12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Доможакова ЕН42
Люблю читать, особенно фантастику
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Доможакова Елена Николаевна,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №2


Тема классного часа: Что такое коррупция?

Цель:  повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

1.Образовательная: дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции;

2.Развивающая: расширять кругозор учащихся, развитие антикоррупционного сознания;

3.Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.

 Возрастная аудитория:  9-11 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: работа в группах.

Оборудование: мультимедиа с ПК, презентация,  карточки с ситуациями, чистые листы формата А4, маркеры или фломастеры, подготовленные заранее. 

Ход мероприятия

I. Организация класса.(1 мин.)

2.Постановка цели урока (2 мин.) Мотивация. Введение в проблему.

Вы сейчас услышите басню Крылова. Назовите тему нашего классного часа, когда прослушаете её.

Басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» –
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько». –
«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,— 
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Итак, о чем мы сегодня будем говорить. Кто – нибудь догадался?

Да, сегодня у нас пойдет разговор о взяточничестве или коррупции.

3. Изучение нового материала (25мин.)

Коррупция – есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам.

Как вы понимаете это слово? Что такое коррупция?

Поделимся на 2 группы.

Задание 1. Мозговой штурм.

Что вы понимаете под словом коррупции? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (один из учеников из каждой группы называет своё слово и пишет их на доске столбиком: произвол, взятка, власть, подкуп, чиновники, МВД, карман и т.д.)

Слово «коррупция»  произошло от  латинского corruptio — подкуп, порча, упадок.

Коррупция   — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее  законодательству и моральным установкам.

Как говорит народная мудрость - «Там, где нет корысти - нет и греха», «Корысть – рождает зависть».

Задание 2 Работа в группах.

Коррупция – это большая проблема современного общества. У каждой проблемы есть свои причины. Назовите причины коррупции.

На листах формата А 4 написать причины (работа в группах).

Ответы учеников:

Причины коррупции:

Зарплата государственных служащих не устраивает их

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

Неразвитость институтов гражданского общества

 Таким образом, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и имеет различные формы и виды. Давайте посмотрим, что говорит закон. 

Слайд 1. Согласно  Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008г. «О противодействии коррупции», мы можем увидеть следующее определение коррупции. «Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц».

 Слайд 2. С какого времени существует коррупция? Обратимся к истории.

В России коррупция появилась еще в древности. Это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. Первые упоминания о коррупции, мы можем увидеть в русских летописях. Она определяется понятием «мздоимство».

 Слайд 3. Впервые законодательно было ограничено коррупционная деятельность при царствовании Ивана III. 1556 г. – отмена кормления. Что такое кормление? (отвечают ученики обоих групп)

Кормление - система жалования должностных лиц за счет местного населения.

 Слайд 4. Во время правления Ивана IV, впервые  была введена смертная казнь в наказание  за чрезмерность во взятках. 

Слайд 5.  Петр 1 грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которую можно купить будет веревку, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр 1 махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!»

Слайд 6. При  Александре II впервые в России было введено декларирование имущества государственных служащих.

Слайд 7. В 1918 г. по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. А в 1922 г. по Уголовному кодексу за взяточничество приговаривали к расстрелу. В 1957 г. - официальная борьба с коррупцией была приостановлена, так как она считалась редким явлением. Однако из курса истории мы знаем, что в 70-80 е гг. XX в. коррупция достигла своего апогея. Попытка искоренения её была предпринята Андроповым, но после его смерти следующие правители с коррупцией не боролись.

Слайд 8. С 2004 года по инициативе ООН 9 декабря отмечается как «Международный день по борьбе с коррупции». 

4 Закрепление изученного материала.( 9мин.)

Задание на карточках.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Задание 1.Это коррупция или нет?

1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается (коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа).

2. Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие. (коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара) .

3. Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника (Согласно Уголовному кодексу РФ это не коррупция)

4. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается. ( Случай пограничен. Врач принимает деньги или услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция. Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное).

Задание 2. Ответьте на вопросы:
1.
Каковы причины распространение коррупции? 
2.
Для борьбы с коррупцией был создан МОО Комитет по борьбе с коррупцией, чем он занимается?

3. Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки?

4. Почему в России не удалось победить коррупцию на протяжении нескольких столетий?

5. Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны?

6. Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий?

5.  Подведение итогов занятия.(1мин.)

Таким образом,  коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого!

6. Рефлексия.(2мин.)

- Подведем итоги. Можно ли брать взятку, если ты за свою работу получаешь зарплату? Принесут ли счастье легкие деньги?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.