12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крутикова М.А.3890
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Обучение аутичных детей.»

Что мы знаем о загадочном синдроме «аутизм»?

Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.

Но люди, постоянно общающиеся с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ними, видят совсем другое: беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребёнок действительно одарён в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастливым. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет лишь жить в специально созданных условиях.

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребёнком ложится, конечно, на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учётом интересов ребёнка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребёнка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки».

В такие тяжёлые моменты близкие ребёнка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьёзную и ответственную функцию берут на себя все специалисты, занимающиеся с детьми. Часто такая помощь оказывается эффективной, т. к. специалистам доверяют.

Необходимо регулярно говорить с родителями аутичного ребёнка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед готовить родителей к тому, что в ходе развития ребёнка возможны периоды обострения, обсуждать с ними тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудные моменты помогать родителям конкретными советами и действиями.

В г. Тольятти работают специалисты, помогающие детям с нарушениями аутического спектра адаптироваться, успешно обучаться, а также осуществляют консультативную помощь родителям.

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребёнка и используют эти знания в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру «Цветная вода», мама повторяет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра «Кафе». Также педагоги дают задания на дом. Специалисты группы объясняют родителям, что необходимо выработать единый подход к обучению и воспитанию. Для того, чтобы занятия с аутичным ребёнком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению ребёнка. Нередки случаи, когда проявление аутичным ребёнком активности, часто резко выраженные, даже неадекватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если такое происходит, специалисты объясняют родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает.

Противоречивость требований вредна любому ребёнку, а ребёнок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается.

Специалистами группы были разработаны различные формы взаимодействия с родителями. Вашему вниманию мы представляем перспективный план взаимодействия педагогов с родителями воспитанников компенсирующей группы для детей с диагнозом ранний детский аутизм.

Перспективный план взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

компенсирующей группы для детей с диагнозом

Ранний детский аутизм

Месяц

Формы

Тема, цель



Сентябрь

Анкетирование



Родительское собрание



Тематическая консультация

«Давайте познакомимся» - сбор параметров социального анамнеза; знакомство с семьями.

«Ранний детский аутизм. Вопросыиответы» - познакомить со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики, разъяснить цели и задачи работы, познакомить с программой обучения детей с РДА.

«Социализация и адаптация детей с РДА» - раскрыть этапы адаптации, основные принципы социализации, дать рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в результате адаптации.



Октябрь

Практикум для родителей



Консультация

«Сюжетное рисование с детьми с РДА» - обучить навыкам сюжетного рисования с детьми с разными уровнями развития.

«Игры с пальчиками» - дать родителям представление о взаимосвязи мелкой моторики рук с речевым развитием ребёнка; познакомить и научить родителей выполнять упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.





Ноябрь

Тематическая консультация





Практическое занятие для родителей

«Нарушение аффективного развития ребёнка при формировании синдрома детского аутизма» - разъяснить, как дефицитарность раннего аффективного опыта ребёнка приводит к ограниченности и искажению способов его саморегуляции и грубому нарушению адаптации.

«Работа с коммуникативной доской» - познакомить с приёмами обогащения пассивной речи путём работы с коммуникативной доской.





Декабрь

Консультация





памятка





Выпуск диска с занятиями



Библиотека для родителей

«Особенности организации и проведения подвижных игр на улице для детей с Ранним детским аутизмом в зимний период» - дать комплекс специальных терапевтических подвижных игр в зимний период.

«Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими растройствами» - раскрыть проблему понимания метафор у детей, страдающих аутизмом; дать представление о специфике нарушения понимания метафор у детей с аутизмом.

«Вот какие мы большие» - показать родителям спектр нарушений при РДА, познакомить со спецификой и учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

«Игры с детьми с РДА разного уровня развития» - организовать выставку литературы по данной теме.





Январь

Создание буклетов



Круглый стол







Анкетирование родителей

«Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом» - познакомить родителей с особенностями психического и физического развития детей с диагнозом РДА.

«Формирование учебного поведения у аутичных детей» - обосновать необходимость специального предварительного этапа коррекционной педагогической работы с аутичным ребёнком. Раскрыть задачи, приёмы и последовательность работы по организации внимания и поведения аутичных детей.

Проведение социологического исследования, направленного на выявление удовлетворённости родителей воспитательно-образовательной работы.





Февраль

Родительское собрание



Тематическая консультация

Выпуск диска с показом режимных моментов

«Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми» - подвести итоги за первое полугодие; раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

«Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» - раскрыть содержание и последовательность работы обучения аутичного ребёнка навыкам чтения.

«Что я умею» - раскрыть основные приёмы организации режима дня; дать рекомендации по закреплению навыков самообслуживания.





Апрель

Оформление папки-передвижки



Просмотр диска с индивидуальным занятием с последующим обсуждением

«Общее недоразвитие речи» - дать характеристику детям с первым уровнем развития речи.



«Прилетела к нам вчера полосатая пчела...» - НОД с Никитой Б. Познакомить родителей с практическими приёмами, играми и упражнениями, направленными на развитие элементарных математических представлений.



Май

Родительское собрание

«Чему мы научились» - подведение итогов обучения за год; рекомендации по закреплению пройденного материала на летний период.

Еженедельно (2-я половина дня)

Индивидуальные консультации

Знакомство родителей с основными приёмами организации режима дня; расширения и обогащения пассивного и активного словаря; развитие произвольности у детей; снятие психоэмоционального напряжения.





Опубликовано в группе «Обучение аутичных детей.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.