Читательская конференция "По страницам детских журналов"
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Прив-е уч-ся | Прив-е уч-ля |
Речевая разминка | Прочитайте скороговорки: (Слайд) 1. Зря Кузьма козла дразнил – Козел задиру не забыл. 2. Тащит ящик овощей Тощий Немощный Кощей. - А теперь прочитайте быстро 3 раза. | |
Введение в тему урока | - Ребята, сегодня тема у нас с вами непростая. Я вам сейчас прочитаю стихотворение-загадку напечатанную в журнале, название которого вы сейчас постараетесь угадать сами. (СЛАЙД) Где стихи о мамах пишут? Что за чудо тот журнал? Где стихи про Новый год? Помогу я вам подсказкой: Где кроссворды дети ищут? Там печатаются сказки. Кто умнее стать помог? Ну, что, приятель, угадал, Угадайте-ка, ребята, Как называется журнал? -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самыми старыми детскими журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки». - Тема нашего урока звучит так «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». | Журнал «Мурзилка» |
Работа по теме урока Тест | -Как вы думаете, чем журнал отличается от книги? (Слайд) - Отличий журнала от книги не так-то мало, и вот некоторые из них: 1) В журнале имеется множество фотографий, а в книге это обычные иллюстрации. 2) Журнал имеет чаще глянцевые страницы, а книга обычно печатается на обычной бумаге. 3) Журнал стоит дешевле, чем книга. 4) Журналы постоянно отражают свежие новости в своих статьях, в книгах публикуется более устаревшая информация. - Откройте учебники на стр. 174. Посмотрите на рисунок вверху. Как называется журнал, который учитель показывает своим ученикам?(СЛАЙД) - Посмотрите внимательно на экран. Вот как выглядел журнал «Чиж». С каждым номером менялась картинка.(СЛАЙД) - «Чиж» переводится как «чрезвычайно интересный журнал». Это был ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей. - Давайте прочитаем, что у нас написано в учебнике. - В каком году был основан журнал «Мурзилка»? - А его младший брат – «Весёлые картинки»? - Разница у них в 32 года. - Посмотрите, я приготовила для вас небольшую выставку этих журналов. Взгляните, какие разные, яркие и привлекающие к себе внимание журналы. И у всех интересные иллюстрации. - Скажите, вы читали эти журналы? Понравились ли они вам? - Давайте с вами поближе познакомимся с журналом «Мурзилка». Мурзилка – популярный детский литературно-художественный журнал. Адресован этот журнал детям с 6 до 12 лет. За многие годы существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прервался ни разу. Своё имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику – маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века.(СЛАЙД) Это был человек во фраке, с тросточкой и моноклем. Вот такое описание Мурзилки-эльфа, было дано в 1908 году в газете «Журнал Мурзилка».(СЛАЙД) Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал недолго.(СЛАЙД) В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живёт жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.(СЛАЙД) В разные годы в журнале работали: А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, К. Паустовский, М. Пришвин, С. Михалков и многие другие. Рисовали журнал лучшие художники.(СЛАЙД) На страницах современного «Мурзилки» каждый ребенок может найти что-то интересное: увлекательные рассказы и стихотворения, яркие рисунки, статьи обо всём на свете, кроссворды, раскраски, игры.(СЛАЙД) Подсчитано, что с мая 1924 года по май 2011 вышло 1020 номеров «Мурзилки»! В 2011 г. журнал был занесён в книгу рекордов Гиннеса. Он был признан самым долгоиздающимся журналом для детей. Вопросы: 1. Для какого возраста адресован журнал? 2. Каких два образа Мурзилки были первоначально? 3. В каком году был создан новый образ героя Мурзилки? Следующий журнал «Весёлые картинки». (СЛАЙД) Весёлые картинки – детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постраше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. В начале 1980-х годах его тираж достигал 9,5 миллионов экземпляров.(СЛАЙД) Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, народному художнику СССР. Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям. Одним из постоянных героев таких иллюстрированных историй стали Весёлые человечки – группа сказочный персонажей, включающая Карандаша, Самоделкина, Буратино, Чипполино, Незнайку и других. Иван Максимович придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала – Карандаша, - забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу, на голове элегантный берет, а на шее повязан красный бант. Вопросы: 1. На какой возраст рассчитан этот журнал? 2. Чья была идея создания этого журнала? 3. Кто главный герой этого журнала? -Сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете произведения из раздела. Вариант 1 А1. Когда вышел в свет номер журнала «Веселые картинки»? 1)в 1924 г. 2)в 1956 г. 3)в 1960 г. 4)в 1980 г. А2. Чего Ирочка не говорила в ответ на бабушкины просьбы? 1) «Отстань!» 2) «Сейчас помогу!» 3) «Мне некогда!» 4) «Вот еще!» А3. Кто написал рассказ «Воспитатели»? 1) Ю.И. Ермолаев 2) В.Ю. Драгунский 3) Г.Б. Остер 4) Р. Сеф А4. Что написал Роальд Семенович Сеф? 1) «Веселые стихи» 2) «Проговорился» 3) «Вредные советы» 4) «Как получаются легенды» А5. Что решили сделать с дошкольниками Федя и Костя? 1) наказать их 2) научить драться 3) перевоспитать их 4) помирить всех В1.Отгадайте загадку О. Дружковой и укажите, из какого произведения этот предмет. Нос крючком Да чуб торчком, Ярки наряд- Болтает все подряд, На жердочке сидит Да свысока глядит, То эхом отзовется, То резко засмеется 1) Г.Б. Остер, «Вредные советы» 2) Ю.И. Ермолаев, «Проговорился» 3) Роман Сеф, «Веселые стихи» 4) Ю.И. Ермолаев, «Воспитатели» В2. Узнайте произведение по ключевым словам. Лавровый переулок, бабушка, дедушка, дети, девочка, ветер. 1) Ю.И. Ермолаев, «Как получаются легенды» 2) Г.Б. Остер, «Проговорился» 3) Г.Б. Остер, «Как получаются легенды» 4) Ю.И. Ермолаев, «Проговорился» С1. Найдите объяснение слова «легенда» 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии 2) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание 3) небольшой веселый рассказ 4) юмористическое стихотворение Вариант 2 А1. Когда был основан журнал «Мурзилка»? 1)в 1920г. 2)в 1924г. 3)в 1956г. 4)в 1980г. А2. Чему не учила Ирочка своего попугая? 1)мяукать 2)лаять 3)квакать 4)говорить: «Здравствуйте, ребята!» А3. Кто написал «Как получаются легенды»? 1)Ю.И. Ермолаев 2)В.Ю. Драгунский 3)Г.Б. Остер 4)Р.С. Сеф А4. Какой рассказ написал Юрий Иванович Ермолаев? 1) «Проговорился» 2) «Вредные советы» 3) «Веселые стихи» 4) «Как получаются легенды» А5. Отгадайте загадку и укажите, из какого произведения этот предмет. Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. 1)Ю.И. Ермолаев, «Проговорился» 2)Ю.И. Ермолаев, «Воспитатели» 3)Г.Б. Остер, «Как получаются легенды» 4)Роман Сеф, «Веселые стихи» В1. Кто из перечисленных животных не упоминается в «Веселых стихах»? 1)слон и кит 2)курица и голуби 3)козел и осел 4)тигр медведь В2. Узнайте произведение по ключевым словам. Ребенок, адрес, друзья, трамвай, дураки, смех. 1)Ю.И. Ермолаев, «Вредные советы» 2)Ю.И. Ермолаев, «Воспитатели» 3)Г.Б. Остер, «Вредные советы» 4)Г.Б. Остер, «Веселые стихи» С1. Найдите объяснение слова «легенда» 1)произведение о героических событиях прошлого 2)сказочное юмористическое произведение 3)секретна информация 4)вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание | Журнал - печатное периодическое издание. Книга - произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом. В 1924 году. В 1956 году. А1 - 2 А2 – 2 А3 – 1 А4 – 1 А5 – 3 В1 – Попугай, 2 В2 – 1 С1- 1, 2 А1- 2 А2 – 3 А3 – 3 А4 – 1
А5 – Кукла, 2 В1 – 4 В2 – 1 С1 – 1, 4 |
Итог урока | - О чём мы сегодня говорили на уроке? – Что нового узнали на уроке? | О журналах «Мурзилка» и «Весёлые картинки» |
Домашнее задание |
Кияйкина Наталья Федоровна