12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пронина Евгения Сергеевна115
Активный и творческий учитель русского языка и литературы, понимающий классный руководитель и терпеливый человек.
Россия, Мордовия респ., Саранск

«Что в имени тебе моем?» (по рассказу Л.Улицкой «Капустное чудо»).

Цели деятельности педагога

Закрепить знания учеников по анализу текста; развивать навыки монологической речи; развивать навыки исследовательской работы; активизировать работу учеников в парах, развивать речь.

Тип урока

Урок с элементами исследовательской деятельности.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: уметь пересказывать текст, выделять главное в сюжете, сопоставлять результаты исследовательской деятельности с сюжетом художественного произведения.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения.

методы и формы
обучения

Работа с текстом художественного произведения; исследовательская деятельность; выразительное чтение текста; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки для рефлексии, смайлы), материал на печатной основе для заполнения таблицы «Характеристика героев».

Основные понятия

Рассказ, чудо, ономастика.









Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организа- ции
совзаимо-
действия
на уроке

УУД

1. Вступительное слово учителя


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа над произведением Людмилы Улицкой «Капустное чудо». Поэтому не будем терять времени. Пожелаем друг другу удачи и начнем.


Слушают учителя, настраивают-ся на урок.

Фронтальная








Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.





























Регулятивные: занимаются целеполаганием, постановкой учебных задач.

2. Рефлексия настроения


Беседа

- Давайте посмотрим, как вы настроены на урок. На ваших столах лежат карточки с улыбками. Поднимите тот смайлик, который более точно отражает настроение. Спасибо. В конце урока мы посмотрим, изменится ваше эмоциональное состояние или нет.


Оценивают настроение, показывают учителю смайлы.

Фронтальная

3. Проблемная ситуация, формулировка темы урока, целеполагание

Беседа

- Ребята, откроем тетради и запишем число. Сегодня двенадцатое марта. Тема урока записана на доске «Что в имени тебе моем?» (по рассказу Людмилы Улицкой «Капустное чудо»).

Совсем недавно на уроке литературы мы уже говорили о чудесах, когда анализировали рассказ … Кто вспомнит, какой? («Чудесный доктор»). Его автор? (Александр Иванович Куприн). Молодцы, ребята. А сегодня мы познакомимся с творчеством известного современного автора Людмилы Улицкой.

Ребята, посмотрите на слайд. Чей портрет изображен на нем? Как вы думаете, почему на слайде портрет поэта, а не автора рассказа? Обратите внимание на тему урока. Фраза ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ в кавычках. О чем это может говорить?

Попробуйте сформулировать цель урока? (Исследовать значение имен героев данного рассказа).

Задачи?( Анализировать рассказ, составлять характеристики героев, выразительно читать текст, проследить взаимосвязь между именами и характерами, судьбами героев).

Молодцы!




Работают со слайдом и темой урока, поддерживают диалог с учителем.

Фронтальная

4. Индивидуальное задание учащегося

(представление исследовательской работы).


Ребята, слышали ли вы до сегодняшнего урока о Людмиле Улицкой? Адушкин Витя проделал дома исследовательскую работу и сейчас поделится с нами найденной информацией об авторе.

Приблизительный ответ ученика. Приложение 1.


Выступление учащегося.


Регулятивные:

Определяют новое, делают записи в тетрадях.

5. Работа с сюжетом рассказа. Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы учителя, анализ текста.




























Выразительное чтение по ролям.

- Назовите главных героев рассказа (Ипатьева-Слониха, девочки Дуся и Оля)

- Расскажите, как девочки оказались у бабы Тани? ( \в конце 45 года, почти ночью. Отец погиб на войне. Мать – годом позже)

- Была ли рада Ипатьева тому, что девочек, у которых ближе нее никого не было, привезли ей? (нет, она подумывала отдать их в детский дом).

- Как чувствовали себя девочки в доме бабы Тани? (им было плохо, они даже не разговаривали между собой).

- После чего девочки почувствовали, что их жизнь решилась и наладилась? (после того как Ипатьева их спать на кровать, а не на пол).

- Почему она сделала это? (может быть, в ней проснулись жалость и сострадание?)

- Зачем Ипатьева дала девочкам 10 рублей? (купить капусту и морковь)

- Что случилось с сиротами? (они потеряли деньги и не надеялись на чудо. Они не знали, как сказать о случившемся Слонихе. Боялись ее. Не могли себе представить, что с ними будет дальше).

- А какое чудо произошло? (откуда ни возьмись появилась грузовая машина, груженная капустой, и к ногам девочек упало два больших кочана).

- Как вы думаете, волновалась ли Слониха за девочек, ведь по ее подсчетам они должны были вернуться?

- Давайте зачитаем этот небольшой эпизод по ролям: со слов «Ипатьевой дома не было…».

- Молодцы, ребята. А как вам кажется, в этом произведении говорится только об одном, капустном чуде? (нет, кроме чудесного появления капусты, речь идет и о другом чуде – у девочек появилась семья).


Слушают вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы друг друга.

Фронтальная

Регулятивные: слушают друг друга, исправляют и дополняют ответы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Практическая деятельность в парах (составление характеристик героев по плану).

Работа в парах (заполнение таблицы-характеристики героев).

Ребята, сейчас вам нужно поработать в парах. На ваших столах лежат листочки с таблицами. Возьмите их, подпишите и начинайте работать. Цитирование приветствуется.

План

Возраст;

Внешность;

Характер;

Поступки

Эмоциональное состояние.




Занимаются заполнением таблицы, ищут цитаты, подтверждающие суждения.















Регулятивные: контролируют выполнение действий, помогают друг другу.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: советуются, задают вопросы.


7. Проверка заполнения таблиц (по рядам).

Дают характеристику доставшимся героям, цитируют.

Дополняют ответы друг друга. Исправляют ошибки.


Регулятивные: слушают друг друга, исправляют ошибки, осознают правило контроля при коллективной работе.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно, помогают друг другу.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.




8. Защита исследовательской работы о значении имен героев.



Сообщения учеников.



Ребята, человек проносит свое имя через всю жизнь. Чтобы дать имя ребенку, родители долго размышляют, советуются и только потом принимают решение. Давайте подумаем, а как авторы выбирают имена для героев.

Наука, изучающая собственные имена называется ономастикой. Запишите в тетрадь данное определение.

Послушаем, какую информацию вы нашли об именах главных героев.

Сообщения учащихся. Приблизительные ответы. Приложение 2.






Сообщают найденную информацию о значении имен главных героев.













Регулятивные: слушают сообщения, отмечают важное.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.



9. Сопоставление найденной об именах информации с характерами и судьбами героев.




-Ребята, дома вы проделали большую исследовательскую работу. Давайте подумаем, есть ли что-то общее между значениями имен героев и их характерами, судьбами? (Предположения учеников, аргументация ответов).



Озвучивают ответы, предположения




Фронтальная.

Коммуникативные: развивают речь, приводят аргументы.

Личностные: делятся личным мнением

10. Подведение итогов урока.

Беседа.

- Ребята, с именами связано много пословиц. Можете ли вы привести примеры? (Как корабль назовешь, так он и поплывет; Не имя красит человека, а человек имя и др.).

Молодцы. Наука об именах, ономастика, возникла неспроста. Большое внимание люди уделяют значениям имен. Как вы думаете, по какому принципу родители выбирают имена для детей? (Называют в честь святых, родственников, знаменитых людей; пользуются календарем именинников; выбирают модное имя; изучают происхождение имени, его значение; пользуются астрологическим календарем и т.д.)

Молодцы, как много версий вы выдвинули. А как вы считаете, когда авторы создают произведения, имена героям даются случайно? (Нет, на примере данного рассказа мы убедились, что имена героям авторы дают обдуманно. Даже такая мелочь, как прозвище (Слониха), несет в себе большой смысл.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, приводят аргументы.

Фронтальная







Личностные: желают правильно ответить на вопросы, доказать правильность точки зрения.


11. Рефлексия.

Заполнение поля «Настроение» в листе, предназначенном для характеристики героев и рефлексии.

Ребята, вы большие молодцы. Теперь снова обратимся к листу, в котором вы работали парами, и найдем строчку с полем «Настроение». Заполните его, нарисовав тот смайлик, который наиболее точно отражает ваше эмоциональное состояние и удовлетворенность работой на уроке.

Ставят метки в листах самооценивания

Фронтальная

Личностные: выявляют настроение, анализируют активность на уроке.

12.Выставление оценок, домашнее задание


В качестве домашнего задания я предлагаю вам найти информацию о значении ваших имен и соотнести ее с вашими характерами. Вы можете оформить работу в виде презентации, иллюстраций, видеоряда и др.

Спасибо за активную работу. Можете быть свободны.

Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.