12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Методические советы организаторам по проведению работ с муравьями:

Данную методическую разработку можно применять в экологическом лагере, биологическом кружке.

Организационный момент - предварительное знакомство учителя с обследуемым участком, муравейниками.

Результаты работы будут более объективными, если наблюдения проводить с ранней весны.

Экскурсии следует проводить в погожий, солнечный день, т. к. активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.

Перед каждой экскурсией проводится вводное занятие по конкретной теме. Задача учителя не только дать дополнительные знания по биологии и экологии вида, но и помочь школьникам освоить необходимые умения: наблюдать, описывать, давать оценку, делать выводы.

Экскурсия начинается со вступительной беседы (настрой школьников на работу), проводится на месте проведения самостоятельных работ.

После беседы звеньям предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. (Карточки выполняются на плотной бумаге, размер в половину стандартного альбомного листа).

Содержание каждой инструктивной карточки включает указания к действию, которое необходимо выполнить, формулировку вопросов, на которые следует ответить, и указания по способам фиксирования результатов действия. Перед началом самостоятельной работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы.

Работу целесообразно выполнять звеньями по 2-3 человека.

Звенья расходятся к муравейникам и в течение 45-60минут обследуют их и близлежащую территорию.

По истечении отведенного времени учащиеся возвращаются в установленное место, и каждое звено отчитывается о результатах работы, сравнивая полученные данные с результатами других.

При проведении самостоятельной работы по карточкам учитель наблюдает за ходом работы, дает советы по проведению наблюдений, оказывает помощь при затруднениях.

Практика показывает, что наиболее сложный этап в самостоятельной работе учащихся – подведение итогов и обобщение всех собранных на экскурсии материалов. Вот почему после экскурсии желательно проработать с каждым звеном индивидуально, помочь ребятам проанализировать полученные данные, научить оформлять, делать выводы.

Оборудование: 1. Инструктивная карточка, планшеты с листом бумаги (на каждого школьника).

2. Рулетки, линейки, пробирки с ватными пробками, лакмусовая бумага, ручные лупы, пинцеты, карандаш, ластик, блокнот.

3. «Школьный ботанический атлас» Т. В. Асеева, В. Н. Тихомиров.

Инструкция по технике безопасности при работе с муравьями.

1.Нельзя наклоняться над муравейником, муравьи могут выбрасывать муравьиную кислоту на расстояние до 40см.

2.Рукава должны быть застегнуты, брюки заправлены в носки или выпущены поверх сапог и завязаны у щиколоток.

3.Особое внимание-недопустимость вытаптывания муравьиных троп и повреждения муравейника. Это может привести к тому, что муравьиная семья покинет свое гнездо.

4.Наблюдение проводит звено из 2-3 человек

5.Если кислота все-таки попала в глаза, их следует немедленно промыть холодной водой. При укусах или попадании кислоты на тело пораженное место желательно промыть водой или слабым раствором питьевой соды. Ни в коем случае места укусов не следует расчесывать.

6.После работы внимательно осмотреть одежду и открытые части друг друга

(во избежании попадания на тело муравьев и клещей).

Экскурсию следует проводить в погожий день, т. к. активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.

Инструктивная карточка

«ЖИЗНЬ МУРАВЬИНОЙ СЕМЬИ».

Цель - познакомить школьников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных,

- познакомить с составом муравьиной семьи,

- профессиями муравьев.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, пробирки, вата, линейка, синея лакмусовая бумага, пинцет.

Задания:

Приглянитесь внимательно к куполу муравейника. Понаблюдайте за поведением муравьев. Чем они заняты?

Отловите и поместите в пробирку по 5 особей муравьев, занимающихся различной деятельностью.

Внимательно рассмотрите их размеры, форму тела, особенности строения. Данные занесите в таблицу.

Вид деятельности муравья

Особенности его внешнего строения

   
   

Проверьте близко над поверхностью муравейника руками, взмахните веточкой или просто подуйте на муравейник. Понаблюдайте за поведением муравьев.

Подержите над растревоженным муравейником синюю лакмусовую бумажку. Понаблюдайте за изменением ее окраски. Чем это можно объяснить?

Посадите муравья себе на руку, пораздрожайте его травинкой. Что вы ощущаете при этом? Как вы это можете объяснить? Какое значение такое поведение муравья играет в его жизни, жизни всей муравьиной семьи?

Инструктивная карточка

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПИТАНИЕМ И УЧЁТОМ КОРМА».

Цель: - изучить способы питания муравьев,

- состав корма,

- пронаблюдать симбиоз между муравьями и тлёй,

- продолжить знакомство с «профессиями» муравьев.

Особое внимание надо обратить на недопустимость вытаптывания муравьиных троп.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, рулетка, пробирки, вата.

Задания:

Составьте план местности, на котором расположен обследуемый муравейник.

Приглядитесь к муравейнику. Обратите внимание на движение муравьев возле него. Определите основные направления движения муравьев. Нанесите эти направления на план местности.

Подсчитайте количество троп, отходящих от муравейника, определите их протяженность.

Понаблюдайте за муравьями, передвигающимися по тропам. Посмотрите, что несут в муравейник. Сравните размер ноши с размером самого муравья.

Установите, чем питаются муравьи. Для этого в течение 10мин. Подсчитайте количество пищевых объектов, доставляемых в муравейник. Соберите их, данные запишите в таблицу:

Название объекта (растения, животные их видовой состав)

Количество объектов

   

Дома сделайте расчет о часовом, суточном, недельном, месячном рационе муравьев, на основе сделанного заключения сформируйте вывод о роли муравьев в лесу.

Изучите видовой состав растений, произрастающих на пробной площадке (размер 50х50см) в непосредственной близости от муравейника. Данные занесите в таблицу:

 

Название растений

Количество на пробной площадке

   

Сделайте вывод. Какое значение имеют в распространении семян?

7. Отыщите поблизости от муравейника колонии тлей. Найдите в них муравьев. Вооружитесь лупой, понаблюдайте за их действиями. Отловите несколько муравьев, возвращающихся от колонии тлей, поместите их в пробирку. Внимательно рассмотрите их внешний вид, обратите особое внимание на размеры брюшка, окраску.

Ответьте на вопросы: - Как можно охарактеризовать отношения муравьев и тлей? - Какое значение имеет симбиоз для муравьев? Тлей? - Какой вывод можно сделать о характере взаимоотношений муравьев с другими организмами?

Отчет иллюстрируется рисунками растений; семенами, которыми питаются муравьи; насекомых, которыми они питаются; планом местности, на котором расположен муравейник.

Инструктивная карточка

« ОПИСАНИЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ НАДЗЕМНЫХ

МУРАВЬИНЫХ ГНЕЗД».

Цель: - познакомить учащихся со строением муравьиных гнезд,

- научить измерять объемы надземной части муравейника,

- научить производить подсчет количества строительного материала,

- познакомить с типами муравейника,

- познакомить с формами расселения муравьев,

- познакомить с ограждениями муравейника.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, рулетка, пинцет.

Задания:

 

Внимательно рассмотрите муравейник, обратите внимание на его расположение.

Измерьте размеры муравейника, определите его высоту и диаметр (рис.10). Данные измерения занесите в дневник.

Рассмотрите наземную часть – купол муравейника. Определите его форму (рис.11). Измерьте крутизну склона. Определите зависимость между крутизной склона и количеством падающего на него света.

Зарисуйте муравейник и ответьте на вопросы: - Почему муравьи часто устраивают свое гнездо у пня или ствола дерева? - Как по месторасположение муравейника можно определить стороны света? - Как по форме купола муравейника и крутизне его склона сделать прогноз о погоде в данный сезон?

Поместите муравья из одного муравейника в другой. Понаблюдайте за его поведением. Сделайте вывод.

По таблице объема определите, возможно ли этого муравейника. Сделайте выводы.

Отметьте на карте – схеме повреждения муравейников и их характер: разрушен частично, на половину и т. д.

Инструктивная карточка

« ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА МУРАВЬЕВ»

Цель: - научить учащихся работать с живыми объектами,

- продолжить навыки работы с определителем,

- познакомить с видами муравьев,

- привитие бережного отношения к насекомым.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, вата, пробирки, бинокуляр.

Задания:

Возьмите в пробирки несколько различных особей для определения.

Внимательно рассмотрите муравья в лупу. Найдите четыре отдела тела: голова, грудь, стебелек, брюшко (рис. 2).

Рассмотрите голову сверху и, сравнивая с рисунком, найдите усики, жвалы, наличник, глаза и глазки.

Рассмотрите грудь сбоку и так же сравните с рисунком.

Особое внимание обратите на форму эпинотума: у этих муравьев его верхняя поверхность приблизительно равна задней, а между эпинотумом и средней грудью в профиль заметна выемка (рис.3).

Рассмотрите ноги и найдите бедро, голень и лапку.

Особенно внимательно рассмотрите стебелек (разных сторон) и обратите внимание на его форму: к верху он расширяется, и становиться плоским, похожим на чешуйку. Такая форма стебелька характерна для большинства представителей формиции (рыжих лесных муравьев).

Теперь нужно выяснить, какой из четырех видов рыжих лесных муравьев вы обнаружили

Для начала рассмотрите затылочный край головы сверху (рис.2, 4), постарайтесь найти полустоящие или отстоящие волоски на затылочном крае (волоски лучше видны, если муравей освещен солнцем). Если имеется более 6 волосков и они хорошо заметны, то это – волосистый лесной муравей, а если волоски мало заметны, то это – северный лесной муравей. Часто у этих муравьев на спине имеются лишь единичные волоски. У двух видов – обыкновенного лесного муравья и малого лесного муравья волоски на затылочном крае головы отсутствуют. Различают эти виды по опушению спинки: у обыкновенного лесного муравья имеется не менее 10 пар отстоящих волосков, а у малого лесного муравья спина либо голая, либо на ней имеются лишь одиночные волоски (менее 10 пар).

Таким образом, определив один вид, можно путем сравнения узнать, какие еще

виды встречаются на обследуемой территории.

Зарисуйте муравья, опишите. Сделайте выводы.

Оформите данный вид в коллекцию. Чаще всего встречаются обыкновенный лесной муравей и северный лесной муравей.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.