12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила2585
Работаю учителем более 30 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
7

Конспект занятия «Что такое дружба?»



Тема: Что такое дружба?

Цель: познакомить и уточнить представления о дружбе у учащихся.

Задачи:

-  формирование нравственных качеств у  учащихся;

- формирование навыков групповой работы: умение учащихся вести рассуждение,  аргументировать свою точку зрения.

Виды деятельности: проблемная беседа, совместная работа, парная и групповая работа, словарная работа.

Оборудование и материалы:

мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска);

презентация «Что такое дружба?»;

толковый словарь /Ожегов С.И./;

ромашка из ватмана;

«волшебное» сердце-кармашек и маленькие сердечки;

напечатанные и разрезанные пословицы;

выставка книг о дружбе.

Ход классного часа:

Введение в тему.

-Ребята, предлагаю вам прослушать песню Пляцковского М. и определить тему нашего классного часа.

Звучит песня «Дружба крепкая не сломается…» (муз. Шаинского, испл. Кл. Новикова):

- Кто назовет тему классного часа? … Дружба.                                                                       Слайд 1.

Дружба – главное чудо всегда,

                                                                    И любая беда – не беда,

                                           Если рядом друзья настоящие!                              Слайд 2.

Постановка цели:

- Какие цели перед собой поставим? (определить, что такое дружба;  выяснить, какими чертами характера должен обладать настоящий друг)                                 Слайд 3.

Словарная работа.

- Что же такое дружба? ... (Ответы детей).

- Где мы можем узнать значение слова «дружба»? (в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова).

Откроем словарь на стр. 181. Соня, прочитай, что такое «дружба»…

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.                                                                                                Слайд 4.

- А друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Выставка книг.

Впервые слова «дружба, друг» ребенок узнает в семье. Как только малыш начинает общаться со сверстниками, родители объясняют ему, кто такой друг, читают книги о дружбе. У нас в классе представлена выставка книг о дружбе. Вы знакомы со многими этими произведениями. Вспомним, кто с кем дружит ( беру в руки книгу, называю автора, персонажа из сказки, а дети вспоминают, с кем он дружит):

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) . /Эдуард Успенский/               Слайд 5.

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро) /Алексей Толстой/

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) /Алан Милн, английский писатель/

4. Мальчик Малыш и … (Карлсон) /Астрид Линдгрен, шведская писательница/ Слайд 6.

5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)./братья Гримм, Якоб и Вильгельм, нем писатели/

7. Друзья музыканты: разбойников прогоняли, концерты давали. (Кот, петух, осел, пёс) /Гримм/

- Если кто-то ещё не знаком с героями этих книг, обязательно прочитайте, вам будет интересно.                                                                                                                                 Слайд 7.

Эти герои помогали друг другу в трудную минуту.

Проблемная беседа.

- А вот с героиней произведения А. Л. Барто никто не хотел дружить. Послушайте стихотворение (отрывок) «Требуется друг» и скажите: «Почему с ней никто не дружит?»

… Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»


- Почему с девочкой  никто не хотел дружить? (искала выгоду). Выслушиваются ответы учащихся….

- Нам необходимо выяснить, какими чертами характера должен обладать настоящий друг. 

 Работа в парах. /На каждой парте карточка с тремя словами/ 

 Вы сейчас посоветуетесь друг с другом и  выберите те слова (понятия), которые необходимы. Из ваших ответов соберём ромашку, превратим её в цветок дружбы.                                                                                                                                       Слайд 8.

Карточки для каждой парты:

честность, уступчивость, враньё;

откровенность, бескорыстие, драчливость;

надёжность, взаимовыручка, грубость;

преданность, понимание, предательство;

внимание, прощение, эгоизм;

забота, верность, грубость;

доброта, преданность, драчливость;

ответственность, сострадание, враньё;

уступчивость, откровенность, враньё;

бескорыстие, честность, предательство;

надежность, понимание, грубость;

внимание, забота, подлость;

доброта, ответственность, драчливость;

верность, прощение, предательство;

взаимовыручка, сострадание, злоба.

-Чья пара готова – руки домиком. Договоритесь, кто будет отвечать. Назовите только одно качество. Будьте внимательны, нельзя повторяться.

Ребенок прикрепляет на лепестки ромашки – качества характера (эти слова в увеличенном виде лежат у меня на столе).

- А почему оставили карточки со словами грубость, предательство, драчливость, эгоизм? (они разрушают дружбу).

- Дружба – это высокое чувство, а злобе, эгоизму в ней нет места.

- Только на таких отношениях, как внимание, доброта, забота, …, преданность можно построить дружбу. А, значит, настоящий друг должен обладать какими чертами характера? ….

- У нас получилась прекрасная ромашка дружбы. Мы её оставим в классе, и каждый из нас постарается эти качества в себе развивать.

Физкультминутка. Сейчас поиграем. Игра «Это я, это я, это все мои друзья». /Я задаю вопрос. Если вы на него отвечаете «Да», то хлопайте в ладоши и говорите «Это я, это я, это все мои друзья», а если ответ «нет» - топайте/.

- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас очень любит наш класс? (Это я, это я, это все мои друзья)

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто здоровым хочет быть, крепкой дружбой дорожить? (Это я, это я, это все мои друзья)

 Правила дружной семьи.

- Ребята, мы с вами большая дружная семья, а какие правила надо соблюдать, чтобы наша семья становилась крепче?

(выслушиваются ответы детей, если ученики затрудняются с ответом, задаю вопросы:

если человек попал в беду….,

если у одноклассника радость …,

вдруг кто-нибудь решил сделать что-то плохое,

если ты сам совершил ошибку,

если захотелось посмотреть разные мультики)

- Молодцы, вы назвали основные правила. На мониторе запись: Правила дружного коллектива                                                                                                  Слайд 9.

Уважай друга.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Умей уступать.

Будь вежливым, честным.

Умей признавать и исправлять свои ошибки.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Если мы будем эти правила соблюдать, то тогда сможем сказать про наш класс:

                                         Дружба крепкая у нас,                           Слайд 10.

Ей гордится весь наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну, а если у кого-то

Приключится вдруг беда

Мы поможем всем всегда.

Если радость у кого-то,

Вместе радуемся мы,

Потому что в нашем классе

Все заботливы, дружны!

- Будем стараться? ...

Вместе трудились, вместе и отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. Выполняется под музыку (минусовка) «Улыбка». Дети показывают и выполняют движения под музыку:

Раз, два.

Возьмемся за руки, друзья.

Посмотрите, улыбнитесь и на месте покружитесь.

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Взялись за руки опять.

Улыбнемся веселей,

Станем мы еще дружней!

Работа в группах

- Здорово, когда рядом настоящий друг. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Человек без друзей – что дерево без корней».                                                     Слайд 11.

- Как вы понимаете эту пословицу? … (дерево не может жить без корней, а человек – без друзей).

- Сейчас мы поработаем в группах и познакомимся с другими пословицами о дружбе. Вам необходимо собрать пословицу и объяснить ее значение. Первая часть пословицы есть, а вторая – рассыпалась. Посоветуйтесь и вместе соберите пословицу (у каждой группы – своя пословица).

- Выберите, кто будет читать пословицу, а кто – объяснять смысл. ….

Обсуждение закончилось…                                                                            Слайд 12.

1 группа.

«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
2 группа

«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
3 группа
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.

4 группа

«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поговорить откровенно, не у кого попросить о помощи, и самому некому помочь.

5 группа

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . Настоящие друзья всегда поддержат в трудную минуту, выручат, спасут, а деньги - нет

6 группа

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Необходимо говорить правду, если твой друг поступил плохо, то ему необходимо об этом сказать, помочь .

- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Дети вспоминают пословицы и объясняют смысл)

Итог.

- Молодцы! Пословицы собрали, объяснили.

А теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог.

- Что же такое дружба?

- Какими чертами характера должен обладать настоящий друг.

 Кто в дружбу верит горячо,                                                                         Слайд 13.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполнится!

- Надеюсь, что наша дружба окрепнет с помощь вот этого сердца, которое готово любить и помогать. Оно не простое, а волшебное. Это сердце-кармашек.                             Слайд 14.

Вы сейчас на сердечках напишите имя своего друга и своё, мы запечатаем это сердце, а в конце 4-ого класса откроем и посмотрим, удастся ли вам сохранить дружбу. 

ПОДПИСЫВАЕМ ПОД МУЗЫКУ «ТЫ, да я, да мы с тобой»

Кто подписал, подходите, опускайте сердечко в кармашек. Мы подпишем: запечатано 20.09.17. Открыть: май, 2021 года.

Закончим наш классный час песней «Вместе весело шагать!»

 

Песней «Вместе весело шагать!»

/data/files/m1539373758.pptx (Дружба)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.