Чтение – лучшее учение
Сведения об авторе
1. | ФИО автора (авторов) полностью. | Цыденова Ангелина Булатовна |
2. | Должность, учёное звание, степень, квалификационная категория | Учитель русского языка и литературы; высшая |
3. | Полное официальное название организации – места работы. | МБОУ «Сосново-Озерская сош №2» |
4. | Регион, населённый пункт. | Республика Бурятия, Еравнинский район, с. Сосново- Озерское |
Тезис к публикации
Название статьи «Чтение – лучшее учение» говорит само за себя. Речь в ней идет о роли чтения в жизни ребенка, о необходимости возрождения культуры семейного чтения.
Чтение – вот лучшее учение!
(или роль семьи в воспитании у детей культуры чтения).
«Чтение – вот лучшее учение», - сказал наш великий поэт А.С. Пушкин. Может показаться, что это его наставление настолько несовременно, избито, затерто, повторено тысячи и тысячи раз, что уже не имеет своего первоначального значения и звучит как анахронизм. Но это совсем не так! В этом высказывании таится глубокий смысл, это мудрая мысль на века. Сегодня, когда растет количество учеников со скудным словарным запасом, не понимающих самого простого текста, читающих в 5 классе по слогам, не умеющих ответить на вопросы по прочитанному, и этот список «неумений» можно продолжать, мы вынуждены задаться вопросом: что делать?
Ответ прост – привить любовь к чтению! Понятно, что эта задача не из легких, но ее надо решать. Сегодня в тренде образованность. Современные родители стараются, чтобы их ребенок с самого раннего детства знал языки, посещал различные развивающие кружки и спортивные секции. Но не всем родителям они по карману, не везде есть такая доступная образовательная среда.
А между тем чтение - это самый действенный, доступный и бесплатный способ развития ребенка, упускаемый родителями из поля зрения кажущейся своей доступностью. Многие родители считают, что любовь к чтению привьется их детям само собой в школе. И место книги занимают мультфильмы и компьютерные игры. И такая позиция родителей – большое заблуждение! Тяга ребенка к книге начинается в семье. Родителям своим примером нужно воспитывать любовь к книге. Нужно читать самим и читать своим детям книжки, подходящие им по возрасту. Когда-то в нашей стране были сильны традиции семейного чтения, и мы были самой читающей страной. И сегодня нужны конкретные шаги по восстановлению утраченного, и одной из инициатив должна быть планомерная работа с родительской общественностью.
Общеизвестно, что хорошо читающий ученик учится на порядок лучше по всем предметам, чем его плохо читающий товарищ. Почему, тоже все знают, теоретической литературы по этой теме очень много. Главный вопрос: когда надо приобщать ребенка к литературе? Мы, учителя русского языка, встречаем ребенка в 5 классе, когда ему уже 10 лет! Когда упущено драгоценное время! Он может хорошо читать, (очень часто умение читать оценивается по количеству прочитанных слов), но при этом у него может быть не сформирована читательская грамотность, включающая в себя умения читать осознанно и размышлять над прочитанным. Отсутствие читательской грамотности приводит к проблемам в понимании текста, к отсутствию осмысленного чтения, и надо приложить очень много усилий, чтобы такой ученик научился смысловому чтению. А если он еще и плохо читает или совсем не читает? Сегодня таких учащихся, к сожалению, стало намного больше, чем, например, лет 10 назад. И задача учителя развить в ученике потребность читать хорошую литературу. (подчеркнуто мною). Я считаю, что решать эту проблему надо, как говорится, всем миром.
А начинать надо с работы с родителями. И тогда ответ на вопрос, когда надо начинать прививать любовь к книге - с младенчества! С ребенком до года уже надо разговаривать, комментировать свои действия: ребенок начнет рано говорить. Проверено на собственном опыте. С 1 года надо показывать картинки из детских книжек, четко проговаривая, кто изображен или что. С 1,5 - 3 лет надо читать ребенку красочные книжки-малышки с доступным сюжетом. Книг в этом возрасте не должно быть много, достаточно 3-5. Они должны быть добрыми и красочными. Часто дети просят прочитать одну и ту же книгу, тогда как родителям хочется перейти к другой. Надо слушать детей! Просьба, перечитывать одно и то же, говорит о том, что в нем совершается серьезная мыслительная работа, он «переваривает» сюжет, запоминает, ребенок учится выбирать, отдавать предпочтение.
Чтение книг должно быть регулярным до той поры, пока ребенок не научится читать сам. Наряду с чтением необходимо делиться с ребенком своими чувствами и мыслями по прочитанному, просить его поделиться своими ощущениями, пересказать какие-то эпизоды. И это не должно быть некой проверкой, а должно стать душевной потребностью – делиться своими эмоциями после прочитанного. Когда ребенок научиться читать сам, продолжаем воспитывать в нем талантливого читателя, о котором говорил С.Я. Маршак, мечтал И. Сельвинский «… немало я сил затратил,
Чтоб стать доступным сердцу, как стон. Но только и ты поработай, читатель: Тоннель-то роется с двух сторон.!»
Чтение, действительно, является учением. Оно расширяет кругозор, пополняет словарный запас, воспитывает нравственность. В борьбе за читающее поколение должна выстроиться цепочка: семья, детсад, начальная школа, средняя и основная. Семья должна быть на всех этапах привития любви к книге. Только вместе мы можем поставить заслон засилью гаджетов и низкопробной литературы и претворить в жизнь мудрое наставление гения.