Статья на тему «Основы смыслового чтения в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 26 May 2021

Основы смыслового чтения в начальной школе


Человек ежедневно получает большой объём информации, который увеличивается с каждым годом. Дети не являются исключением, поэтому одним из важнейших навыков можно назвать умение обрабатывать получаемые текстовые данные и использовать их. В этом отношении уместно будет говорить об осознанном чтении.

Требования федеральных государственных стандартов чётко оговаривают необходимость привития учащимся младших классов таких метапредметных навыков, как смысловое чтение и работа с текстом. В зависимости от поставленных учебных задач ребёнок должен взаимодействовать с материалами различных жанров и направлений.

Как один из основных навыков, умение читать не ограничивается механическим «пробеганием» по тексту. Это совокупность универсальных способностей, которые совершенствуются в течение всей жизни. Человек учится извлекать информацию из различных источников, выделять основное и интерпретировать в рамках поставленной задачи.

Основной целью смыслового чтения можно назвать приобретение навыков анализа текста:

- изучить содержимое текста;

- отметить ключевые моменты и важные детали;

- осмыслить информацию.


Это значит, что учащийся в процессе работы на занятиях по смысловому чтению должен научиться вникать в суть материала, сопоставлять полученные данные с ранее прочитанными текстами. Ребёнок сможет трактовать замысел автора и идеи, а также видоизменять исходную информацию и генерировать собственный текст на заданную тему. Такие занятия развивают речь младших школьников, расширяют их словарный запас.

Для развития у детей различных видов смыслового чтения педагог учит анализировать не только художественные тексты, но и материалы других жанров и направлений. Школьник должен уметь вчитываться в задание или инструкцию, понимать основные моменты и смысл. В дальнейшем это поможет адаптировать упражнения под собственный опыт и преобразовывать задание педагога в понятный ученику формат.

Также полезными для развития универсальных учебных действий, одним их которых является осознанное чтение, является выполнение письменных заданий по заданному алгоритму. Учащиеся высказывают собственное мнение, аргументируют свою точку зрения на различные вопросы, формулируют доказательную базу с обязательным использованием накопленных знаний и опыта.


В рамках федеральных стандартов принято говорить о таких видах смыслового чтения, как:

- Ознакомительное. Учащийся должен прочитать материал и обозначить основные моменты, содержание и ключевую информацию.

- Поисковое. При отработке этого навыка необходимо умение взаимодействовать с конкретными единицами информации, находить и объяснять определённые факты.

- Критическое. Ребёнку необходимо в зависимости от поставленной цели извлечь из прочитанного полную информацию, уметь её объяснить и интерпретировать.

- Рефлексивное. Как следует из названия, в процессе вдумчивого чтения учащийся должен наблюдать собственный эмоциональный фон с течением повествования, а также уметь использовать предыдущий читательский опыт.


Учащиеся младших классов постепенно приобретают необходимые умения, и по мере взросления возрастает и сложность навыков. Так, для первоклассника, у которых активно формируется чувство языка при опоре на воображение, важным моментом является подготовка перехода от образного восприятия материала к графическому. На этом этапе превалирует эмоциональная сторона.

Во втором классе происходит трансформация образного восприятия в смысловое. Ребёнок постепенно вникает в суть текста и его содержание, чему может способствовать чтение по ролям. Педагог вводит в лексику отдельные литературоведческие понятия, формируя опыт детей.

К третьему и четвёртому классам маленькие читатели постигают особенности различных литературных жанров. Смысловые механизмы работы с текстом опираются на образы и эмоции, формируется театрализованное чтение. Восприятие информации затрагивает многие психологические сферы личности ребёнка.

Таким образом, смысловое чтение в младших классах помогает качественно повысить уровень работы с текстом. Когда ученик стремится не просто прочитать текст, но и проработать непонятные слова и выражения при помощи словаря, воспринимает эмоциональные нюансы произведения, прогнозирует события и аргументированно формулирует выводы, задачу педагога можно считать выполненной.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.