12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вяльцева Александра Евгеньевна250
Люблю свою работу!!! Этим всё сказано!!!
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
0

Урок на тему «Что мы знаем о народах России?»



Технологическая карта урока

Тема урока: «Что мы знаем о народах России?»

Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Образовательные ресурсы: учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, использованы Интернет- ресурсы.

Оборудование:

иллюстрации «Костюмы народов России», цветные смайлики, круги красного и зелёного цвета, фонограмма песни «Большой хоровод», фонограмма песни «Я, ты, он, она…», фонограмма песни «Во поле берёза стояла», видеофильмы, политико-административная карта Российской Федерации, презентации о разных народах.

Цель урока:

Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - нравственного воспитания.

Задачи урока:

Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;

Развивать универсальные учебные действия:

- умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

- развивать толерантность;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;

- осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе.

Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, дидактическая игра, игровая технология.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные :

регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

личностные -

формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

-С каким настроением вы начинаете урок? Покажите мне смайлика, соответствующего вашему настроению.

-Раз у вас хорошее настроение, тогда давайте все вместе исполним отрывок из песни «Я, ты, он, она…»

- Как вы понимаете выражение «в слове «мы» сто тысяч «я»?

Учащиеся показывают смайликов.

Поют песню.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД: включение в учебный процесс.

ЛичностныеУУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

II.Актуализация знаний

Игра «Светофор».

С помощью кружков учащиеся

отвечают на вопросы.

«На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране.

- Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?

-Назовите государственные символы.

-С помощью зелёного и красного кружков укажите флаг России. Если указанный флаг не является флагом России, то вы показываете красный кружок. А если указанный флаг является флагом России, то показывайте зелёный сигнал. А на какие сигналы похожи эти кружочки. Правильно, на сигналы светофора.

Учитель показывает на иллюстрации с изображением флагов, которые прикреплены к доске, а учащиеся показывают кружки.

- А теперь точно таким же способом определите герб Российской Федерации.

Отвечают на вопросы.

Повторяют на какой сигнал светофора нужно переходить пешеходный переход.

Показывают кружки.

Показывают кружки.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в  учебном материале.

III.Изучение нового материала

Беседа по теме «Что мы знаем о народах России?».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Показ презентации о татарах.

Просмотр видеофильма о традициях татар.


 


 

Показ презентации и видеофильма о жизни чукчей.


 


 


 

Показ презентации и видеофильма о чеченцах.


 

Показ презентации и видеофильма о традициях русского народа.


 


 

Игра «Хоровод»

Звучит песня «Во поле берёзка стояла»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Показ иллюстраций.

-Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Важную роль в жизни народов России играет религия. Кто знает, что означает это слово?

- Самые распространенные веры на территории России – это христианство, ислам и иудаизм.

- Люди, которые исповедуют христианство, ходят в церковь, верят в Бога. Они называют себя христианами. А люди, исповедующие ислам, ходят в мечеть, верят в Аллаха. Они называют себя мусульманами.

- Что значит «национальный костюм»? Это костюм, характерный для данной нации, свойственный именно ей.

- Что такое традиция? Как вы понимаете это понятие? Это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

-К сегодняшнему уроку вы были поделены на несколько групп. Каждая группа должна была подготовить небольшой рассказ о каком-нибудь народе. Итак, поделитесь своими знаниями с остальными учащимися.

-Сейчас наш разговор пойдёт о татарах.

Приложение №1


 


 


 

-Вторая группа учащихся подготовила рассказ о народе, который проживает в суровых климатических условиях – о чукчах.

Приложение №2


 

-Следующая группа учащихся нам расскажет о горячем народе – о чеченцах.

Приложение № 3


 

-А теперь ребята расскажут о самом многочисленном народе, проживающем в Российской Федерации – о русских.

Приложение № 4

- Сейчас под русскую народную песню мы поучимся водить хоровод. Раньше русские люди устраивали такие массовые танцы. Становились в круг, пели песни и двигались в такт музыки. По ходу песни я буду одевать на голову ребятам венок – русский народный головной убор – это сигнал, что вам нужно выйти в центр круга, остальные будут двигаться в хороводе.

- Россия – многонациональное

государство. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.

Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они стремятся к счастливой, мирной, радостной жизни. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.


 

- А в нашем классе учатся дети 6-и национальностей. Сейчас мы познакомимся с национальными традициями, костюмами, кухней народов - представителей нашего класса. Так много интересных открытий ждёт нас впереди!

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Группа учащихся рассказывает о национальных костюмах и традициях татар.

Учащиеся рассказывают о жизни чукчей.

Рассказ учащихся о национальных костюмах и традициях чеченцев.

Учащиеся рассказывают о национальных костюмах и традициях русского народа.

Водят хоровод.

Рассказы учащихся о таких народах как, табасаранцы, азербайджанцы, узбеки.

Демонстрация национальных костюмов, кухни.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

IV.Первичное осмысление и закрепление

Показ презентации. Продолжи пословицу.

Работа по учебнику с.12

-Как много народов проживает в России! И это

только маленькая часть народов, с которыми мы сегодня познакомились. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя религия, свои обычаи и традиции, все народы дружны и в трудную минуту всегда приходят на помощь.

-Продолжите пословицы о дружбе.

1.Нет друга – ищи, а нашёл…(береги)

2.Друзья познаются…(в беде)

3.Старый друг лучше…(новых двух)

4.Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей)

5.Человек без друзей, что дерево…(без корней)

-Давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике, на которых изображены народы России.

-В рабочих тетрадях вы дома вместе с родителями из приложения на странице 59 вырежьте картинки, расположите над их подписями на странице 5. А на странице 6 нарисуйте национальный костюм одного из народов нашего края.

Продолжают пословицы.

Рассматривают иллюстрации, называют народы.

Слушают задание.

Познавательные УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД: развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания,

уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

V.Итог урока. Рефлексия

Метод «Ассоциация»

Под песню «Так давайте устроим большой хоровод» учащиеся исполняют танец.

-Россия!!! Какие у вас возникли ассоциации (слова, воображаемые картинки), когда я сказала слово Россия? ( народы, дружба, большое государство, традиции…)

-Какая была тема урока?

-Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?

Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов. На её территории проживают русские, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России. Поэтому очень важно крепить дружбу народов России. Уважать национальные чувства каждого из них. Каждый из нас, каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за её историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят её, гордятся своей страной, желают её процветания.

-Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению к концу урока.

-Давайте исполним танец, символизирующий дружбу народов.

Отвечают на вопросы,

анализируют ответы.

Подводят итог урока.

Показывают смайлики.

Танцуют.

Личностные УУД: развивать навык сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД: уметь структурировать

знания,

уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: уметь управлять своё

поведение, контролировать,

корректировать свои действия.

Приложение №1

К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татары и башкиры исповедуют ислам, а чуваши являются приверженцами христианской веры. Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки, на которую надевался безрукавный камзол. Головной убор мужчин — тюбетейка; у женщин — вышитая бархатная шапочка и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Сабантуй, или праздник плуга, проводится в июне, после окончания полевых работ. В день праздника каждый старается нарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки. Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. В качестве подарка батыру дают барана, которого он должен унести на поднятых руках. Обязательной частью праздника является бой мешками и лазание на высокий гладкий столб. А потом начинаются народные гулянья с песнями да плясками.

Приложение №2

В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха даже летом не поднимается выше нуля градусов, испокон веков проживают чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России. Передвигаются чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. Чаще всего едят строганину (мясо замороженной рыбы). Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются. Летом они спускаются поближе к морю. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног. Одним из чукотских праздников является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.

Приложение №3

Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, осетины, ингуши и другие народы. Очень часто их называют горцами. Темпераментными людьми, в чьих жилах течет горячая кровь. Но любой спор всегда разрешит совет старейшин, который уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством. Детали костюма несут не только декоративную функцию, но являются и историческим отражением жизни чеченцев. В мягких кожаных сапогах пастухам и воинам было удобно ходить по горам. К поясу крепились кинжалы и оружие. Обязательна в чеченском национальном костюме папаха, которая шьется из овчины. Особенная деталь костюма – бурка. Она имеет вид накидки с зауженными плечами. Ее назначение – защищать от непогоды, в ночное время служила подстилкой и одеялом. Составные части женского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток.

Приложение №4

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья). Одежда русской крестьянки состояла из рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота. Мужской русский народный костюм отличался мень­шим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из ру­бахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Празднование Масленицы часто ассоциируется с приходом весны и радостью от пробуждения природы. Главными атрибутами Масленицы являются традиционные гуляния, танцы, и, конечно же, ароматные блины с горячим чаем.


фотоотчёт урока
PPT / 15.81 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.