12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Сергеевна105
Мне нравиться моя работа, и ученики.
Россия, Хабаровский край

Содержание методической разработки:

Номинация фестиваля: «Образовательное событие –урок ОРКСЭ»

Тема образовательного события – «Дружба»

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов при участии учащихся с 3 класса (уровень образования)

Цель образовательного события:

1.                   Закрепить с учащимися  понятиями "друг", "дружба", "избирательность", "бескорыстность";  выяснить какие взаимоотношения существуют между людьми и в чем ценность дружбы;

3.                  Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2.                  Воспитывать осознание ценности человеческих взаимоотношений,    готовность слушать собеседника и вести диалог;

 

Задачи образовательного события:

Показать в чем ценность дружбы;  развивать умение анализировать поступки литературных героев и соотносить их со своими;  воспитывать умения быть культурным, тактичным, милосердным;  раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.

 

Вид ресурса: презентация, творческие работы детей, видео, анкета.

Техническое оснащение: проектор, экран, компьютер, словарь, художественная литература.

Описание образовательного события:

Актуальность

Тема занятий действительно актуальна, особенно, если учесть ситуацию, нередко наблюдаемую в практике общения со сверстниками. Дружба - начинается ещё в детстве и сопровождает человека всю жизнь, ведь друг – это не только надежный товарищ или человек, знакомый  со школьной скамьи, другом может являться кто-то из нашей семьи. Первые друзья у человека появляются в детском саду. Честно говоря, таких друзей мы помним недолго, и они не становятся важной частью нашей жизни, скорее они просто помогают весело проводить время и учиться общению,  учат быть открытым для новых знакомств, возможно, благодаря им мы осознаем, что же такое первая дружба.

Следующая ступенька социализации - это школьное общение, школьные друзья и первый настоящий друг, с которым, казалось бы, вы пройдете полжизни, а может, и больше. Нам уже нетрудно познакомиться с одноклассниками, расширить круг знакомых. Жизнь приобретает новый, интересный смысл. Вместе с первым букварём появляется тот товарищ, с которым вы можете просидеть допоздна, обсуждая что угодно.

Общаясь, дети делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, тем самым помогая раскрыться себе и своему другу, открыть  новые способности.

    Школа - это не только постоянный поток новых знаний, это и настоящее испытание на прочность, в том числе и испытание дружбой. Каждый дружит по-разному:  для кого-то друг- это человек, с которым можно весело и приятно провести время, для другого – тот,  на кого можно всегда положиться, кто в любой беде  твоя правая, верная рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!                                                                                                                                                   Во всём мире тема дружбы актуальна, ведь недаром 27 апреля 2011 года на своей 65-й сессии резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы, предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями. В честь дружбы назван астероид Амицития, открытый в 1893 году.

 

Оригинальность:

В связи с этим, в своей работе, я хотела бы найти возможность не отпускать эту тему, а продолжать формировать у своих учащихся правильные нравственные представления, используя все доступные мне способы. Разработка данного урока является одним из  вариантов. У учащихся не создаётся впечатление обязательного признания норм, что часто отталкивает, как любое давление или навязывание извне, тема занятия связана с проблемой опосредованно, учащимся предоставляется возможность легко и без принуждения усвоить моральные нормы.

Занятие проводится в  классе. На подготовительном этапе эти учащиеся выполняли творческие минипроектные задания, вызывает искренний интерес к полученному результату.

Участие в событии разновозрастных групп:

К минипроектам  (анкета, интервью, 15-минутка) дети привлекли учеников с 1 – 3 классов, и некоторых учителей. Привлекая их к проведению этого мероприятия, я укрепляю положительные взаимоотношения с учащимися (ведь я обращаюсь к ним за помощью), повышаю их самооценку, и уверенность в себе; воспитываем умение вести диалог.

Проектная компетентность:

Выполняя индивидуальные и групповые минипроекты учащиеся, самостоятельно пополняли знания в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей, обогащали опыт общения в школе, формируя свою личность.

Класс разделился на 3 группы, с каждой из них встреча проводилась отдельно, объяснялся смысл  задания, предполагаемый результат, совместно с детьми составлялся план действий, распределялись обязанности.

1.Анкетирование :«Хороший ли ты друг» .                                                                                2.  Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)                                                                    3. Тест «Добрый ли у вас характер».                                                                                                  

4. Мозговой штурм «Законы дружбы».

 5. Сочинение на тему: «Мой друг».

6.Интервью

 

Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап (исследования).

 

1.Анкетирование :«Хороший ли ты друг» .                                                                                2.  Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)                                                                    3. Тест «Добрый ли у вас характер».                                                                                                  4. Тест-самоанализ.                                                                                                                        5. Мозговой штурм «Законы дружбы».  

                                   

  Основной этап.

 

1.. Классный час «Что такое дружба?»                                                                                                               2. «Копилка народной мудрости».                                                                                                             3. Конкурс рисунков «Портрет моего друга».                                                                                                  6. Сочинения «Мой лучший друг».                                                                                                                          7. Тест-игра «Как поступить?».                                                                                                                           8.Литературная страница(чтение и обсуждение произведений о дружбе).                                             9. Фотовыставка «Моя дружная семья».                                                                                                           Заключительный этап.                                                                                                                     1. Тренинг "Цветок Дружбы"                                                                                                                  2.Оформление «Поляна Дружбы».                                                                                                                  3. Оформление проекта «В дружбе наша сила».                                                                                                    4. Защита проекта.    

Предполагаемые результаты:

•  Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

• Умение отличать настоящую дружбу от привязанности, от приятельских отношений;

•   Осознание детьми, что такое дружба и какие качества присущи другу, какими качествами должен обладать человек, что бы у него были друзья.

•  Умение анализировать ситуации, делать выводы.

• Осознание ребёнком социальной значимости дружбы.

•  Доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;

•  Сформированы понятия и качества - умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Подготовительный этап (исследования).

                                                                   

1.Ребята делятся на группы:

1). Исследователи.

2). Художники-оформители.

3).Литературоведы.

4). Писатели и поэты.

5).Фотокорреспонденты.

2.Проведение исследований и обработка данных.

1).  Анкета :«Хороший ли ты друг» .                                                                                                                      

Результаты:

2).Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)

Результаты:

 

8 – 10 очков.

Вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков.

У вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 -3 очка.

Вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

3).Тест «Добрый ли у вас характер».

 

Обработка результатов: 

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы:

3, 9, 10, 13, 14;

по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям.

От 8 до 15 очков - вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно  ладить.

Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать.

4). ТЕСТ –самоанализ «Какой я?»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА.

 

0-20 баллов:

   Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить , а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности , и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

   21-33 балла:

   Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество- надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить , и твоим близким людям можно просто позавидовать.

 34-48 баллов:

   Для тебя дружба- это все или почти все. Ты изводишься ( и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком , которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону , но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования показали, что ребята хорошие друзья, они умеют дружить, готовы всегда прийти на выручки другим, пожертвовать чем-то ради друга, у детей покладистый характер и хорошо относятся к окружающим. Ребята самокритично подошли к оценки себя, как друга. Выяснилось, что они личности с которыми интересно общаться.

 

 

Приложение 1

Анкета: «Хороший ли ты друг»

1.Есть ли у тебя друг?

Да -                                                Нет -

2.Можешь ли ты доверить другу тайну?

Да -                                                Нет -

3.Можно ли назвать твоих родных друзьями?

Да -                                                Нет -

4.Есть ли у тебя домашние животные?

Да -                                                Нет -

5.Можешь ли ты назвать их своими друзьями?

Да -                                                Нет -

6.Если друг попал в беду ты:

Помогу ему -                                Попрошу друзей ему помочь -

А мне всё равно -

7.Ты навестишь друга, если он заболел?

Да -                                                Нет, а зачем -

8 .Поделишься с другом последним куском торта?

Да -                                               Нет -

9.Если на вас с другом напали, ты :

Убегу! -

Помогу ему -

Позову взрослых -

10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

Да -                                                   Нет -

11.Если он попросит твою приставку ты :

Дам, конечно -

А, вдруг он её сломает!! -

Нет -

 

 

Приложение 2

Самодиагностика «Хороший ли ты друг?»

1. Какое качество друзей вам всех милей?

    А) Искренность - 2

    Б) Доброта - 1

    В) Ум  - 0

2. Чем вы всегда готовы поделиться с друзьями?

    А) Своим временем -  2

    Б) Важной для них информацией - 0

    В) Материальными ценностями  -1

3. Как поступить, если у твоего друга неприятности?

    А) Не лезть к нему с советами  - 0

    Б) Надо будет – сам попросит  - 1

    В) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать  - 2

4.Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?

    А) Деликатно попрошу его возместить ущерб - 0

    Б) Сделаю вид, что ничего не было - 1

    В) Прощу, но сначала поговорю - 2

5. Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:

    А) Намекну другу на щекотливость ситуации - 1

    Б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! - 2

    В) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему  - 0

 

 

 

Приложение 3

«Добрый  ли у тебя характер»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди  сюда».

5. Способны ли вы ударить кошку или собаку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские  игрушки?

13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Случается ли вам быть с утра  в плохом настроении?

17. Раздражает ли вас классическая музыка?

18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

 

 

Приложение 4

Тест –самоанализ «Какой я?»

1. Своими самыми лучшими друзьями ( подругами) ты считаешь тех,

 А. С кем у меня складываются отличные отношения -1

 В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации -0

 С. Кто умеет многого добиваться в жизни -3

 2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось , чтобы твои лучшие друзья…

 А. Были классными и интересными личностями -6

 В. Помогали мне, когда я об этом попрошу -2

 С. Никогда не предавали меня в трудную минуту -6

 3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

 А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни -0

 В. Про интересных людей и их приключения  - 3

 С. Детектив или фантастика -3

 4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

 А. Попытаюсь их утихомирить…- 6

 В. Отойду в сторону- это не мои проблемы! - 3

 С. Разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение -0

 5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее , если бы больше доверяли друг другу?

 А. Думаю, что да - 4

 В. Я не уверен(а) - 0

С. По-моему, счастье не в этом -6

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества , которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

 А. Сомневаюсь - 3

 В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову… - 5

 С. Однозначно да - 6

 7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

 А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а) - 3

 В. Посочувствую по телефону -0

 С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома -6

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 09.04.19 в 07:23 0Ответить Пожаловаться
Материал яркий, насыщенный, полный.
Материал отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.
Спасибо, что делитесь опытом по использованию на уроках новых информационных технологий
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.