Конспект занятия «Что такое дружба?» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Что такое дружба?
Цель: познакомить и уточнить представления о дружбе у учащихся.
Задачи:
- формирование нравственных качеств у учащихся;
- формирование навыков групповой работы: умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.
Виды деятельности: проблемная беседа, совместная работа, парная и групповая работа, словарная работа.
Оборудование и материалы:
мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска);
презентация «Что такое дружба?»;
толковый словарь /Ожегов С.И./;
ромашка из ватмана;
«волшебное» сердце-кармашек и маленькие сердечки;
напечатанные и разрезанные пословицы;
выставка книг о дружбе.
Ход классного часа:
Введение в тему.
-Ребята, предлагаю вам прослушать песню Пляцковского М. и определить тему нашего классного часа.
Звучит песня «Дружба крепкая не сломается…» (муз. Шаинского, испл. Кл. Новикова):
- Кто назовет тему классного часа? … Дружба. Слайд 1.
Дружба – главное чудо всегда,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие! Слайд 2.
Постановка цели:
- Какие цели перед собой поставим? (определить, что такое дружба; выяснить, какими чертами характера должен обладать настоящий друг) Слайд 3.
Словарная работа.
- Что же такое дружба? ... (Ответы детей).
- Где мы можем узнать значение слова «дружба»? (в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова).
Откроем словарь на стр. 181. Соня, прочитай, что такое «дружба»…
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Слайд 4.
- А друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Выставка книг.
Впервые слова «дружба, друг» ребенок узнает в семье. Как только малыш начинает общаться со сверстниками, родители объясняют ему, кто такой друг, читают книги о дружбе. У нас в классе представлена выставка книг о дружбе. Вы знакомы со многими этими произведениями. Вспомним, кто с кем дружит ( беру в руки книгу, называю автора, персонажа из сказки, а дети вспоминают, с кем он дружит):
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) . /Эдуард Успенский/ Слайд 5.
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро) /Алексей Толстой/
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) /Алан Милн, английский писатель/
4. Мальчик Малыш и … (Карлсон) /Астрид Линдгрен, шведская писательница/ Слайд 6.
5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)./братья Гримм, Якоб и Вильгельм, нем писатели/
7. Друзья музыканты: разбойников прогоняли, концерты давали. (Кот, петух, осел, пёс) /Гримм/
- Если кто-то ещё не знаком с героями этих книг, обязательно прочитайте, вам будет интересно. Слайд 7.
Эти герои помогали друг другу в трудную минуту.
Проблемная беседа.
- А вот с героиней произведения А. Л. Барто никто не хотел дружить. Послушайте стихотворение (отрывок) «Требуется друг» и скажите: «Почему с ней никто не дружит?»
… Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
- Почему с девочкой никто не хотел дружить? (искала выгоду). Выслушиваются ответы учащихся….
- Нам необходимо выяснить, какими чертами характера должен обладать настоящий друг.
Работа в парах. /На каждой парте карточка с тремя словами/
Вы сейчас посоветуетесь друг с другом и выберите те слова (понятия), которые необходимы. Из ваших ответов соберём ромашку, превратим её в цветок дружбы. Слайд 8.
Карточки для каждой парты:
честность, уступчивость, враньё;
откровенность, бескорыстие, драчливость;
надёжность, взаимовыручка, грубость;
преданность, понимание, предательство;
внимание, прощение, эгоизм;
забота, верность, грубость;
доброта, преданность, драчливость;
ответственность, сострадание, враньё;
уступчивость, откровенность, враньё;
бескорыстие, честность, предательство;
надежность, понимание, грубость;
внимание, забота, подлость;
доброта, ответственность, драчливость;
верность, прощение, предательство;
взаимовыручка, сострадание, злоба.
-Чья пара готова – руки домиком. Договоритесь, кто будет отвечать. Назовите только одно качество. Будьте внимательны, нельзя повторяться.
Ребенок прикрепляет на лепестки ромашки – качества характера (эти слова в увеличенном виде лежат у меня на столе).
- А почему оставили карточки со словами грубость, предательство, драчливость, эгоизм? (они разрушают дружбу).
- Дружба – это высокое чувство, а злобе, эгоизму в ней нет места.
- Только на таких отношениях, как внимание, доброта, забота, …, преданность можно построить дружбу. А, значит, настоящий друг должен обладать какими чертами характера? ….
- У нас получилась прекрасная ромашка дружбы. Мы её оставим в классе, и каждый из нас постарается эти качества в себе развивать.
Физкультминутка. Сейчас поиграем. Игра «Это я, это я, это все мои друзья». /Я задаю вопрос. Если вы на него отвечаете «Да», то хлопайте в ладоши и говорите «Это я, это я, это все мои друзья», а если ответ «нет» - топайте/.
- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас очень любит наш класс? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто здоровым хочет быть, крепкой дружбой дорожить? (Это я, это я, это все мои друзья)
Правила дружной семьи.
- Ребята, мы с вами большая дружная семья, а какие правила надо соблюдать, чтобы наша семья становилась крепче?
(выслушиваются ответы детей, если ученики затрудняются с ответом, задаю вопросы:
если человек попал в беду….,
если у одноклассника радость …,
вдруг кто-нибудь решил сделать что-то плохое,
если ты сам совершил ошибку,
если захотелось посмотреть разные мультики)
- Молодцы, вы назвали основные правила. На мониторе запись: Правила дружного коллектива Слайд 9.
Уважай друга.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Умей уступать.
Будь вежливым, честным.
Умей признавать и исправлять свои ошибки.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Если мы будем эти правила соблюдать, то тогда сможем сказать про наш класс:
Дружба крепкая у нас, Слайд 10.
Ей гордится весь наш класс.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну, а если у кого-то
Приключится вдруг беда
Мы поможем всем всегда.
Если радость у кого-то,
Вместе радуемся мы,
Потому что в нашем классе
Все заботливы, дружны!
- Будем стараться? ...
Вместе трудились, вместе и отдохнем.
ФИЗМИНУТКА. Выполняется под музыку (минусовка) «Улыбка». Дети показывают и выполняют движения под музыку:
Раз, два.
Возьмемся за руки, друзья.
Посмотрите, улыбнитесь и на месте покружитесь.
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Взялись за руки опять.
Улыбнемся веселей,
Станем мы еще дружней!
Работа в группах
- Здорово, когда рядом настоящий друг. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Человек без друзей – что дерево без корней». Слайд 11.
- Как вы понимаете эту пословицу? … (дерево не может жить без корней, а человек – без друзей).
- Сейчас мы поработаем в группах и познакомимся с другими пословицами о дружбе. Вам необходимо собрать пословицу и объяснить ее значение. Первая часть пословицы есть, а вторая – рассыпалась. Посоветуйтесь и вместе соберите пословицу (у каждой группы – своя пословица).
- Выберите, кто будет читать пословицу, а кто – объяснять смысл. ….
Обсуждение закончилось… Слайд 12.
1 группа.
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
2 группа
«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
3 группа
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
4 группа
«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поговорить откровенно, не у кого попросить о помощи, и самому некому помочь.
5 группа
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . Настоящие друзья всегда поддержат в трудную минуту, выручат, спасут, а деньги - нет
6 группа
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Необходимо говорить правду, если твой друг поступил плохо, то ему необходимо об этом сказать, помочь .
- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Дети вспоминают пословицы и объясняют смысл)
Итог.
- Молодцы! Пословицы собрали, объяснили.
А теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог.
- Что же такое дружба?
- Какими чертами характера должен обладать настоящий друг.
Кто в дружбу верит горячо, Слайд 13.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится!
- Надеюсь, что наша дружба окрепнет с помощь вот этого сердца, которое готово любить и помогать. Оно не простое, а волшебное. Это сердце-кармашек. Слайд 14.
Вы сейчас на сердечках напишите имя своего друга и своё, мы запечатаем это сердце, а в конце 4-ого класса откроем и посмотрим, удастся ли вам сохранить дружбу.
ПОДПИСЫВАЕМ ПОД МУЗЫКУ «ТЫ, да я, да мы с тобой»
Кто подписал, подходите, опускайте сердечко в кармашек. Мы подпишем: запечатано 20.09.17. Открыть: май, 2021 года.
Закончим наш классный час песней «Вместе весело шагать!»
Песней «Вместе весело шагать!»
/data/files/m1539373758.pptx (Дружба)
Бойко Светлана Владимировна
Людмила