Что такое глагол?
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Школа России
Тема: Что такое глагол?
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
научить учащихся использовать глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о словарных словах;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Дополнение и расширение имеющихся знаний о Карелии.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
Воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные:у меть определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять выбор и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Технологическая карта урока
Этап урока | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный Цель: привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, включение учащихся в деятельность. | Ах, какие здесь картины: небо, лес, трава, вода… Здесь земля на половину доброй сказке отдана. Ах, какая тут природа и какой душе простор, Доброта в глазах народа и душевный разговор. Как же приятно у меня сегодня на душе. Так и хочется сказать вам доброе здравствуйте и услышать в ответ от вас теплое … Давайте знакомиться меня зовут Татьяна Владимировна. Шепните мне каждый свое имя навстречу. Спасибо. Ребята, скажите, пожалуйста, каким общим словом можно объединить и музыку, которую вы услышали, и изображения на экране, и мои стихи? Есть версии у вас? Давайте вместе прочитаем это слово. Карелия. Послушайте, как оно звучит, словно музыка. | Ф | Читает стихи. Приветствует обучающихся. | Просмотр слайдов. Приветствуют учителя Слушают учителя. | Регулятивные: Прививать интерес к познавательной деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. - Настраивать на сотрудничество с учителем. |
Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
| Предлагаю, записать его себе в тетрадь. Но такое красивое и родное слово и записать хочется по особенному. Посмотрите, как у меня получилось. А заметили ли вы какую- то закономерность в написании слова Карелия? Как вы думаете, почему оно написано с заглавной буквы? Давайте, пропишем вместе с вами в воздухе. Минутка чистописания. Но перед тем, как мы будем писать, нужно размять наши пальчики, подготовить их к работе. Наши руки сжались тесно. Что такое? Интересно? В руки мы бинокль возьмём А потом их развернём. Раз, два, три, четыре, пять. Будем с лёгкостью писать Открываем тетрадь и записываем число, классная работа. Прописываем слово Карелия 1 раз. Кто закончил, выполняет массаж рук, греем, гладим, дуем. Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие по одному из самых больших озер Карелии. Прочитайте название этого озера - Онежское озеро. А поплывем мы на особой лодке, которая изготавливалась в карельских деревнях -кижанка. Вдалеке показались 2 острова. Да, на них живут слова. Это острова - части речи. Посмотрите как 1 остров? Имя Существительное. На нем и слова уже поселились. Прочитайте. Город, лягушка, алфавит, говорить, окно, лисица. Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) | Ф И | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Указывает объект наблюдения Произносят словарные слова орфоэпически и орфографически, если требуется корректируют. Обобщают свои знания об имени существительном | Совершенствуют свои каллиграфические навыки Работают в тетради. Обосновывают выбор написания. Вставляют пропущенные буквы в словах.
| Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. - умение оформлять свои мысли в устной речи Познавательные: - постановка и решение проблемы; - поиск и выделение необходимой информации Умение работать с орфограммами. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Вспомните какие слова называют существительными? Найдите лишнее слово на острове. Почему это слово лишнее? Давайте, определим тему нашего урока, сложите слово из первых букв, записанных вами слов. Что у вас получилось? Знаете ли вы что такое глагол?А вам хотелось бы узнать про эту часть речи? Познакомиться с глаголом - это будет цель нашего урока. Возьмите на парте таблицы фиолетового цвета. Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке. Поставьте +, если вы считаете, что мы сегодня на уроке ставим перед собой такую задачу. И -, если нет. - Откройте учебник на с 68 и прочитайте тему урока. Верно ли мы ее определили?
| Ф, П И | Организует подводящий диалог, уточняет правило Дает образец короткого доказательства | Обобщают свои знания об имени существительном Формулируют тему и задачу урока.
| Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. | Прочитайте правило на с. 68 Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? Так как же будет называться наш второй остров, куда мы поселим слово говорить? Предлагаю вам добавить жителей на остров с названием Глагол. Сейчас мы будем работать в группах. У вас на парте две карточки. Одно из слов является глаголом. Найдите его. Докажите свой выбор. По какому признаку мы заселили слова на остров ? Физкультминутка игра «Прачки», которая предполагает выполнение ритмичных движений детьми в сопровождении рифмы: К длинной реченьке мы шли И бельё с собой несли. Мы бельё в воде мочили, Палкой дружно колотили. Просушили на верёвке Наши чистые обновки. Продолжая путешествие по Онежскому озеру, просто необходимо заглянуть еще на один остров. Что это за остров нам поможет узнать один предмет. Его название есть среди слов, записанных на доске. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. Постарайтесь собрать как можно больше информации об этом слове, и лишь потом называйте его. На доске: топор, морошка, кантеле, дерево. Топор. Что обозначает это слово? Запишите себе в тетрадь это слово. Поставьте ударение. Есть ли в слове орфограмма? Какая? Как проверить? Как называется такое слово? Подчеркните карандашом орфограмму. Мы познакомились с новым словарным словом Топор. Карелия, Онежское озеро, остров, топор... Кто уже догадался, что это за чудесный остров, музей под открытым небом? Перед нами остров Кижи, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений. Он является известен всему миру. 2022 год посвящен культурному наследию народов России и остров Кижи по праву можно назвать восьмым чудом света. А более подробно об этом чудесном острове мы поговорим на каком уроке … ? | И Г, Ф | Работа с учебником. Проводит инструктаж обучающихся по работе в группе. Организует выступление групп, обмен мнениями Помещает слова Выполняют движения. включение нового словарного слова в письменную речь учащихся. | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Умение работать с учебником. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Выявлять отличительные особенности объектов(предметов), на основе анализа делать выводы Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Формирование чувсва любви и интереса к истории родного края. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Ребята посмотрите на дату которую мы записали в начале урока. Сегодня 1 марта. Что вы можете сказать про этот день? К нам в Карелию весна не торопится, а уже так хочется тепла и весеннего солнышка. Посмотрите, я сочинила текст о весне, но что-то он мне не очень нравится. Какой-то неживой он получается. Поможете мне оживить текст? Возьмите на парте 2 зеленые карточки. Прочитайте слова для справок. Что вы можете о них сказать? Какой частью речи они являются? Почему? Обсудите с соседом по парте, куда вы вставите слова, чтобы получился текст. Впишите каждый себе слова в карточки. Кто прочитает 1 предложение? 2? И т.д. Да, с глаголами текст стал живым, интересным. Давайте, немного пофантазируем. «Что, если…?» Что если глаголы исчезнут из нашей речи? Что если в мире не будет никаких действий, всё остановится? (Жизнь на земле остановиться.) Сегодня мы начали знакомиться с новой часть речи - глаголом. Давайте попробуем поиграть выполнить упражнение “Верно- неверно” и узнаем, что вы уже запомнили о глаголе. Задание «Верные и неверные утверждения». (выполняем на уроке или забирают с собой для актуализации знаний на следующем уроке) Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности. Глагол – это признак предмета; (Если вы согласны с утверждением нарисуйте рядом зелёный кружок, если нет красный). (3 вопроса № 2,4,6. ) | П Ф | Организация психофизической тренировки Организует выполнение работы в группах. Направляет на рассуждение, выражение своих мыслей. | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями Выполняют работу в карточках. Взаимопроверку | Коммуникативные: - умение работать в группах, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Вот и подошло к концу наше путешествие по Онежскому озеру. На память о нем, я хочу подарить вам изображение Преображенской церкви, которая расположена на острове Кижи. Здесь же написано домашнее задание. Вы можете выбрать себе то задание, которое как вы считаете, вам больше по силам. В задании под красным кружком необходимо придумать свое продолжение легенды о зодчем Несторе (3-4 предложения). Для этого используйте глаголы для справок. В задании под зеленым кружком, найдите в тексте о чудо-острове глаголы, подчеркните их. | Ф | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к заданиям. | | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Давайте вспомним, какие задачи, мы ставили перед собой вначале урока. Если вы считаете, что задача нами решена - поставьте +, если нет ,то -. Может у кого- то отличаются знаки в начале урока и в конце? Вот и подошел урок к концу. С каким настроением вы закончили сегодня работу? Ничего мне не говорите. Возьмите лодочку- кижанку и отправьте ее туда, куда вам захотелось. Пройдите на свои мета. Посмотрите, как смело ваши кижанки отправились в плаванье. Спасибо вам за урок и до новых встреч. | Ф И | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
7
Ирина Владимировна Казарцева