Конспект открытого занятия «Изображение сказочной страны»
ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ОРАНИЕНБАУМ»
198412. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г.ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38.ЛИТЕР А. Т. 422-50-88
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Цветная палитра"
Образовательная область: Изобразительное искусство Раздел программы: "Изображение сказочной страны"
Тема занятия “Изображение сказочной страны”
Год обучения: 1-й
Возраст детей: 7-9 лет
Дата проведения занятия: 16.02.2023 г.
Место проведения: ГБУДО ДДТ “Ораниенбаум”
Отдел: художественный
ФИО педагога: Сахапова Инна Валерьевна
ФИО консультанта: Глазунова Е.Н.
Санкт-Петербург
2023
План-конспект занятия
Тема занятия: “Изображение сказочной страны”
Цель: Создание авторской творческой работы : “Изображение сказочной страны”
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с различными образами и приемами изображения сказочной страны отдаленного прошлого и современности
- познакомить с основами композиции изображения сказочной страны
- познакомить с основами цветовых контрастов в изображение главного и второстепенного.
- познакомить с деятельностью творческого объединения. Развить художественный вкус.
- сформировать умение создавать из простых элементов сложные.
Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить моторику рук работая различными материалами;
- активизировать словарный запас
- развить творческие способности учеников, благодаря умениям и познаниям. полученным на занятии изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитать художественный вкус;
- воспитать доводить начатое дело до конца
- воспитать уважение к личности другого человека
-воспитать культуру общения
-воспитать культуру работы в группе (поддержка. взаимовыручка).
Вид занятия: открытое
Тип занятия: комбинированное
Форма организации занятия: фронтальная
Форма организации деятельности: коллективная
Педагогические технологии и приемы:
развивающего обучения;
личностно-ориентированная;
здоровье сберегающая;
приемы проблемного обучения.
Принципы:
последовательность и систематичность в изучении материала;
доступность;
наглядность;
вариативность;
индивидуальный подход.
Методы:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
словесные (рассказ, беседа, вопросы и ответы, индивидуальные консультации во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение);
практические (выполнение практического задания).
по степени активности и познавательной деятельности учащихся:
частично-поисковые методы (самостоятельный анализ информации, выводы);
активные методы обучения (взаимодействие педагога и учащихся).
Форма подведения итогов: обсуждение занятия , обмен впечатлениями, рефлексия.
Планируемые результаты:
Формирование базового представления о композиции и цветовых приемах;
Формирование интереса к предмету;
Создание композиции на тему “Сказочная страна”.
Способы выявления результативности: опрос, наблюдение, самоанализ учащихся.
Методическое обеспечение занятия
Дидактические материалы для педагога:
дополнительная общеразвивающая программа;
конспект занятия;
раздаточный материал;
тематические видеоматериалы.
Методическое пособие
Дидактические материалы для учащихся:
раздаточный материал
Материально-техническое оснащение занятия
Материалы и инструменты:
Краски, масляная пастель. фломастеры, цветные карандаши.
Технические средства обучения:
Компьютер, проектор, экран;
План занятия
Этапы занятия |
Предполагаемое время |
I этап. Организационный момент П: Приветствие, организация рабочего места, настройка коллектива на рабочий ритм. Д: Распределение по рабочим местам. |
2мин |
2 этап. Введение в тему занятия П: Вводная беседа о cоздании рисунка с изображением сказочной страны Д: Ответы на поставленные педагогом вопросы. |
3 мин. |
3 этап. Объяснение темы занятия П: Знакомство с картинами известных художников, изображающих сказочную иллюзорную страну демонстрация видеоматериалов, этапы развития, основные специфические аспекты и особенности искусства иллюстрации. Д:Ответы на поставленные педагогом вопросы. П: Постановка учебной задачи. |
8 мин. |
4 этап Практическая работа |
15 мин |
5 этап. Физ. Минутка П: Объяснение и показ упражнений.
Д: Выполнение упражнений. |
3 мин. |
6 этап. Практическая работа П: Принцип создания композиции сказочной страны, раскрывающей особенности зрительного восприятия, подручными средствами. Демонстрация технологии изготовления рисунка сказочной страны. Д:изготовление рисунка сказочной страны П: Индивидуальные консультации во время выполнения практической работы |
10мин. |
7этап. Подведение итогов. Результат занятия. Организационный конец. Рефлексия. П: Подведение итогов занятия. Подготовка к рефлексии. Д: Обмен мнениями о выполненной работе. |
2 мин. |
8этап Организованный конец занятия |
2 мин |
Всего: |
45 мин. |
VII этап . Последствие. Прокреативный этап (самоанализ)
|
после занятия |
Ход занятия
Этапы и задачи занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Предполагаемое время |
Этап 1. Организационный момент. |
Организационный момент П: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир Сказочной страны и мир создания Фантастических композиций. Для этого нам понадобится умение смотреть и видеть удивительное в обычном, фантазировать, быть внимательными и любопытными, но при этом не забывать о правилах поведения и уважения к друг другу. |
Выполнение приветствия. Дети рассаживаются по рабочим местам. Готовятся к занятию. |
2 мин. |
Этап 2. Введение в тему занятия. |
Показ в презентации предполагаемых образцов изделия. Презентация цели занятия. Стихи о Сказочной стране в исполнении Козловой Карины |
- ответы на вопросы. - знакомство с презентацией. |
3 мин. |
Этап 3. Объяснение темы занятия. |
Добрый день- Тема нашего занятия- Изображение сказочной страны. Каждый из вас должен решить Какую именно фантастическую страну будет он изображать Например 1 Подводный замок с русалками 2 Страну фей 3 Фантастическую страну Радуги 4Воздушный замок в облаках 5.Замок Снежной королевы 6. Замок феи цветов или придумайте что-нибудь свое. На страницах презентации вы увидите картины художников, которые рисовали фантастический иллюзорный мир- Например Репин И.Е. Рисовал подводный мир. Мы видим на картине “Садко” сказочный подводный мир с его замками, красавицами-русалками, диковинными растениями, рыбами и другими морскими обитателями. картины Виктора Васнецова погружают нас в мир русской сказки. 1.Три царевны подземного царства 2.Сирин и Алконост сказочные птицы радости и печали 3 Гамаюн-птица вещая 4 Богатыри 5Снегурочка 6.Иван царевич на сером волке Иллюстрации Билибина Также открывают страну –фантазию русской сказки Художники выделяют главный сюжет используя тоновые контрасты или контрастные цвета. |
Ответы на вопросы о Художниках, которые рисовали сказочную страну . Просмотр презентации На тему – Сказочная страна Ответы на вопросы- 1.Какие художники рисовали Сказочную страну 2 Какие виды композиции использовали художники при изображении сказочной страны для выделения главного и второстепенного 3 Какие виды цветовых контрастов использовали художники при изображении сказочной страны
|
8 мин. |
Этап 4. Практическая работа. |
А сейчас ребята посмотрим примеры поэтапного выполнения нашей композиции Наша задача повторить и вспомнить Какие бывают виды композиции Как использовать правильно цвет для передачи состояния и настроения вашего рисунка.
Порядок работы 1.Создайте собственную композицию 2.Ипользуйте контрастные или подобные цвета для передачи состояния в вашем рисунке 3.Используя правильный силуэт –создайте грамотную основу для вашей композиции 4Постарайтесь создать образ вашего фантастического мира используя различные техники рисования. |
Выполнение практического задания .Дети выполняют композицию-изображение Сказочной страны |
15 мин. |
Этап 5. Физ. минутка. |
Показ несложных физических упражнений Ребята мы должны отдохнуть и выполнить ряд упражнений- “Мы писали рисовали нащи пальчики устали” Вращение кистей рук (6-8 раз). Наклоны в стороны(6-8 раз). Наклоны назад (6-8 раз). Сжимание кистей рук(8-10 раз). Круги руками вперед и назад (6-8 раз). Закрываем ручками глаза и открываем даем отдохнуть глазкам (8-10 раз). Ходьба на месте. Закончили упражнения приступили к следующему этапу работы |
Выполнение несложных физических упражнений |
3 мин. |
Этап 6. Практическая работа. |
Мы закончили изображение Сказочной страны. Теперь приступаем к цветовому решению вашей авторской композиции 1 Надо решить- Конрастные или подобные цвета вы будете использовать для решения вашей сказочной композиции. 2 Как вы будете использовать тон Темный силуэт на светлом фоне или наоборот. 3 Огромное значение имеет пластика линий 4 Важно выбрать для своей композиции технику исполнения{акварель, пастель , фломастеры или смешанная техника}
|
Выполнение практического задания. Дети создают цветовое решение своей композиции Отвечают на вопросы 1Какие бывают Контрастные цвета 2 какие цвета мы мы называем подобными 3 Какие теплые цвета 4 Какие холодные цвета 5Как грамотно использовать тон в композиции. |
10 мин. |
Этап 7. Подведение итогов. |
- обобщение.- просмотр созданных фантастических композиций. Обсуждение работ. Подведение итогов. Давайте посмотрим все ли правильно выполнили задание- соответствует ли решение автора созданию правильного образа Сказочной страны. Давайте сделаем совместное фото с нашими работами и потом Оформим выставку наших работ. Ну вот, теперь у вас есть красивые рисунки с изображением сказочной страны, сделанный вашими собственными руками. Вы увидели сегодня несколько вариантов картин известных художников и вы сможете в дальнейшем использовать полученные сегодня знания. Может кто то из вас станет иллюстратором книг. Сегодня вы познакомились с интересным и полезным занятием. Оно не только развлекает, но может в будущем стать для кого-нибудь из вас увлекательной, востребованной профессией. Я бы хотела услышать ваши мнения о нашей сегодняшней теме, или ваши вопросы, на которые я с удовольствием отвечу. Ребята, благодарю вас за активное участие, заинтересованность и творческое сотрудничество! |
- создание выставки детских работ - ответы на вопросы. Обмен впечатлениями.
|
2 мин. |
Этап 8. Организованный конец занятия. |
- совместное прощание- Ребята-занятие окончено 1.Убираем свое рабочее место. 2. Собираем свои вещи 3 Совместное фото на память |
- совместное прощание. Дети убирают рабочее место. Фото на память. |
2 мин. |
Последствие. Прокреативный этап (самоанализ) |
Последствие. Прокреативный этап (самоанализ) П: Поиск ответов на вопросы: Достигнута ли цель занятия? Реализованы ли задачи на каждом из этапов занятия? Насколько найден контакт и установлено продуктивное взаимодействие с учащимися? Насколько полно и качественно реализовано содержание? Совпал ли результат с прогнозом? Сформировался ли у учащихся интерес к теме занятия? Насколько целесообразны были выбранные приемы и методы и информационные средства?
Что нового нужно внести в занятие, от чего отказаться? |
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПКЛЕКС
КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
Книги о Билибине И.Я.
Асов А. Мифы славян для детей и их родителей. Меч Сварога/ А.Асов; худож. В.М.Васнецов, И.Я.Билибин, М.А.Врубель.-Москва: АСТ, 2013.-287c.: 8 цв. ил.-(Легенды и сказания).
Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси: Поэтические воззрения славян на природу/ А.Н.Афанасьев; Худож. И.Я.Билибин.-М.: ЭКСМО, 2005.-607c.: ил.
Ковер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко: По мотивам сказок "Тысяча и одна ночь"/ Пер. Г.Климов; Худож. И.Билибин; Обраб. М.Ренье.-Москва: Терра, 1998.-15с.: ил.
Первоклассные сказки/ худож. И.Я.Билибин и [др.].-Москва: Родина, 2010.-76c.: ил.-(Моя первая библиотека).
Первоклассные стихи: [сборник]/ худож. И.Я.Билибин и [др.].-Санкт-Петербург: Родина, 2010.-80c.: ил.-(Моя первая библиотека).
Пушкин А.С. Сказки/ А.С.Пушкин; Худож. И.Я. Билибин.-Москва: Дет.лит., 2001.-204с.: ил.-(Школьная библиотека).
Русские сказки; Былины/ Худож. И.Я.Билибин и др.-М.: АДЛ, 1993.-223с.: ил.-(Любимые книги детства; Кн. 2; Т.2).
Семенов О.С. Иван Билибин: рассказ о художнике-сказочнике/ О.С.Семенов.-Москва: Дет.лит., 1986.-87с.: ил.
Книги о художнике Викторе Васнецове
1. Бенуа А. «История русской живописи в XIX веке». М.: Республика, 1995. с. 187-202;
2. В.М. Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. 496 с.;
3. Лобанов В.М. В. Васнецов. М.: Академия художеств СССР, 1962. 183 с.;
4. Лобанов В.М. В. Васнецов в Москве. М.: Московский рабочий, 1961. 240 с.;
5. Лобанов В.М. Дом-музей художника В.М. Васнецова. М.: Московский рабочий, 1957. 193 с.;
6. Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. М.: Академия художеств СССР, 1974. с 101-137.;
“Игрушки ” издательство “Малыш” 1972г. Москва.
“Какого цвета радуга” автор: Е. Каменева изд. ”Детская литература”1971г. Москва.
“В краю народных мастеров” изд. “Тимпул” 1985г. Составитель: Е.А.Горбунова
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
Интернет- ресурсы:
1.www.deni.spb.ru
2.studbooks.net