Занятие на тему «Что мы знаем о птицах?»
Задачи. Уточнить представления о птицах, их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями, пуховыми и маховыми). Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус). Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Появляется Каркуша.
Каркуша. Кар, кар! Здравствуйте!
Дети. Здравствуй, Каркуша!
Каркуша. Я прилетела к вам по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит в этом конверте.
Воспитатель. Прочитаем письмо? «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней. А еще вы умеете отгадывать загадки. Посылаю к вам Каркушу с загадками. Попробуйте их отгадать. До скорой встречи.» Старичок Лесовичок.
Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые,
Даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет? (Птица)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
Каркуша. Молодцы, отгадали все загадки. А каких птиц вы знаете?
Воспитатель. Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на картинках. ( Выполняют)
Каркуша. Молодцы! Знаете много птиц. А что еще про них вы можете рассказать? ( Задает вопросы, дети отвечают на них)
Чем птицы отличаются от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела помогают им в полете? Какое тело у птицы – легкое или тяжелое? А почему оно легкое? Сколько едят птицы – много или мало? Что помогает птицам летать?
Воспитатель. Давайте проведем опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз) Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? ( Лист плавно опустился, лист летел…) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод из увиденного можно сделать? ( Бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.) Правильно, нескомканный лист – широкий. Он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит .Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? ( Сложены на туловище) А в воздухе? (Расправлены.)
Что же отличает птицу от других видов животных? ( Наличие перьев.) Посмотрите, на подносе лежат перья. Одинаковые ли они? Чем различаются? (Размером, цветом, строением.) Какие перья обогревают птицу? Рассмотрите их и скажите: какие они? ( Меньше, чем маховые, мягкие, пушистые, стержень тоненький…)
Каркуша. А где у птиц растут пуховые перья? (На спине, на туловище, голове, на лапах.) А какие перья помогают летать и называются маховыми?
Воспитатель. Покажите Каркуше маховое перо.
Каркуша. Что можно сказать про маховое перо? ( Оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое.) А какой стержень у махового пера? ( Полый, пустой.) Почему он именно такой? ( Чтобы птица была легче, чтобы она могла летать.) А где у птиц расположены маховые перья? ( Ответы.)
Воспитатель. Каркуша, может, расскажешь, как летают птицы?
Каркуша. С удовольствием! Крылья у птиц и хвост – это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда же крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность опоры уменьшается, и птица уже не летит.
Воспитатель. Каркуша, а дети могут летать?
Каркуша. Выходите из- за столов. Попробуйте взлететь. Не получается?
(Воспитатель предлагает поиграть.)
Ну- ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
Каркуша. Только птицы умеют летать.
Воспитатель. А это мы сейчас проверим. Попробуй отгадать мои загадки.
Эта птица- великан,
Бегает среди саванн.
Ноги быстры, шея- трос.
Из роскошных перьев хвост.
Эта птица не летает,
Трудной жизнь ее бывает.
Перья к шляпам - украшенье,
Только бег – ее спасенье. ( Страус)
Неуклюжий, черно- белый,
На коротких ножках тело.
Ловко в воду он ныряет,
Рыбу клювом добывает. ( Пингвин)
Каркуша. Да кто же это такие? Я их никогда в родном лесу не встречала.
Воспитатель. Правильно, страусы и пингвины в наших лесах не водятся. Дети, а кто они? ( Птицы.)
Каркуша. Птицы… Очень интересные птицы! Летать не летают, а только плавают да бегают… Разве такие птицы бывают?
Воспитатель. Бывают, Каркуша. Эти птицы не летают из- за того, что у них очень маленькие крылья в сравнении с телом. Но это птицы. Страус очень быстро бегает. Это осторожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Живут страусы в сухих безлесых частях Африки. (Показывает картинки)
Каркуша. Да интересные эти птицы. Летать не летают, а вот бегают быстро. Где живут пингвины? (В Антарктиде.)
Пингвины летать не умеют, а что они хорошо делают? ( Они умеют плавать.) Зачем же им крылья? ( Ими они гребут как веслами.) Что любят пингвины? ( Рыбу, мелких рачков.)
Воспитатель. В воде пингвины проводят много времени. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода.
Каркуша. Как интересно эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут!
Воспитатель. Все ли птицы летают? ( Ответы.)
Каркуша. Я теперь тоже знаю, что есть птицы, которые не умеют летать. Но одни из них быстро бегают, а другие хорошо плавают.
А вы знаете, что скоро в птичьих гнездах появятся яйца? Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко- желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой ,комариком или гусеницей.
Воспитатель. Дети, а как надо себя вести в весеннем лесу? ( Не бегать, не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку, слушать пение птиц, любоваться красотой весеннего леса.)
Птицы - наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь.
Каркуша благодарит детей, прощается и улетает.
Воспитатель подводит итог занятия.