

 

Детям  выдаются тексты скороговорок и чистоговорок по мнемосхемам.

 

 

 

 

 

Выходит Королева Чистой речи:

 

 

Дорогие дети!

Вы   много трудились на протяжении года над развитием своей речи. Это было не так просто. Приходилось много работать, проявлять терпение, волю, верить в победу!  Гости и родители увидели прекрасный результат огромного труда: как вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением, легко выполняете задания.

Жители страны Чисто речи дарят вам прописи-раскраски, чтобы вы и дальше совершенствовали свои знания и умения. Научились красиво писать.

 

(Вручение подарков под музыкальное сопровождение).

 

Логопед:                                                                                                                 

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!

 

Комментарии

Хороший материал, все логично, последовательно. взяла на заметку

26 April 2018

Спасибо. Буду рада, если пригодится.

31 August 2018