Материал к уроку окружающего мира во 2 классе «Что такое экономика»
Тема: «Что такое экономика?»
Цели: Сформировать понятие «экономика».
Задачи.
Обучающие:
-сформировать новое понятие «Экономика»;
- создать условия для формирования знаний об экономике;
-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;
- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;
- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.
Развивающие:
развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
- развивать умение работать в паре.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к профессии, к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.
-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;
- воспитывать интерес к своей малой родине, гордость за свой край.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать отрасли экономики;
получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
Метапредметные:
познавательные –-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
-ставить проблему поискового характера;
-проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;
-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);
-проводить рефлексию результатов деятельности;
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные –-слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;
уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;
регулятивные
-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Личностные:
-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование личностного смысла учения
Ход урока
1.Организационный момент.
- Поговорим? (учитель)
- О чем? (дети)
- О разном и о прочем. (учитель)
- О том, что хорошо. (дети)
- И хорошо не очень?
- Чего – то знаешь ты. (учитель)
- А что – то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. (дети)
- Вдруг будет интересно.
2. Мотивация
Сегодня урок окружающего мира я хотела бы начать со стихотворения, которое написала Нина Васильевна Трушкова. Она жила в нашем селе, работала учителем начальных классов.
Среди холмов, среди полей, лесов,
Где синь воды и небо голубое,
Стоит вдали от шумных городов
Село Уинск - мое село родное.
Когда заря над родиной встает
И первый луч коснется глади пруда,
Над прудом в роще соловей поет,
Поверьте, нет прекрасней в мире чуда. (Фото села на доску)
3. Актуализация знаний о своей малой родине, вывод на тему урока
- О чём это стихотворение? (о нашем селе - слово село на доску).
- Как называется наш главный город в крае? (Слово город и фото Перми - на доску)
Сейчас, ребята, у многих возникает вопрос, где жить в городе или в селе. Я знаю одну девочку, она учится в нашей школе, её семья думает купить квартиру в городе. И наши гости тоже из города. Попробуем убедить наших гостей в том, что наше село – самое лучшее. Может кто-то поселится в нашем селе или приедет к нам ещё раз.
(Дети рассказывают о селе)
Посмотрите, как много возможностей есть у нас с вами в селе. И наши гости поделятся этими знаниями со своими знакомыми и вдруг кто-то захочет приехать жить к нам в село. И моя знакомая девочка, и её родители тоже возможно останутся жить здесь. Но где жить и вести своё хозяйство, в городе или в селе, конечно, люди решают сами. (Хозяйство -слово на доску)
- Что такое хозяйство?
А у меня ребята на доске ещё одно слово. Но в нём рассыпались слоги.
(но, эко, ка, ми)
Помогите мне их правильно поставить, чтобы получилось слово.
- Правильно это экономика. Какое странное и для некоторых непонятное слово. Но может быть, вы когда-либо слышали это слово или родственное этому слову.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Тема: Что такое экономика?
Что вам хотелось бы узнать? Какие вопросы мы поставим сегодня на уроке? (если затрудняются прочитать об этом в учебнике стр. 104)
Что такое экономика?
Из каких частей состоит экономика?
Как части экономики связаны между собой?
Работа по теме урока
Приступаем к первому вопросу. Что такое экономика?
-Ребята, вы знаете, что такое экономика. Давайте попробуем разобраться вместе.
- Посмотрите, что объединяет все эти вещи? (на дополнительном столе, шкурка, ракушка, корова, перья, зерно, соль, ). Ответы детей.
- Ребята, вы сейчас очень удивитесь, но перед вами ДЕНЬГИ. (Слово на стенд)
Первые деньги, ребята, совсем были не похожи на современные деньги. В одних местах деньгами считали живой скот: овец, коров, быков. В других птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба, шкурки зверей. Люди перепробовали немало «денег», пока не пришли из металла, а позднее появились и бумажные деньги.
- Ребята, скажите, пожалуйста, зачем нам нужны деньги?
(Подвести к выводу, что деньги нужны, чтобы покупать какой-нибудь товар)
- Откуда люди берут деньги? (зарабатываем)
- Правильно, деньги мы получаем за свою работу.
Работа во все времена очень славилась и почиталась. Прославляли всегда людей, которые хорошо выполняли любую работу. В обществе всегда ценили и ценят трудолюбивых людей.
Человек может заниматься любой деятельностью т. е. работой.
- О какой деятельности говорится в этой сказке? Будьте внимательны – на доске есть подсказки. (торговля, строительство сельское хозяйство, транспорт)
- Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар ТОРГОВЛЯ
- Ниф-Ниф решил построить себе дом из соломы, Нуф-Нуф из веток и тонких прутиков, а Наф-Наф построил себе дом из кирпича. СТРОИТЕЛЬСТВО
- Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. (СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО)
- Знайка смастерил себе ракету, а Незнайка с Пончиком украдкой полетели на луну (ТРАНСПОРТ)
- Ребята, у нас с вами осталась ещё одна деятельность. Чтобы объяснить эту деятельность, которая называется ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ). Я принесла коробочку. Сейчас мы с вами поиграем и разберёмся что же это такое.
Из этой коробочки мы будем доставать разные вещи и думать это относится к промышленности или нет. Обратите внимание – промышленность это изготовление.
Дети достают: кружка – отнесём ли мы кружку к промышленности? (да она изготовлена на фабрике)
Платок ткань – будет ли это относиться к промышленности? Где изготавливают ткань? (на фабрике)
Пёсик (игрушка), цветная бумага.
Посмотрите внимательно на те понятия, которые у нас с вами на доске около слов - ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО. Перечисляем, что транспорт, сельское хозяйство, торговля, промышленность, строительство – это части экономики. Иначе ещё называют ОТРАСЛИ экономики. (Провести от каждой отрасли к экономике линию).
- Посмотрите ребята, можете ли вы сейчас сказать, что такое экономика. Вся деятельность людей это и есть экономика.
Работа над понятием
Правильно ли мы определили это понятие, точное ли оно у нас проверим с помощью дополнительной информации. У вас на партах лежат карточки, на них лексическое значение слова экономика.
Экономика – (от греческого oikos - дом, хозяйство и homes - правило, закон) Значит,
экономика - наука о хозяйстве, о правилах и законах ведения хозяйства. Экономика – хозяйственная деятельность людей.
- Откуда, думаете, я взяла толкование этого слова его лексическое значение. (толкового словаря – показать)
Работа по учебнику стр 104. Проверим по учебнику. Найдите слово экономика – прочтите пожалуйста, что такое экономика. (учебник)
- Каким может быть хозяйство? (сильным слабым, бедным богатым. большим маленьким). Значит и экономика может быть сильной и слабой.
- Отчего это зависит? (от того как работают люди)
Физкультминутка
Мы в профессии играли:
Вмиг мы лётчиками стали! (руки в стороны)
В самолете полетели. (руки вверх вниз)
Вдруг шоферами мы стали, (ходьба на месте)
Руль в руках теперь у нас (руки перед собой держим руль)
Быстро едет дружный класс. (покружились вокруг себя)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте_
Кладем ровно кирпичи, (руки перед собой, имитируем кладку кирпичей)
Раз кирпич и два и три
Строим дом мы, посмотри. (руки над головой домиком)
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите из каких частей (отраслей) состоит экономика?
Мы с вами ответили и на второй вопрос нашего плана урока.
- А кем хотите быть вы и в какой отрасли экономики будете работать?
Диагностика интереса детей к профессиям проведена заранее. Название профессий записано на карточках. Дети называют профессию, прикрепляют к отрасли и говорят где можно работать в городе или в селе.
- В народе говорят «Где родился там и пригодился». Кто из вас желает остаться и работать в нашем селе?
- Приступаем к 3 вопросу. Связаны ли отрасли между собой, как вы считаете?
- Попробуем это доказать
- Кто ребята сегодня встал утром и выпил стакан молока? Полезно ли пить молоко? Молоко – это продукт, в котором большое содержание легко усваиваемого кальция. Он укрепляет и способствует росту детских костей, а также делает здоровыми зубы. Ни в одном другом продукте нет такого количества кальция и веществ, которые способствуют его усвояемости.
Я тоже выпила стакан молока и подумала, как молоко попало ко мне на стол? Давайте и вы подумайте. Достаньте из конверта карточки. И расположите их по порядку.
- Какие же отрасли работали, чтобы я могла утром выпить стакан молока?
- Какое животное даёт молоко. Где содержат коров? (Нива с Аспа) Это самое крупное предприятие в нашем округе, входит в агрохолдинг «Ашатли» выпускает молоко, сыры, масло, сметану, йогурт. Сельское хоз-во прикрепить на доску с картинками
Подоили, а потом … - на молокозавод.
А как туда попадает? Везет машина (молоковоз) Транспорт
Молокозавод промышленность
А потом на грузовике везут в магазин. транспорт
Магазин (пакет молока) торговля
- Какой вывод можно сделать. Все отрасли взаимосвязаны. Если бы какая-то отрасль не работала, мы бы не смогли выпить стакан молока, а повара не смогли бы накормить вас вкусным обедом.
5. Обобщение, закрепление материала
А знаете ли вы, ребята, какие отрасли экономики есть у нас в округе?
Чем занимаются люди у на нас селе? Выращивают зерно, овощи, развито мясное производство
Игра «4 лишний» работа в группе
КОРОВА, КАРТОФЕЛЬ, ЯБЛОКО, ВЕЛОСИПЕД
МОЛОКО, ПЕСОК, КИРПИЧ, МОЛОТОК.
КАМЕНЬ, ПРОДАВЕЦ, ДЕНЬГИ, КАССОВЫЙ АППАРАТ,
ПЛАТЬЕ, КРУЖКА, КАПУСТА, ПЛАТОК
6. Проверка знаний
Тест Графический диктант (+, -)
Экономика – это хозяйственная деятельность людей
Изготовление сыра относится к отрасли сельского хозяйства
Отрасли экономики тесно связаны между собой
Изготовление книги относится к отрасли торговли
Первые деньги были не похожи на современные
7. Итог урока - метод 5 пальцев
1 Что понравилось?
2. Что узнали нового?
3.Какое настроение?
4. Чем помог товарищ?
5 Кому скажите спасибо?