Урок чтения в 3 классе «А.А. Блок "Ветхая избушка", "Сны", "Ворона"»

1
0
Материал опубликован 14 February 2017

чтение 3кл. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК «ВЕТХАЯ ИЗБУШКА», «СНЫ», «ВОРОНА»

Цели: начать знакомить учащихся с творчеством А. А. Блока; расширять кругозор учеников, прививать любовь к поэзии, развивать воображение, выразительную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы перечитали еще раз стихотворения Саши Черного. Какое из них вам понравилось больше всего?

– Захотелось ли вам выучить его наизусть?

Дети, выучившие стихотворения наизусть, рассказывают их.

После этого остальные ученики выразительно читают одно из стихотворений Саши Черного (по выбору детей).

– Чье чтение вам понравилось больше всего?

– Кому следует еще поработать над выразительностью чтения? На что особенно необходимо обратить внимание при чтении?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся со стихами замечательного русского поэта Александра Александровича Блока.

вывешивается портрет поэта.

– С первых дней своего рождения Саша стал любимцем своей семьи. «Его обожали все, начиная с прабабушки и кончая старой няней, которая нянчила его первое время. О матери нечего и говорить», – вспоминает тетя поэта Мария Андреевна Бекетова.

Александр Блок родился и воспитывался в доме деда по материнской линии. Андрей Николаевич Бекетов – дед поэта – был в то время ректором Петербургского университета. В семье царила любовь к литературе. Сам Блок так вспоминал те годы: «Детство мое прошло в семье матери. Здесь любили и понимали слово; в семье господствовали… старинные понятия о литературных ценностях и идеалах». «Отец русской ботаники», как называли деда поэта, писал не только научно-популярные труды, но и пробовал свои силы в прозе. Среди его близких друзей были знаменитые русские писатели Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Бабушка поэта Елизавета Григорьевна Бекетова много переводила. Старшая сестра матери Блока, тетя поэта, Екатерина Андреевна была поэтом и переводчиком. Одно из ее стихотворений вдохновило композитора С. В. Рахманинова на написание романса. А повесть, написанная ею, была опубликована в знаменитом в то время журнале «Отечественные записки». Писали стихи и занимались переводами и мать поэта Александра Андреевна, и ее младшая сестра Мария, которая позже написала книгу-биографию А. Блока.

Александра Андреевна Блок недолго прожила с отцом Саши, Александром Львовичем, из-за его сложного, тяжелого характера. Всю свою любовь она отдала сыну. С детских лет Блока и до самого конца его жизни она была самым близким ему человеком, его совестью, как он однажды сказал. Ее роль в формировании Блока-поэта необычайно велика.

«С раннего детства, – вспоминал он, – я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем».

Поэзия Блока очень многообразна: одна его книга спорит с другой, и даже близкие по времени создания стихи порой противостоят друг другу.

– Когда вы станете старше, вы сможете убедиться в этом сами, познакомившись со стихотворениями Александра Александровича Блока – «лучшего лирика первой четверти ХХ века» (М. Горький). А стихи А. Блока, которые мы прочтем в поэтической тетради, связаны со счастливой порой в жизни поэта – детством. Вот одно из них – «Ветхая избушка».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким  настроением  наполнено  стихотворение?  (Радостным, счастливым.)

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях? (С любовью.)

– Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.)

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

– Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)

– Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

– Как нужно читать это стихотворение? (Неторопливо, плавно; только слова: «раз-два, раз-два, раз» проговаривать четко, ритмично.)

Упражнение в чтении стихотворения.

– У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно  встретить  в  любом  дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона».

– Прочитайте стихотворение друг другу.

Работа в парах.

– Какой вы представили себе ворону?

– Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (от радости, что наступила весна.)

– Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.

(И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

– Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но все же он рад, что ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила долгожданную весну.)

IV. Итог урока.

– Чем запомнился урок?

– Чем бы вы хотели поделиться с друзьями, близкими?

– О чем бы хотели узнать еще?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» (с. 50–51, часть 2-я), выполнить рисунок к стихотворению, по желанию выучить стихотворение наизусть.

Комментарии
Комментариев пока нет.