Потребности человека. Понятие технологии (5 класс)
5 класс
Тема урока Потребности человека. Понятие технологии.
Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.
Задачи:
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология».
А что же такое технология? Давайте, по рассуждаем вместе(ответы детей)
Посмотрите на экран, перед вами анаграмма, попытаемся ее расшифровать. Ваша задача расставить буквы в словах в правильной очередности.
В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.
Внимание на экран! (просмотр презентации, обсуждение новой темы).
Что вы видите за окном, в комнате?
За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
А что же такое технология
Интерактивное задание сопоставь понятия Мир технологий/Мир природы,
https://wordwall.net/ru/resource/5311854/сопоставь-значения
Ученики по очереди отвечают на вопрос, учитель вводит ответы детей.
Молодцы ребята, отлично справились с заданием
Все технологии созданы и используются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий привели потребности людей. Обсудим, что можно отнести к потребности.В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды.
Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию.
Рассмотрим рис. 1
Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.
После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.
Ребята, какие виды технологий вы знаете? (Ответы детей)
Просмотр презентации.
Ребята, а как вы думаете, всегда ли развитие технологии идет на пользу человеку и природе? (ответы детей).
Вы правы, технологии могут приносить не только пользу, но и вред нам и окружающей среде.
Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Полезна ли вам будет в быту полученная на уроке информация?
Домашнее задание. Подготовьте сообщение на тему:
какие технологии человек использует в повседневной жизни
польза/вред от современных технологий.