Что такое сколиоз?

0
0
Материал опубликован 22 September

Конспект урока по окружающему миру
«Что такое сколиоз?»


Учитель: Морсина В.Е., первая квалификационная категория.


Тема: Как вырасти высоким и стройным?


Учебная задача: Какие правила надо соблюдать, чтобы вырасти высоким и стройным?


Цели:

Регулятивные УУД:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные УУД:

-учить самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;

-интерпритировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)

Личностные УУД:

-формировать способность реализовывать собственный творческий потенциал.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- учить выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.


Задачи:

Образовательные:

-знакомить учащихся с понятиями осанка, сколиоз, плоскостопие.

Развивающие:

-развивать основные навыки по профилактике нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия.

Воспитательные:

-воспитывать культуру правильной осанки.


Методы:

-частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий, исследовательский.


Формы организации педагогической деятельности:

-групповая.


Оборудование:

-муляж скелета, таблица «Сиди правильно», видеофильм «Сколиоз»,слайды: осанка, сколиоз и плоскостопие, приложения.


 План.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к деятельности.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Получение новых знаний.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Вторичное усвоение знаний.
  8. Подведение итогов.


Ход урока.

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.


2.Мотивация к деятельности.

-Эпиграфом к нашему уроку станут слова:

Я здоровье сберегу ,

Сам себе я помогу.


3.Актуализация знаний учащихся.

-Из чего состоит скелет человека?

-Какие функции он выполняет?

-Назовите основные кости скелета.


Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант 1.

1.Скелет служит­_______________(опорой тела человеку, защитой внутренних органов)

2.Важной частью скелета является ________________(позвоночник)

3.Позвоночник состоит из _______________(33 позвонков)

4.Большинство костей соединены между собой _______________(подвижными суставами)

5.Скрепляют кости________________(прочными связками)

Вариант 2.

1.Скелет состоит из ________________(полых трубчатых костей)

2.Кости обладают ценными свойствами________________(прочностью, упругостью, лёгкостью)

3.Кости человека растут до____________(18 – 25 лет)

4.У новорождённых кости _____________(мягкие и гибкие)

5. У стариков кости_____________(жёсткие, хрупкие и чаще ломаются)

- Какие функции выполняет скелет?

Вывод:

-Во всех частях тела человека есть кости. Все кости человека вместе образуют скелет, соединяющий все части тела. Скелет обеспечивает определённое положение тела в пространстве – осанку, позволяет легко двигаться, так как кости скелета соединены подвижно.

Определение темы и задачи урока.

-Ребята, посмотрите на иллюстрации ( Сиди правильно)

-Какие правила посадки вы знаете?

-Расскажите, как надо сидеть при позиции « Готов к работе».

-Покажите.

-Расскажите, как надо сидеть при позиции « Посадка при письме».

-Покажите.

-Для чего надо соблюдать эти правила?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, какая будет учебная задача урока?

(Какие правила надо соблюдать, чтобы вырасти высоким и стройным?)


4. Организация восприятия и осознания нового материала.

- Как вы думаете,  что такое осанка?

Осанка- привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбе.

При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдаётся вперёд, плечи развёрнуты и слегка опущены, живот втянут.

Показ слайда « Осанка».

Нарушение осанки ведёт к такому заболеванию как сколиоз.

Сколиоз- стойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости от нормального выпрямленного положения. Сильные сколиозы деформируют туловище, укорачивают его, из-за чего уменьшается объём грудной клетки и брюшной полости. Это существенно нарушает и ограничивает нормальную  и полноценную работу внутренних органов, а при сильных деформациях сокращает срок жизни.

Сколиоз становится причиной сутулости. Частой причиной сколиоза является мышечная слабость.

-Что такое сколиоз?

-Чем он опасен?

-Что вызывает сколиоз?

-Что надо делать, чтобы не развивался сколиоз?

Кроме позвоночника большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы суставы стопы и её форма были правильными и здоровыми. Недостатком может быть плоскостопие при котором ноги быстро устают, болят при ходьбе и даже при стоянии.


-Ребята, мы познакомились с вами, что такое осанка, сколиоз и плоскостопие. А Кристина провела социологический опрос у нашей медицинской сестры и приготовила статистику.


В школе 739 учащихся.


Заболевание

По школе

Среди 3 классов

В нашем классе

Нарушение осанки

145

8

4

Сколиоз

14

нет

нет

Плоскостопие

21

2

нет


- Из этой таблицы видно, что в нашем классе 4 ученика имеют нарушение осанки, а это может привести к заболеванию сколиозом.

-Так какая существует проблема?

(Какие правила надо соблюдать, чтобы вырасти высокими и стройными?)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём исследовательскую работу. У нас 3 группы, каждая группа получит своё задание.

1 группа.

- Скрытая камера сняла ребят во время занятий. Вы должны найти ошибки при посадке учеников. Заполнить таблицу. Ответственный заполняет общую таблицу. Сделать вывод, как нельзя сидеть на уроках и почему.

(Таблица. Приложение 1.)


2 группа.

- Вы исследуете свои ранцы. Соответствует их вес санитарным требованиям или нет. Ответственный заполняет общую таблицу.

( Таблица. Приложение 2.)


3 группа.

Вам даны  справочники и тексты, вы должны из них  составить правила по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. Записать их на листочках.


Практическая работа.


Слушаем 1 группу.


Ученик

Наклон головы

Положение рук

Положение ног

Положение спины

Ксения Ж.

+

+

-

+

Гузель Ш.

+

-

+

+

Ксения М.

+

-

+

+

Айлина Т.

-

-

-

-

Юля Н.

+

-

-

-

Кристина И.

+

+

+

+


Вывод: Мы исследовали, как сидят ребята во время письма и пришли к выводу.(Отметить ошибки каждого ребёнка) Необходимо для здоровья соблюдать правила посадки на уроке, чтобы не было нарушения осанки и сколиоза.


Слайд. Сколиоз.


-Посмотрите ребята, как внешне выглядит ребёнок  у которого сколиоз.

- Сейчас мы посмотрим фильм « Что такое сколиоз?» Вы ответите на вопрос: к каким последствиям ведёт сколиоз?


Фильм « Что такое сколиоз?» (1 мин.)

- Каким последствиям ведёт сколиоз? ( Деформация грудной клетки, неправильная работа внутренних органов, в особенности сердца.)


Слайд. Плоскостопие.

- А теперь посмотрите на плоскостопие.

Вывод: Нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие – этому способствуют тяжёлые ранцы.

Вот 2 группа исследовала свои ранцы. Посмотрим, какие они сделали выводы.


2 группа.

-Очень важно следить за тем, чтобы вес ранца не превышал 2,5 кг. Мы исследовали 7 ранцев. Выявили следующие нарушения (лишние книги, не по расписанию, лишние предметы и т. д.) Спортивную одежду,лыжи мы оставляем в классе. Но есть проблема вторая обувь.


- А сейчас нам Юля покажет упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия. Встали. Выполняем все.

1упр. И. п.-ноги на ширине плечь, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх, встать на носочки, потянуться. Руки опустить.

2упр. «Замок сзади»

3упр. Сгибаем колени с пятки на носок.

-Сели.

-Регулярные упражнения и тренировки делают позвоночник гибким. Юля с 3 лет занимается художественной гимнастикой давайте посмотрим какой у неё гибкий позвоночник. (Под музыку Юля выполняет гимнастические упражнения.)


3 группа.

Каждый ученик читает своё правило и вывешивает на доску.

  1. При письме расстояние от глаз до тетради или книги проверить не трудно: поставить руку на локоть, кончиками пальцев коснуться виска.
  2. При посадке между грудью и столом свободно проходит ладонь.
  3. Спина должна касаться спинки стула, предплечия  до локтевого сустава лежать на столе, ноги согнуты под прямым углом.
  4. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 45 градусов и расположена не менее 30-40см  от ребёнка. При правильном положении глаза ребёнка должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть.


  1. Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить по неровной поверхности(гальке, камушкам, песку).Полезно плавать.


  1. Полезно выполнять упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы. Медленно перекатываться с носков на пятки.


  1. Обувь должна иметь жёсткий задник, фиксирующую пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра и стельку с небольшим упругим утолщением (супенатором) на внутренней стороне стопы.


  1. Важно правильное питание, пребывание на свежем воздухе, закаливание и правильный сон.



Подведение итогов.

- Оценим работу своей группы:

- работали сообща;

- работали все члены группы;

- получили общий результат труда.






















Приложение 1


Ф.И.________________________________________________


Вес (норма 2,5 кг ):


выше нормы


норма


ниже нормы


Лишние учебники:


да


нет


Лишние вещи (игрушки, еда):


да


нет






Ф.И.______________________________________________________


Посадка при письме

правильно

неправильно

Наклон головы



Положение рук



Положение ног



Положение спины







​​​​​​​
Комментарии
Комментариев пока нет.