Чтение - потребность или обязанность?
Исследовательская работа
| Выполнена ученицей 10 А класса муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» Хахилевой Дианой Павловной Научный руководитель – учитель муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» Жукова Татьяна Васильевна |
г. Новодвинск, 2023
Оглавление
Введение……………………………………………….………………………………….. | 3 |
I. Особенности читательского интереса………………………………………….…... | 4 |
1.1. Развитие чтения в России…………………….……………………………………… | 4 |
1.2. Читательский интерес ………………………………………………………………. | 5 |
1.3. Явление буккроссинга ……………………….……………………………………… | |
II. Анализ результатов исследования……………………..…………………………….. | |
Заключение…………………………………………………..…………………………… | |
Библиографический список……………………………………………………………… | |
Приложения………………………………………………………………………………. | |
| |
Введение
В наш век глобальной информатизации и стремительного развития всевозможных технологий изменилось отношение людей к книгам. По данным социологических исследований, сегодня 52% россиян совсем не покупают книг, а 37% не читают совсем. При этом 34% населения России даже не имеют дома книг. Люди всё чаще читают тексты в интернете, а само чтение становится все более сложным занятием для многих из них.
Меня привлёк опрос ВЦИОМа, проведённый по заказу Российской государственной детской библиотеки на предмет чтения подростками, в котором приняли участие 806 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет из всех федеральных округов РФ. Выяснилось, что популярность чтения совсем невелика. И чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за период летних каникул прочитал всего 1–2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%. При этом эксперты утверждают, что круг чтения, как правило, не выходит за рамки школьной литературы. [1] Этим и обуславливается актуальность данной работы.
В связи с этим мы выдвинули гипотезу: обучающиеся МОУ «СОШ № 7» читают мало, и скорее всего это произведения, изучаемые на уроках литературы.
Целью нашей работы стало установление читательских интересов обучающихся МОУ «СОШ №7», определение роли чтения в их жизни.
Для решения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- изучить читательские интересы обучающихся школы;
- провести анкетирование;
- проанализировать полученные результаты;
- выявить возможные причины снижения уровня чтения;
- сделать выводы.
Субъектами нашего исследования стали обучающиеся МОУ «СОШ №7».
Предмет исследования – читательский интерес и предпочтения учеников.
В работе были использованы следующие методы и приёмы: сбор, обобщение и анализ информации, анкетирование, опрос.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности применения её результатов учителями при работе на уроках литературы и внеклассного чтения. Кроме того, материалы, собранные нами в процессе изучения, могут помочь школьнику найти книгу, которая бы заинтересовала его.
I. Особенности читательского интереса
Развитие чтения в России
Вместе с появлением письменности в качестве оборотной стороны письма появилось и чтение. Первоначально главными сферами применения чтения были сфера хозяйственной деятельности. К середине XI века в Киевской Руси появились «книжники», любители, знатоки и ценители книг. Круг чтения древнерусских книжников был ограничен богослужебными книгами.
В XV веке на Руси начинается оживление книгоиздания и расширение репертуара переписываемых текстов. В русских монастырях стало создаваться много книг, сборников энциклопедического содержания, в которые включались разные произведения, оригинальные и переводные памятники русской литературы.
В первой четверти XVIII века благодаря реформам Петра Первого широкий размах одновременно с бурным ростом национальной культуры, науки и просвещения получило книгопечатание. Петр Первый, учредивший в 1714 году цифирные школы, обязал детей учиться. Чтение стало обязательным для дворян. В конце XVIII века появились «Толстые журналы», в которых печатали литературные произведения. Появляются первые публичные библиотеки. [3]
Во второй половине 60-х годов XIX века был создан особый отдел комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг для народного чтения. В 1860 году грамотными были всего 8 % населения, в конце XIX века – 25 %.
Следующий этап развития чтения в России - 30-е годы XX века. В этот период наступает тяжёлое время - период репрессий. В это время существовало понятие «обязательное чтение». Читали политическую литературу и труды классиков, учебную литературу.
С середины 50-х до 70-х годов – время хрущёвской оттепели и начало брежневского периода. В это время меняется круг чтения. Читателю стали доступны ранее непубликуемые и запрещённые тексты, которые начали пользоваться популярностью. В этот период наблюдается читательский бум. Наиболее популярным жанром стала поэзия.
В конце XX века происходит новый читательский бум. В конце 80-х годов люди пытались понять, какова ситуация в России, поэтому наиболее востребованной становится публицистика. В средине 90-х годов на первый план вышла массовая литература. Интерес же к классической художественной литературе спал.
В начале XXI века первые позиции в рейтинге наиболее популярных занимают лёгкие жанры литературы, такие как фантастика, любовные и приключенческие романы, детективы. Наряду с традиционными формами чтения появилась возможность читать в интернете, чётко прослеживается переход от традиционной бумажной книги к электронной, чтение превратилось в сопутствующее занятие. В связи с этим возрос интерес исследователей к вопросам чтения. Проблемами читательской культуры современного российского общества начали задаваться на всех уровнях. Так, в 2006 году была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения читательской компетентности и роста читательской активности граждан. [4] Чтение россиян в Программе рассматривается как задача государственной важности.
Таким образом, чтение, являясь одной из важнейших составляющих культуры, появилось в Росси в Средние века. Общество развивалось, менялись духовно-нравственные ориентиры людей, но при этом чтение всегда оставалось основой развития и воспитания личности, менялись лишь читательские предпочтения. При этом государство всегда развивало читательский интерес народа.
1.2. Читательский интерес
Многочисленные исследования социологов показывают, что сейчас во многих странах мира наблюдается резкое снижение читательского интереса, падает уровень читательской культуры населения.
Читательский интерес – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению произведений печати, эмоционально привлекательных или значимых для него в каком-либо аспекте. [5]
Другими словами, это выбор из огромного мира литературы, определенной книги, чтение которой доставляет читателю удовольствие, вызывает эмоциональный отклик. В состоянии заинтересованности книгой читателю не приходится напрягать волю, чтобы сосредоточиться. А вот оторваться от чтения, наоборот, бывает крайне сложно. Читательский интерес связан с потребностью в чтении. А потребность человека в чтении – одна из важнейших духовных потребностей. Она тесно связана с уровнем интеллектуального, духовного и эмоционального развития личности. Процесс формирования потребностей в чтении весьма сложен и закладывается, как правило, в детстве. Огромную роль здесь играет семья и ближайшее окружение. В течение жизни читательский интерес, как правило, меняется. На его развитие влияет окружение, социальные и бытовые изменения.
Таким образом, книги способны влиять на духовно-нравственные ориентиры человека, а чтобы чтение стало приятным занятием, читательский интерес должен поддерживаться с самого детства.
1.3. Явление буккроссинга
Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрестный обмен книгами») — это международное общественное движение. Его цель — «освободить» книги, то есть отпустить их в свободное плавание. Прочитав произведение, человек оставляет томик в людном месте — парке, кафе, вагоне метро. Случайный прохожий находит эту книгу, читает её и отправляет в дальнейший круг. [1] По статистике, которую провели сами буккроссеры в 2017 году, около 1,8 миллиона являются участником этого движения.
Создателем буккроссинга стал Рон Хорнбейкер. В мае 2001 году интернет-технолог оставил 20 книг с пояснительными записками в холле своего отеля. Уже через полгода на его сайте появилось более 300 последователей, оставляющие книги в различных местах.
На данный момент в России буккроссинг слабо развит. По статистике официального сайта, в этом году «освобождённых» книг 5546, а найдено всего 539. Беда российского буккроссинга - только каждая 6-7-ая отпущенная книга находится следующим буккроссером и отмечается на сайте. Остальные книги исчезают бесследно.
Для того, чтоб стать членом данного движения необходимо зарегистрироваться на официальном российском сайте буккроссинга и зарегистрировать книги, которые планируется отпустить, создавая таким образом свою «книжную полку». При регистрации каждая книга получает уникальный код книги. Буккроссер «освобождает» книгу на сайте (то есть делает запись, где, когда (будет) освобождена книга), и «освобождает» её в реале. Человек, нашедший («поймавший») такую книгу, войдя на сайт и введя код книги, попадает в журнал книги, делает там запись, о чем уведомляется буккроссер, отпустивший эту книгу. [6]
Таким образом, благодаря такому проекту люди могут прочитать книгу совершенно бесплатно.
Подобие буккроссинга мы встречаем и в наших продовольственных магазинах торговых центрах. Иногда приходится видеть полки с книгами. Любой желающий может взять понравившуюся книгу. Работая над данной темой, мы решили организовать в нашей школе такие же полки с прочитанными книгами. Преимущество такой акции состоит в том, что ребята, по нашей задумке, должны приносить книги, которые они прочли с удовольствием. И, возможно, у человека, берущего книгу, возникнет дополнительная мотивация к чтению.
II. Анализ результатов исследования
С целью выяснить читательские интересы обучающихся МОУ «СОШ № 7» мы провели анкетирование. Мною было опрошено 120 человек с 5 по 11 класс.
Возрастные группы мы распределили следующим образом:11-12 (5-6 классы), 13-14 лет (7-8 классы), 15-16 лет (9-10 классы), 17-18 лет (11 класс).
Результаты показали, что тяга к чтению в старших классах проявляется гораздо сильнее. Так, на вопрос «Любите ли Вы читать?» положительно ответило 56% обучающихся 5-6 классов, 40% обучающихся 7-8 классов, 41% обучающихся 9-10 классов и 71% обучающихся 11 класса. (Приложение 1, Диаграмма 1) Кроме того, многие читают не только то, что задают в школе, и это не может не радовать: 70% - 50% -60% - 65% соответственно. (Приложение 1, Диаграмма 2)
Жанровые предпочтения разных ступеней обучения не одинаковы. Лидерами среди читателей 11-12 лет стали приключенческие и юмористические рассказы. 13-летние школьники чаще выбирают фэнтези. Подростки 15-16 лет предпочитают ужасы, фэнтези и приключения, многие из них не смогли определиться с любимым жанром. Одиннадцатиклассники же читают разную литературу, их интересуют как ужасы, так и мелодрамы, как фэнтези, так и научно-популярная литература.
Таким образом, статистика показала, что читательские интересы учеников нашей школы обуславливаются возрастными особенностями. И чем старше ученик, тем шире спектр его читательских интересов.
Также исследование показало, что каждый день читают совсем немногие ученики нашей школы: в 5-6 классах это всего лишь 9% всех опрошенных, в 7-8 - 10%, в 9-10 -20% и 24% в 11 классе. В этом тоже прослеживается закономерность - чем старше ученик, тем больше времени он уделяет чтению. В диаграмме представлены все результаты данного анкетирования (Приложение 1, Диаграмма 3)
«Что мешает читать чаще?» - такой вопрос мы задали обучающимся, чтоб выяснить причину редкого чтения. Любопытно, что подавляющее большинство младших школьников и одиннадцатиклассников сетуют на нехватку свободного времени, а вот ученики 7, 8, 9 и 10 классов считают, что чтение - это просто скучное занятие, по этой причине им и не хочется читать.
При этом большая часть респондентов на каждой возрастной ступени отметили, что чаще встречаться с книгой они не хотели бы. Только лишь обучающиеся 11 класса высказали желание уделять чтению больше внимания. (Приложение 1, Диаграмма 4)
Изучив результаты, я поняла, что такие показатели тоже вполне объяснимы - 5 класс для детей новая ступень обучения - появляются новые предметы, новые учителя, увеличивается общая нагрузка. Поэтому, я думаю, у них, действительно, меньше свободного времени, нежели было раньше. В одиннадцатом классе ребята тоже очень загружены учебой, дополнительными занятиями, поскольку нацелены на успешную сдачу экзаменов, поэтому и у них остается меньше времени для любимых книг. Но тем не менее они высказывают желание читать чаще. А обучающиеся среднего звена - это, как правило, дети подросткового возраста. Известно, что в этот период в целом снижается мотивация к учебе, а процесс чтения часто заменяется просмотром телевизора, компьютерными играми и т.д.
Работая над данной темой, мы поняли, что в целом подавляющее большинство учеников среднего звена читают мало, и не ощущают потребности в чтении. Мы решили попытаться выяснить причину этого. Опрос показал, что у 38% всех обучающихся нашей школы нет домашней библиотеки. При этом 33% всех опрошенных заявили, что их родители не читают вообще.
Таким образом, можно сделать вывод, что у многих детей нет примера читающих родителей, возможно, это тоже влияет на нежелание подростков проводить свободное время за книгой.
И всё же нельзя сказать, что подростки не читают совсем. Мы составили список произведений, которые ребята читают вне школьной программы, которые, возможно, заинтересуют и других обучающихся. (Приложение 2)
Эти книги, как правило, ребята всех возрастов выбирают по отзывам в интернете, и небольшое количество респондентов читают те книги, которые есть в домашней библиотеке. (Приложение 1, Диаграмма 5)
Итак, мы выяснили, что наши ученики читают, пусть даже не так часто, как хотелось бы. Лично для меня провести вечер с книгой – приятное занятие. Я люблю читать и стараюсь находить для любимых произведений время и возможность. Но наше исследование показало, что так поступают лишь немногие ребята. К сожалению, всегда с удовольствием читает только один процент всех опрошенных. Но при этом большая часть учеников всех возрастов отметили, что если книгу они выбрали сами, то и процесс чтения становится гораздо приятней, такие книги способны заинтересовать ребят. Многие из опрошенных осознают необходимость чтения, но занимаются этим без увлечения. В каждом классе есть и те, кто читать не любит, но делает это, потому что их заставляют родители. (Приложение 3, Диаграмма 6)
Заключение
Проведя исследование, я поняла, что моя гипотеза подтвердилась частично. Действительно, ученики читают мало. Самыми мало читающими оказались ребята среднего звена – это учащиеся 7, 8, 9 и 10 классов. Но радует, что круг их чтения не замыкается лишь на школьной программе, как мы изначально предполагали. Всё-таки в каждом классе есть ребята, которые читают не только те произведения, которые им задают им учителя литературы. Книги, которые ребята выбирают сами, читаются с интересом, рекомендуются товарищам. Этот факт натолкнул нас на мысль о проведении акции «Полка интересных книг», своеобразный обмен книгами по типу буккроссинга. В ней смогут принять участие все обучающиеся и учителя нашей школы.
В целом статистика ВЦИОМ о том, что с возрастом ученики читают всё меньше, нашла подтверждение и в нашей школе, но с существенной поправкой. В одиннадцатом классе, согласно нашему исследованию, наблюдается значительный скачок в тяге к чтению. Выпускники читают больше, чаще и серьезнее подходят к выбору книги. Это, конечно, не может не радовать.
И я бы хотела, чтоб процент учеников, для которых чтение является потребностью и удовольствием, повышался. Я надеюсь, что акция «Полка интересных книг» станет толчком для популяризации чтения в нашей школе.
Библиографический список
2. Газета «Ведомости». Режим доступа https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat
3. Культура. РФ https://www.culture.ru/s/vopros/chitat-i-pisat/
4. Национальная программа поддержки и развития чтения/Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз. – Режим доступа. https://rulaws.ru/acts/Natsionalnaya-programma-podderzhki-i-razvitiya-chteniya/)
5. Педагогическая энциклопедия https://didacts.ru/slovari/kratkii-terminologicheskii-slovar-po-biblioterapii.html
6. Сайт Академик. Режим доступа - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1127418
Приложение 1.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
- ДА
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Приложение 2
Список любимых книг обучающихся МОУ «СОШ № 7»:
Стивен Кинг «Мистер Мерседес», «Сияние», «Оно»
Маркус Зусак «Книжный вор»,
Брет Истон Эллис «Американский психопат»,
Джоан Роулинг «Гарри Поттер»,
Хирохико Араки «Гонка стального шара»,
Джек Лондон «Белый клык»,
Эрнест Хемингуэй «Фиеста»,
Федерико Моччиа «Три метра над землей»,
Нора Сакавич «Свита короля»,
Чарльз Брандт «Ирландец»,
Кристина Ульсон «Стеклянные дети»,
Юрий Дружков «Приключения Самоделкина»,
Наринэ Аргарян «Манюня»,
Холли Вебб «Приключение котенка Усатика»
Приложение 3
Диаграмма 6
14