Конспект занятия «Что такое этикет?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«БЕХТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
на тему:
«Что такое этикет?»
Подготовила: воспитатель Новицкая Е.Г.
Цель: Воспитывать у детей нравственные принципы, совершенствовать культурный уровень, формировать правила и нормы этического поведения.
Задачи: Закрепить правила этикета и знания культурного поведения за столом. Упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Форма проведения: Групповая.
Методы: Игровые, наглядные, словесные, практические.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Рассказ воспитателя:- Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. «Этикет – это правила поведения человека среди других людей». Этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.
Воспитатель:- А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
Ответы детей:
(Его называют – культурным, воспитанным человеком)
- Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие
- А какие вы знаете формы приветствия? (ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!"
Воспитатель: - Вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место. Какое первое слово вы должны сказать?
- Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.
- В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли. Какие это слова? (ответы детей)
Воспитатель: - А давайте мы поиграем в игру «Словарь вежливых слов».
Вы должны хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Физминутка
«Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
Воспитатель: - Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом - ковырялись в зубах и носу, разговаривали во время еды, сложили локти на стол, а один даже на столе лежал и ел лёжа? Правильно ли они делали? (ответы детей)
- А как надо вести себя за столом? (ответы детей)
- Кстати, ковыряться в зубах или носу это ведь привычка, а привычки бывают разные - полезные и вредные. Например, мыть руки перед едой – это какая привычка? А чистить зубы перед сном; пользоваться носовым платком; дразнить и обзывать детей; грызть ногти; стричь ногти? (ответы детей)
Воспитатель:- Особое внимание этикету нужно уделять не только в школе, но и находясь в общественных местах. Какие места называют общественными? (ответы детей)
- Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине, театре, музее. Мы остаемся довольны спектаклем или фильмом, экскурсией, покупкой если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
- Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения и вежливости. Какие? (ответы детей)
- Собираясь в кинотеатр, изменишь ли ты свой внешний вид? (ответы детей)
- Стоит ли спешить к началу сеанса или представления? (ответы детей)
Есть в кино один закон.
Знай, что очень важен он:
Тем, кто фильм пришел смотреть,
Нужно в зал пройти успеть
После третьего звонка.
А задержишься слегка –
Не пропустят в кинозал,
Потому что опоздал.
Вот, ты слышишь, зазвучал
Третий раз уже сигнал.
Тут же в кинозал иди,
Место там свое найди,
Сядь, устройся поудобней
И начала фильма жди.
Проходя через сиденья,
К людям повернись лицом
И скажи: «Прошу прощенья»,
Будешь просто молодцом!
- Спектакль или фильм идут 1-2 часа. Некоторые, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от конфет, грызть семечки.
- А можно ли это делать? (ответы детей)
Ведь в течение спектакля
Есть нельзя, нельзя болтать:
Будешь зрителям мешать
И актеров отвлекать.
- Актеры не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в зале шум и топот, все встают и спешат к выходу.
- Почему этого нельзя делать? (ответы детей)
Эти правила давно каждый школьник знает.
Нужно тем ходить в кино, кто их соблюдает.
Воспитатель:
- Что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит правильное воспитание и настоящая вежливость.
- Какие новые слова вы сегодня услышали? Часто ли вы их произносили раньше? А теперь будете стараться говорить их чаще?
- Я рада, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. (ответы детей: человек должен быть вежливым, человек должен быть воспитанным, человек должен быть доброжелательным, человек должен иметь только хорошие привычки)
Воспитатель: - Спасибо вам, ребята! Сегодня вы отлично поработали. Что нужно сказать? (спасибо, до свидания!) До свидания!
Список используемой литературы
Правила этикета — дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие/Авторы: Агапова И.А., Давыдова М.А., Издательство: АРКТИ - 2011 г
Энциклопедия этикета, Иван Панкеев, М. - 2007 г
Сайт «ИграЗа» (веб-сайт http://www.igraza.ru/various/366-fizmin.html)
Социальная есть работников образования (веб-сайт http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/library/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-shkola-etiketa)