Конспект интегрированного занятия на тему: « Что такое красота?»
Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевая, физическое развитие.
Цель: подвести детей к пониманию красоты в произведениях искусства, в природе.
Задачи: развивать интерес культуре родной страны, связную речь детей. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Подвести детей к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать чувство любви к родной природе.
Материал:
Слайдовая презентация с репродукциями картин И. Шишкина «Около дачи», «Рожь», Лес вечером», В. И. Суриков: Букет. 1884, Площадь Сан-Фернандо в Севилье. 1910 ), Левитана «Июньский день», «Осень, «Весна. Яблони.», Река», В. Васнецов «Снегурочка» , «Богатыри», отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, грамзапись, предметы с росписью декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия.
1 часть. У окна.
Сегодня мы с вами поговорим об очень важном понятии для меня, для вас и для каждого человека, но вначале давайте посмотрим в окно. Что вы видите перед собой? Правильно это зимний пейзаж. Как можно сказать о увиденном?
Зимнее утро. Снег укрыл землю белым покрывалом. Кажется, что кругом чисто и спокойно, красиво. А теперь послушайте отрывок из стихотворения » Александра Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Ответы детей.
Физкульминутка. «Зимний лес» ( Мы пришли в зимний лес…)
Воспитатель отмечает красоту зимней природы, воспетой поэтом. А теперь посмотрите, как передал красоту зимней природы Иван Шишкин на полотне «Зима», «Зима в лесу, иней». Эту красоту художник отметил кистью и красками.
Художник рисовал не только зиму, но и другое время года.
А теперь пред вами репродукции полотен Сурикова: «Букет» и «Площадь Сан-Фернандо в Севилье».
Полотна И. Левитана
и картины В. Васнецова.
А теперь давайте еще немного отдохнем. Физкульминутка. «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
А теперь послушайте ещё одно чудо. Воспитатель включает музыку. П.И.Чайковский Времена года. У камелька. Январь, Масленица. Что вы чувствуете, когда слушаете музыку? Ответы детей
Композитор жил давно, но оставил нам красоту, которую мы слышим.
Слушая музыку, кому-то станет грустно, кто-то вспомнит что-то приятное и теплее станет на сердце.
А теперь я приглашаю вас в музей народного творчества. На столах в группе разложены изделия народного творчества, расписанные под хохлому, гжель. Дети ходят, рассматривают.
На этих предметах изображены трава, ягоды, цветы. Все это чарует нас своей красотой, завораживает. Ведь настоящие цветы недолговечны, а эта красота, запечатленная в предметах, может сопровождать нас всю жизнь.
Воспитатель:
Скажите, ребята, что вы чувствуете, когда видите картины, слушаете музыку, берете в руки поделки мастеров-умельцев? Так, что же такое красота? Ответы детей. В этих вещах, музыке, картинах есть что то общее и это красота. То есть то, что человеку нравится, вызывает радость, восторг, удивление. У человека появляется желание делать добрые поступки, дарить людям радость и добро.
Воспитатель обобщает ответы детей:
Все, что мы сегодня увидели и услышали, доставило нам радость, от чего теплее стало на сердце и мы с вами стали добрее и лучше.