12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исакова Юлия Александровна80
Россия
8

Урок-виртуальная экскурсия «Что мы знаем о народах России?»




Виртуальная экскурсия народы России
PPTX / 14.2 Мб

 

Конспект урока
DOCX / 40.1 Кб

физминутка
MP3 / 811.83 Кб

 

 

/data/files/t1532251878.mp3 (физминутка)


гимн России
MP3 / 8.21 Мб

 

Учитель: Исакова Юлия Александровна

Школа: МКОУ «Частоозерская СОШ»

Класс: 1

Предмет: «Окружающий мир»

 Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012.

Тема: «Что мы знаем о народах России?»

Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их столицах, национальных костюмах, традициях, праздниках;

Задачи:

- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей;

- способствовать пониманию единства народов России;

- учить вступать в учебный диалог;

- воспитывать культуру поведения при работе в группах, парах;

- способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Планируемые результаты:

Предметные: перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать ( по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.

Оснащение урока: интерактивная доска (проектор), компьютер, изображения государственных флагов и гербов, карточки с изображением русских праздников, аудиозапись гимна РФ, аудиозапись физминутки, «жезлы»- согласен/не согласен, карточки для оценивания работы на уроке «светофор» (желтый, зеленый, красный круги), ножницы, клей-карандаш, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2016,


 


 

Этап урока

Ход урока

Мотивация и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Как называется наша страна?

- Как называется столица нашего государства?

- Чем особенна наша страна?

- Посмотрите на доску. На ней вы видите несколько государственных флагов и гербов. Мне нужна одна пара для того, чтобы выбрать среди этого количества флаг и герб Российской Федерации.

- Остальные ребята оценят ваш выбор при помощи наших сигнальных жезлов ( красный – не согласен, зеленый – согласен).

Актуализация знаний и умений.

- На прошлом уроке мы с вами также прослушали гимн Российской Федерации. Что такое гимн?

- Я предлагаю вам еще раз послушать гимн нашей страны, а именно, припев.

- Скажите, ребята, как вы понимаете слова в припеве «братских народов союз вековой»?

- Верно, наша страна многонациональна, в ней проживают люди разных национальностей.

- Что такое национальность?

- Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

- Какие национальности вы знаете? На прошлом уроке мы с вами их называли.

- Что вы можете рассказать о них?

- Как вы думаете, достаточны ли ваши знания о народах России? Знаете ли вы, на какой территории живет каждый из народов? Какие у них костюмы и национальные праздники?

- Какую цель мы должны себе поставить на сегодняшнем уроке?

Освоение нового содержания и его применение.

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

- Чтобы узнать лучше некоторые народы, проживающие на территории России, мы с вами сегодня на уроке отправимся на экскурсию, но не обычную, а виртуальную. И проходить наша экскурсия будет по всей территории нашей страны. Мы побываем в столицах некоторых народов, узнаем, какие обычаи им присущи, их праздники и национальные костюмы.

- Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! А это наше село Частоозерье, в котором мы живем. Отсюда мы и двинемся в путь. (слайд 1)

- Чтобы наша экскурсия прошла быстро и весело, и чтобы мы могли посетить как можно больше столиц и районов некоторых народов, отправимся мы с вами по нашей стране вот на таком поезде. (слайд 2)

- Ну что отправляемся в путь?

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.(руки согнуты в локтях, ходьба на месте)
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.(руки сложены «как на парте», топают ногами в такт)
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (бег на месте)

- Ребята, посмотрите, мы приехали с вами в Москву! Как думаете, почему мы сюда приехали? Столицей какого народа считается Москва? (слайд 3)

- Верно! Русские – самый многочисленный коренной народ, проживающий на территории России. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских. (слайд 4)

- Посмотрите, на русский народный костюм. (слайд 5)

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов в отличие от праздничного. Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов.

Стоит сказать о праздниках, которые на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому. (слайд 6)

- Какие русские народные праздники вы знаете?

- Сейчас вам предстоит задача поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах!

Слушать друг друга.

Уметь договариваться.

Не перебивать друг друга.

Работать дружно.

Уважать мнение других участников группы.

Задание: на партах у вас лежат карточки с изображением русских праздников. Они все перемешались. Ваша задача распределить эти праздники на четыре группы, в зависимости от времени года, в котором проходит этот праздник. (слайд 7)

Летние: Иван Купала, Праздник Петра и Февронии (день любви, семьи и верности);

Зимние: Рождество, святки, крещение, масленица;

Весенние: Вербное воскресенье, Пасха;

Осенние: Покров день.

- Чья группа справится первой, подает знак «дружеское пожатие». Затем мы проверим ваши работы при помощи жезлов «согласен – не согласен». (слайд 8,9,10,11)

Информация для учителя.

Рождество. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов. Во все времена на Рождество было принято дарить подарки.

Святки. Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие. Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи — игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.  Крещение. Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения или Богоявление Господне. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год. А еще люди окунаются в прорубь, чтобы быть здоровыми весь год. Масленица -народный праздник, который известен своим раздольным весельем. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой. На Масленицу ходили в гости и пекли блины, катались на санках и санях, сжигали чучело зимы, наряжались и устраивали застолья. Дата масленицы меняется каждый год в зависимости от даты проведения Пасхи. Чаще празднуется в конце зимы начале весны.

Пасха - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование.

Покров день. С давних времён и по сей день в октябре, зачастую совпадая с выпадением первого снега, православными христианами празднуется Покров Пресвятой Богородицы. Некоторые традиции, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней, но многие затерялись в веках. По современному календарю праздник выпадает на 14 октября. Этот день важен для верующих ещё с давних времён и по сей день, множество людей поют песни в знак своего почтения защитнице своей – Пресвятой Богородице.

Иван Купала. Празднуется 7 июля. В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры.

Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов.

День любви, семьи и верности (день Петра и Февронии). 8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус.

В нашем селе Частоозерье есть памятник, посвященный Петру и Февронии, который установлен перед венчальной часовней за Рождественским храмом. Автором памятника является красноярский скульптор Виктор Мосиелев.

Вербное воскресенье. Вербное воскресенье - праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы. Веточки вербы — главный атрибут праздника. Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

- На самом деле, у русского народа очень много еще интересных праздников, о которых мы с вами поговорим в следующий раз.

- А пока нам нужно дальше отправляться в путь! Наш поезд отправляется в Поволжье. И следующее место, в которое мы с вами приехали – это Республика Татарстан, центром которого является город Казань. Как думаете, почему? Какой народ здесь проживает? (слайд 12)

- Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Это особенный народ со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями. (слайд 13)

-Посмотрите на татарский костюм. (слайд 14)

В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.

Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.

- Какой самый знаменитый праздник татар?

- Это праздник Сабантуй. Слово "сабантуй" происходит от слов "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. (слайд 15)

- Давайте и мы с вами немного повеселимся и отдохнем под музыку.

Музыкальная физминутка «Три хлопка».

- Едем дальше! Наш поезд направляется в Республику Бурятию. Какой народ там проживает? (слайд 16)

- Столицей бурятов считается Республика Бурятия (центром которой является г.Улан-Удэ), потому что большая часть проживает именно здесь. Как и у других народов у бурятов есть свой национальный костюм, традиционные праздники и обряды. (слайд 17)

Посмотрите на фотографию, на которой запечатлен бурятский национальный праздник Сурхарбан. Он проводится в первое воскресенье июля после окончания сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе. (слайд 18)

- Поработаем в парах. Для этого откройте Приложение рабочей тетради на странице 59. Вы видите представителей некоторых народов России. Вам необходимо посоветоваться с соседом по парте и выбрать только представителей двух народов: татар и бурятов. Затем выстричь их и вклеить в нужные окошки на странице 5 рабочей тетради.

Перед началом работы давайте вспомним правила работы в парах:

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Свое несогласие высказывай вежливо.

- Поработали хорошо! Отправляемся дальше! Из республики Бурятии наш поезд направляется на Кавказ в Республику Северная Осетия (слайд 19), потому что здесь проживают осетины. (слайд 20)

Их дома – это побеленные хаты или мазанки. А иногда стены дома складываются из камней без цемента. Главная часть дома – это большая комната – кухня. (слайд 21) Целый день здесь идет стряпня, потому что у осетин нет определенного времени для еды. И члены семьи едят не вместе, а сначала старшие, затем младшие. Основные занятия осетин, где есть пастбища – это скотоводство и земледелие.

- Двигаемся дальше на крайний Север, а именно, в Чукотский Автономный Округ (слайд 22), ведь здесь проживает такой народ как чукчи. Название говорит само за себя «чаучу» - богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. (слайд 23)

Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор.

Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног. Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо.

Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. (слайд 24) Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов.

- Откройте учебники на странице 12, посмотрите на рисунки, на которых изображены представители некоторых народов. Какие народы мы с вами еще не знаем?

Евреи

Карелы

Башкиры

- Ребята, на самом деле в России проживает еще очень много разных народов: буряты, евреи, карелы, калмыки, коми и другие.

- Помимо различий во внешности, одежде, традициях и обычаях, народы отличаются еще и религией. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

- Как вы думаете, но что связывает все народы России друг с другом?

- Прочитайте вывод, написанный жирным шрифтом на 13 странице учебника.

Выводы и обобщения.

-Этот вывод я хотела бы еще дополнить строчками из стихотворения Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна. (слайд 25)

Контроль и оценка достижений.

- Давайте вспомним еще раз, о каких народах России мы сегодня говорили на уроке и в каких столицах побывали. Для этого посмотрите на экран, на котором изображена территория нашей страны. Ваша задача - распределить народы, стоящие внизу по их столицам проживания. (слайд 26)

Рефлексия

- Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Давайте оценим свою работу на уроке при помощи нашего «светофора».

- Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!


 

Источники.

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 143 с. — (Школа России).

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/24/chto-my-znaem-o-narodakh-rossii

https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/1_klass/chto_my_znaem_o_narodakh_rossii/236-1-0-56606

http://nlapina.ru/narodnyie-prazdniki/

http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

https://goturist.ru/tatary/

http://fb.ru/article/281991/sabantuy-prazdnik-opisanie-i-istoriya

https://geographyofrussia.com/osetiny/

https://schci.ru/Pokrov.html

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.