12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Витальевна Касаткина295
Россия, Москва, Москва

ГБОУ «Школа № 1747»


Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Читаем, думаем, решаем»

1 - 4 классы


 

Составитель: учитель нач. классов

Касаткина Наталья Витальевна

 


 

«Читаем, думаем, решаем»

Информационная карта программы

Название программы: “Читаем, думаем, решаем».

Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы) детей младшего школьного возраста (6,5 – 11 лет).

Цель программы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления), формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи программы:

формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и логического мышления, развитие моторики;

формирование и развитие творческих способностей, творческого мышления;

формирование способности искать и находить новые решения;

формирование способности проявлять самостоятельность, самореализацию, самоконтроль, самооценку;

расширение кругозора учащихся в различных областях знаний;

обучение решению нетиповых поисково-творческих, аналитических задач, не связанных с учебным материалом;

развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом;

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку;

воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;

воспитание уверенности в своих силах, в своих знаниях в результате творческой деятельности;

подготовка к олимпиадам, конкурсам, марафонам;

формирование поисково – исследовательских коммуникативных умений;

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества;

подготовка к тестированию, мониторингам (предметным и метапредметным).

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, индивидуальная;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, диспут, интеллектуальное соревнование, учебно-игровая деятельность

Сроки реализации программы: 2016–2020 учебные годы.

Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся младших классов, проводимых во внеурочное время. Курс включает:

1 класс – 108 занятий (3 ч в неделю),

2 – 4 классы – по 180 занятий в год ( 5 ч в неделю)

Курс включает следующие блоки:

1 класс:

«Чтение и работа с текстом», «Математика»

2 – 4 классы:

«Чтение и работа с текстом», «Математика», «Русский язык», «Мир вокруг нас», «Я – исследователь».

Описание программы

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Актуальность программы 

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Одной из главных задач новых образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых способов действия.

Реализация данной программы позволит учащимся развивать познавательные интересы, творческое мышление и творческие способности, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активной мыслительной деятельности, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Содержание соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать в «зоне ближайшего развития», формируя учебную мотивацию. . При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса

 

Личностные результаты:

усвоение правил сотрудничества;

учиться аргументировать свою точку зрения

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, используя учебную литературу и СМИ

Коммуникативные УДД:

учиться договориваться, сотрудничать в группе;

овладевать навыками совместного решения учебной задачи.

Блок «Математика»

Блок «Математика» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание блока «Математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует уходу от образца, проявлению самостоятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Формирует умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков. Блок «Математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся.

Задачи блока:

1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 

Планируемые результаты изучения блока

В результате освоения программы блока «Математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

воспитание чувства справедливости, ответственности.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении.

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международных интернет – конкурсах для одарённых детей.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Подготовка к математической олимпиаде. 2-4 классы. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина.

Занимательные задачи по математике для младших классовЛ.Н. Врёвкина, Е.В.Страусова.

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.В.В, Акентьев, Н.Н. Аменицкий, М.А. Гершензон и др.

Праздник числа. В. Волина.

Итоговые тесты по математике за курс начальной школы. Т.Л. Фёдорова. (Математика по программе М.И. Моро)

3000 задач и примеров по математике. О.В. Узорова.

Набор карточек с изображением плоских и объёмных геометрических фигур.

«Математический веер» с цифрами и знаками.

Игра «Математическое домино»

Набор «Геометрические тела».

Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

Конструкторы «Лего».


 

Блок «Чтение и работа с текстом»

Ведущая педагогическая идея блока «Чтение и работа с текстом» – это использование текста как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Основное место на занятиях занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт.

Основные задачи блока:

1. Внедрение форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

2. Разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

3. Формирование коммуникативной компетенции.

Планируемые результаты освоения блока:

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные универсальные учебные действия:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно- познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 1 (2, 3, 4) класса, в 2-х частях/ О.А. Холодова, Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – (Юным умникам и умницам. Стандарты второго поколения.) Практикум.


 

Блок «Русский язык»

Содержание блока «Русский язык» данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку призвано пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях блока «Русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Задачи блока:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

формирование мотивации к изучению русского языка;

обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

развитие смекалки и сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Предполагаемые результаты реализации программы

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.


 

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметые результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991

Словари, справочники

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Настольные развивающие игры, викторины

Блок «Юный исследователь»

Программа блока предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Обучение путём исследований в современной образова­тельной практике рассматривается как один из эффективных спо­собов познания ребёнком окружающего мира и является актуальным. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Преду­смотрены диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Появится возможность сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативную и информационную компетенции. Блок предполагает работу с одаренными деть­ми, развитие творческих талантов обучающихся.

По окончании освоения программы предполагается определенный продукт - исследовательская работа и публичное выступление. Программа блока позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Задачи:

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

формировать навыки организации научного труда

Пути, средства методы достижения цели

В основе формирования исследовательских умений лежат следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе; индивидуальная исследовательская работа; практическая работа в библиотечном фонде; использование СМИ; проведение опросов; анализ, обобщение и использование собранной информации.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении блока «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

практическую направленность;

краткосрочный характер;

носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей к различным видам деятельности. Формы организации детского коллектива:

Работа в малых группах

Индивидуальная деятельность

Коллективная деятельность

Примерные темы исследований:

исследование числа

исследование «Лексическое значение слов»

исследование «Вода-источник жизни». Конференция Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя»

исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

исследование « Труд в моей семье»

вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки»

игра-викторина «Путешествие в страну Знаний»

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками специальных знаний исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексы собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к своему труду и труду других людей, к природе, культуре, к своему здоровью и внутреннему миру через исследовательскую деятельность.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт самоорганизации и организации совместной исследовательской деятельности с другими школьниками и работы в коллективе, группе, опыт общения со сверстниками и старшим поколением, опыт самостоятельного поиска информации, исследовательского поиска, опыт управления другими людьми и ответственности за других людей.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В результате работы по программе блока учащиеся должны знать:

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

    разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

    планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

В ходе изучения блока «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают такими методами познания, как наблюдение, измерение, эксперимент.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Библиотечный фонд

Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.

http://www.mirknig.com/

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

http://www.booklinks.ru/

http://www.fsu-expert.ru/node/2696


 

Блок «Мир вокруг нас»

Программа блока «Мир вокруг нас» соеди­няет в равной мере экологические, природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к своей семье, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование экологического мировоззрения, повышение экологической культуры;

5) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Знакомство с началами экологии, естественных и социально-гума­нитарных наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления мира вокруг себя понятными, знакомыми и предсказуемыми, прогнозировать как своё личное, так и социальное благополучие, что является актуальным в настоящее время.

Формы организации детского коллектива

экологические праздники, викторины, устные журналы

экскурсии

беседы

выставки, конкурсы

выступления лекторских групп

наглядная агитация (стендовые доклады, видеоролики, фотографии)

исследовательская и проектная деятельность

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные и метапредметные результаты:

Приобретение и углубление опыта участия в экологической деятельности: акциях, социальных экологических проектах и т. д.;

Развитие детских экологических инициатив;

Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организационными способностями, расширение кругозора, получение удовольствия и интереса от созидательной деятельности;

Улучшение условий окружающей среды;

Повышение уровня экологической культуры обучающихся;

Посещение учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Программа блока «Мир вокруг нас» представляет детям широкую панораму природных, экологических и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей.

В ходе занятий дети овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Работа в кружке обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Особое внимание уделяется исследовательской и проектной работе; участию в экологических и социально – направленных школьных и районных акциях.

 

Приложение 1.  Календарно-тематическое планирование блока «Математика»

 

1 класс

 

 

Тема занятия

Сроки

Планируемый результат

1,

2

Закономерности в расположении фигур и предметов

 

Развитие умения находить закономерность в расположении предметов, внимания, логического мышления

3, 4

Взаимное расположение предметов (пространственные отношения «справа-слева», «между», «перед-за» и т.д.)

 

Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения

5

Графический диктант

 

Развитие внимания, ориентации в пространстве

6

Индивидуальное занятие

 

 

7, 8

Задания на развитие памяти, внимания

 

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти

9, 10

Задания на развитие логического мышления

 

Развитие логического мышления

11

Магические квадраты

 

Развитие внимания, памяти, вычислительных навыков

12

Индивидуальное занятие

 

 

13, 14

Фигуры и символы

 

Развитие внимания, логического мышления, воображения

15, 16

Признаки предметов. Упорядочивание серии предметов по разным признакам

 

Развитие умений устанавливать общие признаки, находить закономерность в значении признаков

17

Отношение (сравнение групп предметов)

 

Развитие умений сравнивать группы предметов по заданному свойству

18

Индивидуальное занятие

 

 

19, 20

Сколько возможных решений?

 

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения

21, 22

Выполнение графических заданий

 

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации

23

Математическое конструирование («Танграм»)

 

Развитие внимания, мышления, воображения, конструкторских способностей

24

Индивидуальное занятие

 

 

25, 26

Задания с геометрическим содержанием

 

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, памяти

27, 28

Числовые  цепочки

 

Развитие внимания, памяти, мышления, вычислительных навыков

29, 30

Задачи повышенной сложности

 

Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения

31

Магические квадраты

 

Развитие внимания, памяти, вычислительных навыков

32

Индивидуальное занятие

 

 

33

Числовые ребусы

 

Развитие внимания, воображения, мышления, в том числе нестандартного

34, 35

Признаки предметов. Упорядочивание серии предметов по разным признакам

 

Развитие умений устанавливать общие признаки, находить закономерность в значении признаков

36, 37

Забавная арифметика

 

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления

38

Закономерности в расположении фигур и предметов

 

Развитие умения находить закономерность в расположении предметов, внимания, логического мышления

39

Графический диктант

 

Развитие внимания, ориентации в пространстве

40

Индивидуальное занятие

 

 

41, 42

Решение логических заданий

 

Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения

43

Фигуры и символы

 

Развитие внимания, логического мышления, воображения

44

Логические цепочки

 

Развитие внимания, логического мышления, воображения

45, 46

Решение задач на взвешивание

 

Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения

47, 48

Задания с геометрическим содержанием

 

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, памяти

49

Индивидуальное занятие

 

 

50, 51

Решение задач на деление, разрезание фигур

 

Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей

52

Игры со счетными палочками

 

Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей

53, 54

Нестандартные, занимательные задачи

 

Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения

 

 

 

 

 

2 класс

 

 

1

Удивительная снежинка.

 

Познавательно- развлекательные

игры. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игры «Чья сумма больше?»,  «Русское лото», «Математическое домино».

2

Крестики-нолики.

 

3

Математические игры.

 

4

Индивидуальное занятие

 

5

Секреты задач.

 

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

6

«Спичечный» конструктор.

 

Задания по перекладыванию спичек.

Развитие пространственного воображения.

7

Геометрический калейдоскоп.

 

Знакомство с объемными геометрическими фигурами.

8

Числовые головоломки.

 

Работа с играми на совершенствование воображения.

9

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа, подготовка к математическим олимпиадам, конкурсам

10

«Шаг в будущее»

 

Коллективная работа над проектом

11

Геометрия вокруг нас.

 

Моделирование. Работа с геометрическими фигурами.

12

Путешествие точки.

 

Наблюдение, сравнение,  нахождение  закономерности, использование догадки.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

13

«Шаг в будущее»

 

14

Индивидуальное занятие

 

15

Тайны окружности.

 

16

Математическое путешествие.

 

17

«Новогодний серпантин»

 

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

18

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа, подготовка к математическим олимпиадам, конкурсам

19

Математические игры.

 

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино».

20

«Часы нас будят по утрам…»

 

 

21

Геометрический калейдоскоп.

 

Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти. Работа  с объемными геометрическими фигурами. Моделирование.

22

Головоломки.

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

23

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа, подготовка к математическим олимпиадам, конкурсам

24

Секреты задач.

 

Выбор стратегии решения, анализ ситуации, сопоставление данных.

 

25

«Что скрывает сорока?»

 

26

Дважды два – четыре.

 

27

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа, подготовка к математическим олимпиадам, конкурсам

28

Математический турнир

 

Проведение интеллектуального соревнования между командами.

29

В царстве смекалки.

 

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

30

Интеллектуальная разминка.

 

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

31

Составь квадрат.

 

Игра «шифровальщики»

32

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа, подготовка к математическим олимпиадам, конкурсам

33, 34

Мир занимательных задач.

 

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

35, 36

Математические фокусы.

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

1

Интеллектуальная разминка

 

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

2

Числовой конструктор

 

Задания по перекладыванию спичек.

3

Геометрия вокруг нас

 

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

4

Волшебные переливания

 

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

5

В царстве смекалки

 

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

6

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа

7

«Спичечный конструктор»

 

Задания по перекладыванию спичек.

8

Числовые головоломки

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

9

Интеллектуальная разминка

 

11

Математические фокусы

 

 

12

Математические игры. КВН.

 

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100, 1000», «Вычитание в пределах 10; 20; 100, 1000», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 1000» и др. Проведение КВН между группами.

 

13

Индивидуальное

занятие

 

Коррекционная работа

14

Секреты чисел

 

Игры:«Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

 

15

Математическая копилка

 

16

Математическое путешествие, выбери маршрут

 

17

Мир занимательных задач

 

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

18

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа

19

Геометрический калейдоскоп

 

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

20

Интеллектуальная разминка

 

Занимательные задачи.

21, 22

От секунды до столетия

 

Практическая работа по определению времени, (часы, лента времени)

23

Числовые головоломки

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Старинные задачи.

24

Конкурс смекалки

 

25, 26

Это было в старину

 

27

Индивидуальное занятие

 

Коррекционная работа

28, 29

Математические фокусы

 

Решение и составление ребусов,  составление и показ математических фокусов.

30-31

Энциклопедия математических развлечений

 

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

32-36

Математический лабиринт.

В течение года

Подготовка к математическим олимпиадам и конкурсам в малых группах

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

1

Интеллектуальная разминка.

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Числа-великаны.

 

Конструкторы. Математические головоломки.

3

Мир занимательных задач.

 

Решение занимательных задач.

4

Кто что увидит?

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

5

Римские цифры.

 

Практическая работа по определению времени, (часы с римскими цифрами, лента времени)

6

Числовые головоломки.

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

7

Секреты задач.

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

8

В царстве смекалки.

 

9

«Спичечный» конструктор.

 

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Выбери маршрут.

 

Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

11

Индивидуальное занятие

 

12

Математические фокусы.

 

13

Занимательное моделирование.

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

14

Математическая копилка.

 

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

15

Индивидуальное  занятие

 

16

«Математика – наш друг!»

 

17

Решай, отгадывай, считай.

 

18

В царстве смекалки.

 

19

Числовые головоломки.

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

20

Мир занимательных задач.

 

Решение нестандартных задач.

21

Индивидуальное занятие

 

 

22

 

Интеллектуальная разминка.

 

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

23

Блиц-турнир по решению задач.

 

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

24

Математическая копилка.

 

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

25

Геометрические фигуры вокруг нас.

 

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

26

Индивидуальное занятие

 

 

27

Математический марафон.

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

28 - 36

Математический лабиринт

В течение года

Подготовка к итоговому тестированию, математическим олимпиадам и конкурсам в малых группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.  Календарно-тематическое планирование блока «Русский язык»

 

2 класс

 

_____________________________________________________

Разыгрывание немых сцен. Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игра «Добавки». Головоломка «Сколько родственников». Парад Добрых слов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Слова – омофоны. Игры со словами – двойниками. Шутки – каламбуры. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

 

 

 

Слова в переносном смысле. Рисуночное письмо. Иероглифы -  «священные знаки. Звуки - смыслоразличители. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость?       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Фонемное правило.          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений.

 

 

Лингвистика – наука о языке. Игры с приставками. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

 

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

 

2

Чудесные превращения слов.

 

3

К тайнам звуков и букв.

 

4

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

 

5

В Театре близнецов.

 

6

Индивидуальное занятие

 

7

Как обходились без письма?

 

8

Древние письмена.

 

9

Как возникла наша письменность?

 

10

Меня зовут Фонема.

 

11

Для всех ли фонем есть буквы?

 

12

«Ошибкоопасные» места

 

13

Индивидуальное занятие

 

14

Тайны фонемы

 

15, 16

Опасные согласные

 

17, 18

На сцене гласные

 

19

«Фонемы повелевают буквами»

 

20, 21

Когда ь пишется, а когда не пишется?

 

22

Ваши старые знакомые

 

23

Индивидуальное занятие

 

24

Правила о непроизносимых согласных

 

25

Волшебное средство – «самоинструкция»

 

26

Строительная работа морфем

 

27

Где же хранятся слова?

 

28

Индивидуальное занятие

 

29

Поговорим о всех приставках сразу

 

30

Слова – «родственники»

 

31

Кто командует корнями?

 

32

«Не лезьте за словом в карман!»

 

33

«Пересаженные» корни»

 

34

Итоговое занятие

 

35, 36

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

1

Путешествие в страну Слов.

 

Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Подбор родственных слов с заданным корнем. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

2

Сказочное царство слов.

 

3

Чудесные превращения слов.

 

4

В гостях у слов - родственников.

 

5

Добрые слова.

 

6

Индивидуальное занятие

 

 

7, 8

Новые слова в русском языке.

 

Работа с  текстами,  где  допущены орфографические ошибки. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Знакомство с понятием «красноречие».

 Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов

9, 10

Встреча с зарубежными друзьями.

 

11

Синонимы в русском языке.

 

12

Индивидуальное занятие

 

13

Слова- антонимы, омонимы.

 

14, 15

Крылатые слова.

 

16, 17

В королевстве ошибок.

 

18

В стране Сочинителей.

 

Учимся проверять «непроверяемые» слова. Сочиняем стихи – подсказки. Разгадываем ребусы и шарады. Работаем со словообразовательными и этимологическими словарями.

19

Индивидуальное занятие

 

20

Искусство красноречия.

 

21, 22

Трудные слова.

 

23, 24

Шарады и логогрифы.

 

25

Индивидуальное занятие

 

26, 27

Откуда пришли наши имена.

 

28

Занимательное словообразование

 

29 - 36

Тайны русского языка

В течение года

Подготовка к  конкурсам и олимпиадам по русскому языку

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

1

Что такое орфоэпия?

 

Знакомство с нормами литературного произношения.

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.

2

Что такое фонография или звукозапись?

 

3

Звуки не буквы!

 

4

Звучащая строка.

 

5

Банты и шарфы.

 

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

 

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

 

8

Имена вещей.

 

9

Индивидуальное занятие

 

 

10

О словарях энциклопедических и лингвистических.

 

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами

11

В царстве смыслов много дорог.

 

12

Как и почему появляются новые слова?

 

13

Многозначность слова.

 

14

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

 

15

Об одном и том же - разными словами.

 

16

Индивидуальное занятие

 

17

Как возникают названия.

 

18

Слова – антиподы.

 

 

19

Фразеологические обороты.

 

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Знакомство с наукой «ономастика». Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Знакомство с наукой «антропонимика». Знакомство с наукой «антропонимика». Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке.

20

Словари «чужих» слов.

 

21

Индивидуальное занятие

 

22

«Он весь свободы торжество».

 

23

Мы говорим его стихами.

 

24

Слова, придуманные писателями.

 

25

Слова уходящие и слова – новички.

 

26

Индивидуальное занятие

 

27

Словарь языка Пушкина.

 

28

Смуглая Чернавка.

 

29

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

 

30

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

 

31

Словарь- грамотей.

 

32

Научная этимология.

 

33 - 36

Резерв

По плану

Подготовка к итоговому тестированию

 Приложение 4.  Календарно-тематическое планирование блока «Юный исследователь»

2 класс

   

 

1, 2  Что такое проект

 

Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

3 - 6  Учимся планировать работу 

 

Формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Наблюдение за осенними изменениями в природе. Развитие  исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Знакомство с понятием «источник информации». Работа с энциклопедиями и словарями. 

7 - 10  Мы исследователи 

 

Формировать  умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. Организация выставки книг. Формировать  умение работать в группе и оценивать результат своего труда. Развитие  толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Развитие  логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

11 - 14  Групповая  работа над проектом

   

15 - 17  Тренинг исследовательских способностей

 

Развитие умения видеть проблемы,    выдвигать гипотезы, задавать вопросы,   давать определение понятиям.

18 – 30  Самостоятельная исследовательская практика 

 

Развитие умений наблюдать за реальными объектами,   плавучесть предметов,  с домашними животными.  Высказывать суждения.

31 – 36  Публичные выступления

В течение года

Защита  проектов.

     

3, 4 классы

   

1 – 4  Науки, которые нас окружают.

 

Выявлять области знаний, в которых ребёнок хотел бы себя проявить. Определять  коммуникативные умения учащихся.

5 – 8  Исследовательская деятельность

 

Определять структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности,   определение содержания для исследования,   план работы над учебным исследованием.   этапы работы,  определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию Проверка гипотез.

9 – 12  Методы исследования

 

Учатся составлять презентацию,  готовить  письменный доклад.  Оформлять список  использованных электронных источников. Работать  с источниками информации.

14 – 30  Тематические учебные исследования

 

Проводить тематические учебные исследования, делать выводы и заключения.  

31 – 36  Публичные выступления

В течение года

Защита  проектов.

 

Приложение 5.  Календарно-тематическое планирование блока «Мир вокруг нас»

2  КЛАСС

1, 2, 3

«Что и кто?»

 

Рассказывать о своей малой Родине и других городах России, находить информацию о народах страны.

 4, 5, 6, 7

«Как, откуда и куда?»

 

Прослеживать путь воды, наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках, знакомиться с действиями работников почты, запоминать правила подкормки птиц, формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнения.

7, 8, 9, 10

«Где и когда?»

 

Составлять презентацию об условиях интересной коллективной жизни в школе, знакомиться с животными и растениями жарких стран, составлять коллекцию одежды, составлять правила защиты окружающего мира.

 11, 12, 13

«Почему и зачем?»

 

Исследовать возникновение звуков, называть  цвета радуги, составлять проект о своих домашних питомцах, осваивать основные правила личной гигиены.

 14, 15, 16

«Где мы живем?»

 

Различать государственные символы России, сравнивать по личным наблюдениям город и село, различать объекты природы и рукотворного мира

17, 18, 19, 20

«Природа»

 

Различать объекты живой и неживой природы, различать сезонные изменения в природе, находить знакомые созвездия, различать горные породы и минералы, рассказывать о значении воздуха и воды, знать отличительные признаки животных, растений, устанавливать невидимые нити в природе, различать комнатные и дикорастущие растения, составлять Красную книгу.  

21, 22, 23, 24

«Жизнь города и села»

 

Определять материал, из которого сделаны разнообразные предметы, знакомиться с достопримечательностями своего района, знакомиться с различными профессиями.

25, 26, 27

«Здоровье и безопасность»

 

Знакомить с правилами питания  и режимом школьника, повторить правила безопасного поведения на улице, познакомиться с опасностями, подстерегающими дома.

28, 29, 30, 31

«Общение»

 

Знакомиться с культурой общения в семье и в классном коллективе, составление проекта «Моя родословная», обсуждать правила поведения в общественных местах.

32 - 36

«Путешествия»

 

Знакомиться с городами России. Уметь ориентироваться по компасу, по местным признакам. Квест. Экскурсии.

 

 

3 КЛАСС

1 - 3

«Как устроен мир»

 

Классифицировать объекты природы, собирать информацию к проекту.

4 - 10

«Эта удивительная природа»

 

Наблюдать над разнообразием веществ, прослеживать  значение воздуха и воды, знакомиться с группами растений и животных. Проводить простейшие опыты.

11 - 15

«Мы и наше здоровье»

 

Знакомиться с интересными фактами в работе организма человека,  составлять меню правильного питания, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни.

16 - 20

«Наша безопасность»

 

Моделировать действия при чрезвычайных ситуациях.

21 - 25

«Чему учит экономика»

 

Рассказывать о мире своих увлечений, учиться распознавать полезные ископаемые, знакомиться с растениеводством и животноводством края.

26 - 30

«Путешествия по городам и странам»

 

Составлять маршрут путешествия, собирать материал об известных городах России. Знакомство с первыми русскими путешественниками.

31 - 36

«Лента времени»

 

Знакомство с понятиями «век», «эпоха». Изобретения «из глубины веков» и современные достижения науки и техники.

 

4  КЛАСС

1 - 4

«Земля и человечество»

Изучать строение солнечной системы и созвездий, космические тела и явления.

5 - 8

«Природа России»

Знакомиться с формами поверхности края, знакомиться с животным и растительным миром, систематизация знаний о природных зонах России, собирать материала и составлять проект.

9 - 12

«Родной край-часть большой страны»

Составлять маршрутную карту, собирать материал и организовывать выставку,  участвовать в экологических акциях.

13 - 17

«Страницы Всемирной истории»

Составлять ленту времени, «летопись» мировых событий.

18 - 22

«Страницы истории России»

Продолжать знакомство со знаменитыми людьми России,  знакомиться с национальными праздниками, посещать места боевой славы.

23 - 27

«Наше наследие»

Знакомство с историей Москвы. Страницы «старины глубокой» в названиях улиц и литературных произведениях, пословицах и поговорках.

28 - 32

«Современная Россия»

Государство и закон, права и обязанности граждан.

33 - 36

«Мир вокруг нас»

Подготовка к итоговому тестированию, конкурсам и олимпиадам по окружающему миру.

  Приложение 2.  Календарно-тематическое планирование блока «Чтение и работа с текстом»

 

1 класс

 

 

1

Дом, в котором живут книги

 

Знакомство с библиотекой,  с элементами книги, сопоставление книги и своей любимой игрушки, как лучших друзей.


Ориентироваться в библиотеке, знать элементы книги, уметь устно составлять небольшой рассказ о своей игрушке, уметь рисовать иллюстрацию к тексту.

 

2

Что может книга

 

3

Вместе с книжкой и игрушкой

 

4

Александрова Т. «Вместе с книжкой и игрушкой»

 

5

Пивоварова И. «Однажды Катя с Манечкой»

 

6

Игра в слова

 

7

Н. Носов. Рассказы

 

Знакомство с новыми произведениями. Рассказ учителя о художественной литературе, об авторе и названии произведения. Учить называть главных персонажей книги. Моделирование обложки.

8

В. Голявкин «Тетрадки под дождем»

 

9

Б. Житков. Стихи и сказки.

 

10

Б. Заходер. Стихи и сказки.

 

11

С. Седов «Жил – был Левша»

 

12

Путешествие к острову Фантазии

 

13

Г. Горбовский «Розовый слон»

 

Знакомство с новыми произведениями. Учить детей передавать содержание читаемого. Овладевать интонацией героя.  «Перевоплощение» в рассказчика или героя. Характеристика героя. Знакомство с краткой биографией писателя.

14

Г. Цыферов «Дневник медвежонка»

 

15

С. Козлов «Ежик в тумане»

 

16

В. Берестов «Как найти дорожку»

 

17

В. Бианки «Чей нос лучше»

 

18

К. Паустовский «Кот – ворюга»

 

19

Э. Мошковская «Бульдог»

 

Знакомство со стихотворениями. Рифма.

Выделение в тексте ключевых образов, слов. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о прочитанном.

20

Д. Чиарди «Об удивительных птицах»

 

21

В. Левин «Усталый поезд»

 

22

В. Берестов. Веселые стихи

 

23

Занимательное стиховедение

 

24 

С. Маршак «Хороший день»

 

Чтение произведений, словарная работа, словесные игры. Восстановление деформированного текста. Поиск слов и выражений, характеризующих героя и события, описывающих картины природы.

 25, 26

Гарин – Михайловский «Детство Темы»

 

 27, 28

А. Толстой «Как ни в чем не бывало»

 

 29, 30

В. Драгунский «Девочка на шаре»

 

 31, 32

Создаем диафильм «Наши мамы»

 

 33, 34

Скребицкий «Барсучок»

 

35

Перовская «Тигренок Васька»

 

 36, 37

Б. Житков «Про обезьянку»

 

 38, 39

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

 

 40, 41 

Иллюстрирование знакомых произведений

 

Выбор сюжета для иллюстрации и соответствующих авторских реплик.

  42 - 54

Индивидуальные занятия и занятия в малых группах

В течение года

Коррекционная и проектная работа

 

 

 

 

 

2 класс

 

 

 1 - 3

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

 

Чтение и слушание произведений. Литературные произведения на экране. Поиск информации в книге. Осмысление образа своего ровесника, его переживаний. Театрализация.

4, 5

О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга»

 

6, 7

Ю. Сотник «Как меня спасали»

 

8, 9

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

 

10

В. Солоухин «Мститель»

 

  11 - 14

Инсценировки о школьной жизни

 

 15, 16

А. Зарецкая «А я был в компьютерном городе»

 

Чтение, словесные игры, викторины. Обобщение полученной информации. Работа со справочной литературой. Поиск в книге и тексте необходимой информации.

 17, 18

Р. Киплинг. Сказки с вопросами.

 

19, 20

Что такое «Познавательная литература»

 

 21, 22

Читаем энциклопедии

 

23

Литературная мозаика

 

 

  24 - 36

Индивидуальные занятия

В течение года

Коррекционная работа. Подготовка к мониторингам. Комплексная работа с текстом.

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

1

Слово веселит, огорчает, утешает.

 

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Понимание вопросов по содержанию звучащей речи, ответы на вопросы по содержанию услышанного. Постановка вопросов по услышанному художественному произведению.

2

Поиграем  в слова

 

3

От чистоговорок к скороговоркам.

 

4

Художественная речь, ее особенности и значение.

 

5, 6

Обобщение знаний о тексте. О чем можно узнать из заголовка.

 

6, 7

«Узнай сказку».  Театрализация.

 

8, 9

«Надя-Надюша-Надежда». Синонимы в тексте

 

 10, 11

«Ласковым словом и камень растопишь». Работа с пословицами.

 

12

Моя библиотека.

 

  13 - 15

Деловое и художественное описание.

 

Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Сравнение разных видов текстов. Определение цели создания текста. Прогнозирование содержания текста. Участие в коллективном обсуждении. Привлечение справочных и иллюстративно – изобразительных материалов.

  16 - 18

Рассказ и его части речи. Точка зрения автора и рассказчика

 

19, 20

Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете.

 

  21 - 23

Информационные жанры. Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья.

 

  25 - 26

Подпись под фотографией. Творческое занятие.

 

  27 - 36

Индивидуальные занятия, занятия в малых группах

В течение года

Коррекционная работа. Подготовка к мониторингам. Комплексная работа с текстом.

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

1

Типы текстов.

 

Определение темы и идеи произведения. Соотношение содержания произведения с языковыми и композиционными средствами. Определение жанра, структуры текста. Составление различных видов плана. Подробная характеристика героя с использованием цитат.  Содержание подтекста. Сопоставление эпизодов из разных произведений. Определение микротем и опорных слов. Воспроизведение отдельных частей текста. Виды пересказа. Выбор книг на заданную тему. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Средства выразительности. Интерпретация текста в творческой деятельности.

2

Яркие признаки текста.

 

3

Абзацные отступы.

 

4

Запрет – предостережение.

 Запрет – строгий и мягкий.

 

5, 6

Опорные конспекты.

 

7

Описание.

 

8

Вежливая оценка.

 

9, 10

Аргументы.

 

11

Словарная статья

 

12

 Рассказ

 

13

Служба новостей. Что такое информация.

 

14

Газетная информация.

 

15

Игра – тренинг «Интервью: люблю - не люблю».

 

16 - 17

Игра – тренинг «Интервью: люблю - не люблю».

 

18

Информационные жанры.

 

19

Хроника.

 

21

Информационная заметка.

 

22

Исторические факты.

 

23

«Продуктивное» чтение.

 

Подготовка и участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах. Правила продуктивного чтения. Освоение технологий продуктивного чтения.

24

«Прогнозирование»

 

25

«Диалог с автором»

 

26

«Комментированное» чтение

 

27

Стилистические эксперименты

 

28

«Отметки на полях»

 

29 - 30

Упражнения в работе с текстами

 

31 - 36

Индивидуальные занятия

В течение года

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.