12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малинина Ольга Владимировна16

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. БИРЮСИНСКА













«Чтение с увлечением в начальной школе»





Разработала: Малинина О.В.,

учитель первой

квалификационной категории















2021-2022 учебный год

Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,   ни многосторонней шири понимания”. А. Герцен.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский.

В начале выступления в качестве эпиграфа мною взяты высказывания А.Герцена и В. Сухомлинского, которые показывают  необходимость и важность чтения для становления личности, характера и кругозора обучающихся. В России  же в настоящее время в результате экономических и социальных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему изменились.  Сегодня в  обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают дети. Современные дети «отворачиваются» от книг из-за ряда причин:

во-первых, книга перестала быть главным источником информации; интернет, телевидение, компьютер - более лёгкий способ удовлетворения любопытства;

во-вторых, отвлекает от литературы классической множество лёгкой, массовой, картинной литературы;

в–третьих, исчезла культура семейного чтения.

Всех детей, без исключения, учат читать. Важно, чтобы в процессе обучения книги становились постоянными собеседниками детей, чтобы они учились оценивать книги в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений.

Что же нужно сделать учителю, чтобы всё при обучении детей случилось именно так, а не иначе? В моей работе большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия «Чтение с увлечением».

Цель внеурочных занятий - познакомить обучающихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению.

С одной стороны, это свободные занятия на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

1. На каждом занятии я провожу учет того, что дети читали самостоятельно. Ребята приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Создаю такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока.

2. На каждом занятии организую рекомендацию новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать обучающихся и т.п.

3. На каждом занятии дети прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 занятиях или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс.

4. На занятиях анализируем произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний.

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на занятиях внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание обучающихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить.

В последнее время на литературном горизонте появилось много произведений современных детских писателей. Но, к сожалению, учителя и родители не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны. Выбирая своему ребёнку книжку в библиотеке или магазине, они ищут глазами знакомые им имена: спрашивают Носова и Барто, Берестова и Заходера, Линдгрен и Волкова, но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.

Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми современными авторами, пишущими для детей, и с их произведениями. Мы знакомимся с ними на занятиях по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением».

Андрей Алексеевич Усачёв- драматург, сценарист и радиоведущий. Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения». Книга «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям фразеологизмы.

На занятии познакомила детей с произведением А.А.Усачёва «Умная собачка Соня» -1996г. Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, собачка Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Много забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Мария Владимировна Бершадская - современная русская детская писательница. Первая детская книга Марии Бершадской - «Большая маленькая девочка» вошла в пятерку лучших детских книг 2013 года по версии интернет-журнала «Папмамбук». Большая маленькая девочка Женя чем-то напоминает Пеппи Длинныйчулок: та была необыкновенно сильной и очень любила слушать и придумывать истории.

Для чтения на летних каникулах я предложу ученикам прочитать, по возможности, все истории из этой серии.

Тамара Витальевна Михеева в детской прозе играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе — никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

За последние пару лет все изменилось: современных русских авторов начали издавать. Приятная новость заключается в том, что именно хороших.  Станислав ВостоковНина ДашевскаяАлена ВересоваЕкатерина ТимашпольскаяЮлия КузнецоваАнна ДоброчасоваАнастасия Орлова и многие другие — вот новые имена, которые будут формировать образ детской литературы в течение ближайших десяти лет. Большинство из этих писателей является лауреатами национальных литературных премий. Словом, за репутацию профессиональной детской литературы мы можем не опасаться. Она в хороших руках. 

Сегодня как никогда актуален вопрос о том, что читает подрастающее поколение, для чего и как. Ответ мы находим у Н.А. Рубакина, библиопсихолога. Он акцентировал внимание на оценке всякой книги с точки зрения главного критерия: «мыслящей, страдающей человеческой личности». Личность эта человеческая живет в определенных исторических условиях, и характер ее определяет, «для чего, что и как читать» конкретному человеку.





Список литературы:

Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru

Бородина В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! // Школьная библиотека.-№9-10. -2011.с.134-139

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.

Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 56 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.