Конспект классного часа для учащихся 5 класса с интеллектуальной недостаточностью «Что такое "добро"?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Выполнила: классный руководитель
Мартышова Екатерина Николаевна
д. Большие Круты
2016 г.
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о «добре», качествах доброго человека, значении проявления доброты к окружающим.
Задачи:
Образовательная: выяснить смысл понятий «добро», «добродушный», «добросердечный», «добродушный», «добросовестный», «доброжелательный»; вспомнить качества, характерные для доброго человека.
Воспитательная: способствовать воспитанию положительных качеств личности, стремления быть добрыми людьми и совершать добрые дела.
Развивающая: развитие умения у учащихся вести рассуждения, способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: интерактивная доска, презентация PP, серединка и лепестки для цветка с качествами доброго человека, качества доброго человека на листах, мяч.
Ход классного часа
Вводный этап
Учитель: Дорогие ребята! Оглянитесь вокруг: светит солнышко, на улице белым-бело, деревья за окном одеты в теплые пушистые шубы, снег красиво искрится, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу! Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
Учитель: Сейчас мы прослушаем фрагмент одной песни, слова которой связаны с темой нашего классного часа. А затем подумаем - о чем же мы будем говорить сегодня.
(Слушают фрагмент песни «Дорогою добра»)
Учитель: О чем эта песня?
Дети: о доброте.
Правильно. Сегодня у нас необычный классный час, а час или урок доброты. Посмотрите, на доску - это цветок Доброты. Но у него еще нет лепестков. Каждый лепесток нашего цветка – это качество доброго человека. Наша задача выяснить эти качества в ходе классного часа.
Основная часть
Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!
А как вы думаете, что же такое доброта?
Дети: отвечают.
Учитель: А как вы думаете, где живет доброта?
Дети: В сердце человека, в его душе.
Учитель: верно. Не зря о добрых людях говорят «У него доброе сердце», «У него добрая душа».
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, – спросишь, ты, –
В доме столько доброты?
-Откуда в доме доброта? Кто приносит доброту в ваш дом?
Дети: родители и мы сами.
А как вы проявляете свою доброту к родителям?
Дети: помогаем по хозяйству; дарим подарки, сделанные своими руками на праздники; говорим ласковые слова, любим их.
Учитель: А как ваши родители проявляют доброту к вам?
Дети: заботятся о нас, любят, ласково называют.
Учитель: Итак, первый лепесток нашего цветка Доброты – любовь к ближнему.
Давайте прикрепим к нашему цветку первый лепесток.
Дети: один из учащихся прикрепляет к цветку на доске лепесток.
Учитель: А в каких словах живет добро? Давайте вспомним слова, где есть слово «добро», например «доброжелательный».
Дети: называют слова, по одному вывешивают их на доску и объясняют смысл каждого, либо когда оно используется.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ
ДОБРОДУШНЫЙ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ
Учитель: Добрый человек никогда не оставит другого человека в беде, отзовется на призыв о помощи.
Как вы думаете, как называется это качество?
Дети: отзывчивость.
Учитель: верно.
Давайте прикрепим второй лепесток к нашему цветку.
Дети: один из учащихся прикрепляет к цветку на доске лепесток.
Учитель: Говорят, что «слово лечит». Добрый человек знает много хороших добрых слов, которые часто называют «волшебными словами». А вы их знаете?
Дети: да.
Учитель: вот сейчас мы это и узнаем и немного отдохнем.
Игра-физкультминутка «Вежливые слова»
Сейчас мы поиграем в мяч. Я буду читать текст, а тот кому я кину мяч, должен будет его поймать и продолжить предложение, в котором пропущено вежливое слово.
Текст
Ехал мальчик Вова в автобусе. Увидел он знакомую бабушку из пятого дома и сказал:
Дети: Здравствуйте.
Бабушка была с маленькой девочкой. Вова встал с места и сказал:
Дети: садитесь, пожалуйста.
Бабушка поблагодарила и ответила …
Дети: спасибо.
Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперед.
Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал…
Дети: простите.
Учитель: Молодцы, ребята! С заданием вы справились. А как называют человека, который знает и применяет такие вежливые слова?
Дети: Вежливым.
Учитель: Верно. Итак, третий лепесток нашего цветка Доброты – вежливость. Ведь добрый человек всегда вежлив со всеми.
Давайте прикрепим третий лепесток.
Дети: один из учащихся прикрепляет к цветку на доске лепесток.
Учитель: Ребята, как вы считаете, можно ли по лицу человека определить: добрый он или злой?
Дети: да.
Учитель: давайте поиграем в игру «Лица».
Игра «Лица»
Я вам на доске показываю рисунок лица человека, а вы попробуйте угадать какой это человек – добрый или злой? И почему вы так думаете.
Учитель: молодцы, ребята.
А теперь давайте нарисуем лицо доброго человека. Каждый по очереди подходит и рисует какую-то одну часть лица, например, овал лица, глаза, нос, губы, брови. Но для начала давайте подумаем, какое выражение лица должно быть у доброго человека?
Дети: улыбающееся.
Правильно, добрый человек всегда улыбается.
Дети: по очереди рисуют части лица доброго человека.
Учитель: Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, подарим друг другу частичку своей доброты.
Итак, четвертый лепесток нашего цветка доброты – улыбка. Только добрые люди могут дарить другим людям свою улыбку.
Дети: один из учащихся прикрепляет к цветку на доске лепесток.
Учитель: Вы любите сказки? Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Игра «Сказочные герои»
Я буду на доске показывать сказочного героя, а вы должны будете угадать как его зовут и какой он - добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что больше на Земле добра или зла?
Дети: добра.
Учитель: А как можно победить зло?
Дети: Правильно, надо всегда быть всем вместе, т.е. уметь дружить.
А вы умеете дружить? Об этом мы сейчас и расскажем.
- Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
- Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
- Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!
- Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
- Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
- Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
- Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Итак, наш пятый лепесток цветка Доброты – умение дружить.
Дети: один из учащихся прикрепляет к цветку на доске лепесток.
Только у добрых людей много друзей. Конечно, добра на свете больше, чем зла. Так и должно быть.
Заключительный этап
Наш Урок Доброты подходит к концу. Что же такое «Доброта»? Посмотрите на наш цветок Доброты.
Дети:
Доброта – отзывчивость
Доброта – вежливость
Доброта – любовь к ближнему
Доброта – улыбка
Доброта – умение дружить.
А зачем нужно быть добрым?
Дети: чтобы окружающим было приятно с тобой общаться, дружить.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А для этого нужно быть отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!
Ведь доброта - это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для пользы окружающим и не во вред себе.