Урок по технологии «Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?».
Целевой блок | |
Тема | |
Педагогическая цель: | Ознакомление с симметрией; создание условий для развития творчества. |
Планируемые результаты: | Предметные: - знание средств эстетической выразительности — симметрии и асимметрии; - умение вырезать симметричные фигуры; - умение выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу. |
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - умение управлять своей познавательной деятельностью; - развитие навыков сотрудничества; - развитие познавательного интереса и учебного мотива; - развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
Метапредметные: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Познавательные: умение сравнивать изделия с критериями, выполнять анализ работы, создавать и воплощать мысленный образ в изделии, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи. | |
Инструментальный блок | |
Задачи урока: | 1.Познакомиться с понятием «симметрия» 2. Узнать, как получить симметричные детали. 3. Составить композицию из симметричных деталей. |
Тип урока: | Открытие нового знания. |
Учебно-методический комплекс: | Учебник Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» 2 кл., раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, разработанная учителем. |
Технология: | Сотрудничества, критического мышления, интерактивная, развивающего обучения. |
Организационно- деятельностный блок | |
Основные понятия: | Симметрия, ось симметрии, композиция-симметрия. |
Организация пространства: | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы. |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир, физическая культура. |
Действия обучающихся: | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. |
Диагностика результатов урока: | Подведение итогов проделанной на уроке работы с помощью системы вопросов. |
Домашнее задание: | - |
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности
2. Постановка учебной задачи
3. Учебное действие
4. Действие контроля
5. Действие самоконтроля
6. Оценка. Самооценка
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут … , и сегодня урок технологии у вас проведу я. Желаю успехов в совместной деятельности! - Для сегодняшней работы нам с вами понадобится: цветная бумага, цветной картон, простой карандаш, ножницы и клей-карандаш. Проверьте, все ли у вас на месте? - Ребята, смотрите, кто пришел к нам в класс? Принимаю хоровой ответ. - Только почему-то Маша грустная. Давайте узнаем, в чем дело. - Она говорит: «Я хотела сделать аппликацию из симметричных деталей в подарок Мишке. Для этого мне надо вырезать симметричные детали, но я не знаю, как это сделать. Ребята, помогите мне!» - Поможем Маше? Принимаю хоровой ответ. - Каких знаний ей не хватает? Обратите внимание, она указала в письме …, прочти. - Чтобы помочь Маше, определим тему урока. Какова тема нашего урока? | Приветствуют учителя. Занимают свои рабочие места. Проявляют устойчивый интерес к предстоящей деятельности. Проверяют готовность к уроку. Маша Внимательно слушают учителя. Да. Не знает, как вырезать симметричные детали. | Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения. |
Постановка учебной задачи | - Поставим цель: ознакомление с понятием … - Для реализации цели поставим задачи: МЫ: 1.познакомимся с понятием ….(симметрия); 2.узнаем, как получить……(симметричные детали); 3.составим композицию из…. (симметричных деталей). - Обозначив цель и задачи, начнем работу по плану. 1. Выяснить, что такое симметричные детали. 2. Узнать, как получают симметричные детали; 3. Составить композицию из симметричных деталей. | Симметрия, симметричные детали Симметрия. Симметричные детали. Симметричных деталей. Самостоятельно формулируют цель, задачи урока. Составляют план урока. | Метапредметные: регулятивные: формулируют цель и учебные задачи урока. Метапредметные: познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. |
Учебное действие | - Начнём! Узнаем, что же такое симметрия. В этом нам поможет учебник. Обратимся к 26-ой странице учебника - Рассмотрите рисунки. Если бабочка сложит крылья, совпадут ли крылья и узоры на них? Принимаю хоровой ответ. - Проверим ваши предположения. Возьмите бабочку, сложите ее пополам. Совпали ли крылья бабочки и узоры на них? - Можно ли сказать, что правая половинка листа дуба является отражением левой? - Проверим ваши предположения. Возьмите лист, сложите его пополам. Совпали ли правая и левая половинка листа? - Какой вывод мы можем сделать? Прочтем 1 абзац текста учебника. - Ребята, как вы поняли, какие детали называют симметричными? Не симметричными? - Вы абсолютно правы, симметрия – это пропорциональность, одинаковость в расположении частей. - Обратите внимание, как пишется слово «симметрия». Давайте произнесем его вместе. - МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ПОНЯТИЕМ «СИММЕТРИЯ»? -Возьмите в руки бабочку. Показываете наглядно на эту линию и говорите - Эта линия сгиба называется осью симметрии. Проговорим хором: «Ось симметрии» - Ребята, посмотрите. Маша вырезала симметричные детали. Вы согласны с тем, что все из них симметричны? Принимаю хоровой ответ. - У вас на столах лежат карточки. Посовещайтесь в парах и поставьте + под цифрами тех фигур, которые являются симметричными и - под цифрами тех фигур, которые несимметричны. Через минуту проверим. - Сверьте свои ответы с ответами на доске. Если ваша пара выполнила задание правильно - возьмитесь за руки и поднимите их вместе вверх. - Ребята, похоже, у Маши вновь возникла проблема. Она не может соотнести половину с целым. Поможем Маше справиться с этой задачей? Принимаю хоровой ответ. К доске выходит 1 ребенок и соотносит половину с целым, исходя из ответов учащихся, сидящих на местах, которые отвечают по цепочке. - Ребята, но Маше все же интересно, как получить симметричные детали. Мы поможем Маше узнать это? Принимаю хоровой ответ. - Как вы думаете, как же мы их получим? Изготовление детали цветка - Верно, молодцы. Возьмите квадратную заготовку и согните ее пополам. Нарисуйте на изнаночной стороне половину цветка так, чтобы после вырезания получился целый цветок. - С какой стороны нужно нарисовать цветок? - А что мы получим, если разметим со стороны срезов? - Поняли, какую ошибку можете допустить? - Перед началом резки, вспомним правила безопасной работы с ножницами. - Не держи ножницы концами вверх; - Не оставляй ножницы раскрытыми; - Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд. - С клеем: - Постарайся, чтобы клей не попадал на одежду, лицо, и особенно в глаза; - После работы плотно закрой баночку с клеем. - О чем надо помнить при вырезании, чтобы не ошибиться? - Разверните деталь. - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вырезать сразу несколько одинаковых симметричных деталей? - МЫ УЗНАЛИ, КАК ПОЛУЧИТЬ СИММЕТРИЧНЫЕ ДЕТАЛИ? - Маша рада, что вы помогли ей получить недостающие знания, чтобы сделать подарок Мишке. Она приглашает Вас сделать аппликацию вместе с ней. - Выполним аппликацию, поработав в группах по 3 человека. Петя, подсядь к Оле; Таня, подсядь к Ане. - Композицию своей аппликации вы составите самостоятельно, выбрав детали из тех, которые представлены на слайде. - У меня получилась такая композиция, у вас может получиться другая. - Посмотрите внимательно на слайд. Какие это детали? - В какой последовательности мы будем работать? - Обратите внимание на критерии оценивания вашей работы: - Детали симметричны; - Линия среза ровная; - Деталь промазана клеем полностью; - Разметка выполнена на изнаночной стороне. - Желаю вам успеха в вашей деятельности. Можете приступать к работе. - МЫ СОСТАВИЛИ КОМПОЗИЦИЮ ИЗ СИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ? | Да. Да. Нет. Нет. Крылья этой бабочки симметричны. Лист дуба не симметричен. Когда правая сторона детали является отражением левой стороны. Когда правая сторона детали не является отражением левой стороны. Повторяют хором слово «симметрия», совместно с учителем. Да. Повторяют хором. Нет. Нет. Выполняют работу в парах. Анализируют результат своей деятельности. Да. Да. Выполняют практическую работу по изготовлению симметричной детали. Со стороны линии сгиба. - 2 половины цветка. Да. Читают правила безопасной работы с ножницами с экрана. Читают правила безопасной работы с клеем с экрана. Резать надо со стороны, противоположной линии сгиба. Сложить бумагу гармошкой. Да. - Симметричные. - Свернуть; - Разметить; - Вырезать; - Развернуть; - Расположить; - Приклеить. Внимательно слушают учителя. Приступают к выполнению аппликации. Да. | Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения. Предметные: знают средства эстетической выразительности — симметрии и асимметрии. Метапредметные: познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Предметные: умеют вырезать симметричные фигуры. Метапредметные: регулятивные: оценивают свою деятельность и деятельность партнера. Предметные: умеют выполнять прием сгибания и складывания бумаги конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу. Метапредметные: коммуникативные: умеют использовать речевые средства в процессе общения. |
Действие контроля | - Какие же знания мы получили, помогая Маше создать подарок для Мишки? - Что такое симметрия? Ось симметрии? | Мы узнали что такое симметрия и ось симметрии, научились вырезать симметричные детали. | Метапредметные: коммуникативные: умеют использовать речевые средства в процессе общения. |
Действие самоконтроля | - Первая группа, выйдете, представьте свою работу. - Вторая группа, выйдете, представьте свою работу. | Сравнивают получившуюся работу с критериями. | Метапредметные: коммуникативные: умеют использовать речевые средства в процессе общения. Метапредметные: познавательные: умеют сравнивать изделия с критериями. |
Оценка. Самооценка | -….., вы получаете отметку 5. Ваша работа соответствует всем критериям, вы активно работали на уроке, при выполнении заданий не возникало трудностей. -….., вы получаете отметку 4. Ваша работа соответствует всем критериям, вы активно работали на уроке, но при выполнении заданий возникали трудности. - Замечательно! А теперь наведите порядок на своих рабочих местах. На этом урок окончен, спасибо за вашу активную работу! Встаньте. До свидания. | Оценивают свою деятельность. | Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения. Метапредметные: регулятивные: оценивают свою деятельность. |