12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Ольга Николаевна42
стаж работы 26 лет, классный руководитель, увлекаюсь живописью, кино, чтением художественной литературы, психологией, веду активный образ жизни.
Россия, Красноярский край, Канский район Красный Маяк
5

Читаем фотографию, или пресловутые 10 фраз ( итоговое собеседование по русскому языку: взгляд учителя-практика)

Читаем фотографию, или пресловутые 10 фраз.

(устное собеседование по русскому языку: размышления учителя-практика)

    В контексте задач современного образования важная роль отводится предметной области «Русский язык и литература»». Русский язык как учебная дисциплина имеет преимущество перед остальными, так как язык является универсальным средством при изучении всех предметных областей. Вследствие этого перед учителями русского языка стоит задача: при реализации содержания курса русского языка уделять пристальное внимание формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

    Сформированность у обучающихся универсальных учебных действий, в частности коммуникативных, является метапредметным результатом обучения, предусмотренным требованиями ФГОС.  Перед учителем русского языка встают конкретные практические задачи: научить обучающихся строить устные и письменные высказывания с учетом речевой ситуации и речевых задач, выбирать нужную языковую форму, грамматически и логически грамотно выстраивать речевое суждение. И не секрет, что это могут далеко не все обучающиеся.

  Проблемы речевой культуры, трудности, связанные с умением выражать свои мысли связаны, на мой взгляд, с тем, что в условиях цифровизации все меньше времени остается на живое общение, язык слов заменен языком символов, все реже можно слышать качественное словесное выражения мыслей и чувств.

  Введение устного итогового собеседования стало для педагогов «кривым зеркалом», которое обнажило проблемы, слабые места в обучении не только русскому языку, но и другим учебным дисциплинам.

В Концепции итогового собеседования отражены его цели и задачи: оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников.

Работая экпертом на итоговом собеседовании в своей образовательной организации, я наблюдала такую картину: выпускникам трудно выполнять самые ,на первый взгляд, простые задания. Причины различного характера. Одни учащиеся проявляют повышенную тревожность и не могут справиться с волнением, другие не обладают достаточным уровнем лексического запаса для выражения своих мыслей, третьи затрудняются построить логичное высказывание, их монолог превращается в набор предложений. Для меня очевидно, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьезные затруднения у наших школьников.

  Задание № 3 части 2 звучит как «Тематическое монологическое высказывание». Кратко остановлюсь на сути задания. Во время беседы учащимся предлагается три темы, из которых он должен выбрать одну. Каждая тема предполагает построение высказывания, соответствующего одному из типов речи. Для создания высказывания, построенного по типу речи описание, учащемуся дается визуальная информация в виде фотографии и вопросы для построения высказывания, к двум другим (повествование, рассуждение) только опорные вопросы.

  В результате оценивания монолога мы видим следующие типичные ошибки:

ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;

маленький объем монологического высказывания(3-5 фраз);

большое количество неоправданных пауз в речи;

большое количество речевых и грамматических ошибок.

 Ниже приведу критерии оценивания монологического высказывания: t1598609630aa.pngt1598609630ab.png

   Для подготовки выпускников к итоговому собеседованию разработаны методические рекомендации, содержащие инструкции, речевые клише и т.п. Но на практике в ответах учащихся мы сталкиваемся с обеднением и сокращением словарного запаса, преобладанием просторечной лексики, неосложненных конструкций предложений и это не может не волновать педагогов.

   Вы подумаете:« Неужели так сложно описать фотографию? Ведь необходимо построить 10 фраз в соответствии с критериями оценивания». Но на деле мы видим неудачи.

В чем же причина? Казалось бы современным детям фотография очень знакома. Ведь за один день они выкладывают в социальные сети не одну фотографию, сделанную с помощью телефонов, айфонов, фотоаппаратов. Их странички пестрят разнообразным содержанием (природа, еда, спорт, красота), ракурсами, фотоэффектами. Но, на мой взгляд, редкостью стало фото со смыслом. Фотография потеряла свою ценность, превратилась в моментальный снимок, который легко получить, нажав кнопку гаджета. О содержании фотоснимка думают немногие. Главное- эффектно, а смысловое наполнение вторично. К сожалению, бездумное заполнение подростками своих аккаунтов в социальных сетях фрагментами жизни (чаще внешности) приводит к тому, что фотография лишается той ценности, которую она имела раньше, когда не было такого доступа к ее получению, когда нужны были немалые знания в этой области. Ведь раньше к этому событию люди готовились. Нужен был достойный повод, чтобы пригласить фотографа и запечатлеть не только моменты своей жизни, но и события, важные для истории страны и общества в целом. Теперь же видим, что и «читать-то» на фото нечего. Сделано быстро, просто, часто как дань моде, без особых усилий.

  И вот наши школьники на экзамене видят фотографию, которую нужно описать. А как это сделать, как добраться до смысла изображенного? 

  По моему мнению, этому нужно учить, используя качественные фотографии, сделанные мастерами, профессионалами, чьи работы получили признание, стали шедеврами. Только такие снимки заставляют думать, проникать в суть изображенного, учат видеть не просто объекты, их композицию, цвет, но и проникать глубже в содержание, видеть больше, понимать замысел.

    Учащиеся не видят взаимосвязи изображенных на фотографии компонентов, вследствие этого им трудно понять суть изображенного, идею события. Перечисление объектов, их расположения, действий становится скучным и не имеющим ценности монологом. Очень часто монологическое высказывание лишено завершенности, нарушена его композиционная стройность.А ведь так хочется, чтобы ученик стремился «дойти до самой сути»!

   В поисках познавательных материалов для подготовки учащихся к данному виду работы, мне посчастливилось найти и прочитать книгу Владимира Никитина «Рассказы о фотографах и фотографиях». В этой книге автор рассказывает об истории фотографии, начиная с времен декабристов, когда были еще дагерротипные камеры. Со страниц книги перед читателем всплывают имена известных в свое время фотографов русского и иностранного происхождения (С.Левицкий, отец и сын Карл и Виктор Булла, Анри Брессон, Роберт Капа, Василий Федосев).

   Василий Гаврилович Федосеев среди своего наследия оставил миру фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде. Его не пустили на фронт военным фотокорреспондентом из-за травмы, полученной во время финской кампании. И он остался снимать жизнь города в годы войны. Сюжеты его снимков просты и бесхитростны, они хранят бытовые подробности, будничные сцены из жизни ленинградцев. Но тонкое чутье мастера передает непривычное для мирного города состояние. Он не вводит в кадр ничего военного, но по мельчайшим деталям, выражениям лиц зритель считывает второй слой фотографии. Информация, заключенная в его снимках, гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: это тяжелое время пережили простые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть военных лет. Именно его фотографии рассказывали истинную правду о величии человеческого духа, преодолевающего нечеловеческие страдания и невзгоды. Нельзя пройти мимо одного из таких снимков под названием «На прогулку», май 1942 года. Яркое солнце заливает мостовую, три силуэта женщин выделяются на ней. Мы видим двух исхудавших до невозможности женщин и девочку лет пяти. Они переходят улицу. Будничная сцена. Они уже совсем близко подошли к тротуару и девочка, которую придерживает мать за руку, подняла тоненькую ножку с уродливо раздувшимся коленом, чтобы поставить ее на краешек поребрика. Та женщина, что помоложе, передвигается на тонких ногах, которые чуть толще палочки, на которую она опирается. Видно, что они недавно, может быть, в первый раз вышли на прогулку после долгой, изнурительной болезни. Эта простая бесхитростная фотография стала символом ленинградской блокады. Здесь нет атрибутов войны, слез, крови, но есть суровая правда жизни. Глядя на нее, острее осознаешь ужас обыденности, в которой нужно было жить и выживать.

Среди знаменитых фотографов известно имя французского фотографа Анри Картье-Брессона. Он снимал документальные свидетельства ужасов войны. Был в плену у нацистов после захвата Франции, бежал и примкнул к сопротивлению. Фотография 1945 года «Доносчик гестапо» демонстрирует отношения между трем персонажами: осведомительницей, официальным лицом и обвинительницей. Сюжет фотоснимка- суд над подозреваемой в сотрудничестве с гестапо женщиной. Основу композиции фотографии составляет композиционный треугольник эмоций каждого ключевого персонажа: представитель власти подчеркнуто бесстрастен, обвиняемая виновато склонила голову, а лицо обвинительницы застыло в яростной гримасе. На фоне различимы еще три треугольника, образованные лицами толпы. Их эмоции раскрывают отношение к происходящему: сочувствие, негодование, ожидание исхода дела. Фотография показывает атмосферу ужасов войны, столкновение человека с миром доноса, несправедливости, где на кону лежит человеческая жизнь.

  Мне кажется, что нужно учить ребят читать фотографию по шедеврам этих и других мастеров. Это поможет взглянуть на фотодело как на искусство, несущее людям и всему миру основные ценности бытия, идеи понимания своего предназначения в этом мире. Рассматривая фотоснимки, сделанные не всегда в простых условиях, понимаешь, в чем особенность снимка, почему он является общепризнанным шедевром в среде профессионалов.

   Я уже сказала о том, что методическая служба создала для педагогов достаточно материалов для подготовки учащихся к этому виду работы, но умению чувствовать фотографию, проникать в замысел автора нужно учить. Конечно, можно построить 10 предл  ожений, пусть не «шедевральных» с точки зрения содержания, получить заветные баллы. Но в стремлении к соблюдению критериев не нужно забывать о глубине жизни, о важности тех духовных ценностей, которые хранит настоящая фотография, и использовать это наследие в воспитательных целях: учить видеть красоту жизни, ценить человеческие отношения.

  Понимать искусство мы учим на уроках развития речи, мировой художественной культуры, уроках литературы, изобразительного искусства. Возможно, обращение к фотографиям, которые считаются шедеврами, даст новые содержательные возможности решать образовательные и воспитательные задачи современного образования.

   Использованная литература:

1. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. Авторы- составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. ФИПИ, 2018

2. В.Никитин «Рассказы о фотографах и фотографиях», Лимбус Пресс, Санкт-Петербург, 2016

​​​​​​​ 3. Вэл Уильямс «Фотография. Почему это шедевр».М.:Синдбад, 2019.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.