12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хивренко Ирина Николаевна23

Пояснительная записка

Программа  в «Читаем вместе» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации – М.: Просвещение, 2011, курса Л.А Ефросининой, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Направление данной программы–общеинтеллектуальное.

Главное назначение программы –расширени ечитательского пространства,реализация дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя. Программа поможет решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания. Так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Главные цели программы

-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

-расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

-формирование личностных, коммуникативных, познавательных умений.

Задачи программы:

   Обучающие:

формирование навыков выразительного чтения;

формирование основ  библиографической грамотности;

формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

   Воспитательные:          

воспитание бережного отношения к книге;                                              

воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

  Развивающие:    

     -    расширение кругозора детей;

     -    пробуждение творческой активности ребёнка;

-   раскрытие индивидуальных способностей;

-   формирование у детей  элементов творчества;

-   формирование литературного вкуса.

        Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Содержание программы создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с различными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Занятия проводятся один раз в неделю. В классе 34 учебные недели, поэтому планируется 34 занятия.

Содержание программы «Читаем вместе» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.

Актуальность данной программы   состоит в том, что она  помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке.  Учит их работать с книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать осознанно  и избиратель, соотнося свои потребности и возможности.      

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы «Читаем вместе» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Формы и режим проведения занятий.

1.  Путешествие.

2.  Викторина.

3.  Экскурсия.

4.  Устный журнал.

5.  Беседа.

6.Литературная игра.

7.Выставка работ учащихся (рисунки, книжки-малышки).

8.Инсценировка.

Способы организации учебной деятельности

индивидуальный;

коллективный   (конкурсы, выставки);

фронтальный;

групповой  (при проведении экскурсий и выполнении заданий);

работа в парах

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу года учащиеся должны знать:

элементы книги, алфавитный каталог и его назначение;

ключевые понятия библиографии;

виды справочной литературы (энциклопедии, журналы, литературные книги, справочники);

информационные источники информации;

правила коллективной и самостоятельной деятельности;

основные понятия создания проектов;

     уметь:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

-формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

- задавать вопросы одноклассникам по прочитанному произведению;


Содержание программы

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»

готовить материал для классной и школьной газеты;

пользоваться электронными газетами и журналами.

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».







Тематическое планирование


Содержание занятий

Дата планируемая

Дата фактическая

11

Летописи. Рукописные книги. История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.



22

Первые книги. Библия. Детская Библия.



33

Книги-сборники былин, легенд, сказов.



44

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина».



55

А. Платонов «Умная внучка»



66

Сказки бытовые, волшебные, о животных



77

. Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».



88

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.



99

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.



110

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами



111

Герои басен. Инсценирование басен



112

Родные поэты



113

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.



114

Проект «Краски и звуки поэтического слова».



115

Книги Л.Н. Толстого для детей.



116

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок.



117

. Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.



118

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».



119

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.



120

Художники-иллюстраторы книг о животных.



221

Дети — герои книг. Типы книг.



222

 Книги-сборники произведений о детях.



223

 Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».



224

Книги зарубежных писателей.



225

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях.



226

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.



227

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».



228

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны

рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).



229

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой

в читальном зале.



330

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.



331

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.



332

Создание классной газеты «Книгочей».



333

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?».



334

Словарь книгочея











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.