Выступление педагога организатора «Взаимодействие педагога-организатора с участниками воспитательного процесса»
«Взаимодействие педагога - организатора с участниками воспитательного процесса»
Педагогическое взаимодействие - это открытая система совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов и личностному росту всех его участников.
Педагогическое взаимодействие - это часть образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствуют формированию познавательной активности личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в детском коллективе.
Прежде чем приступить к теме о взаимодействии педагога – организатора с участниками воспитательного процесса, я бы хотела напомнить, что в соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения школьников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной деятельности.
Объекты взаимодействия педагога – организатора – учащиеся ГОКУ СКШ № 11 города Иркутска, родители, классные руководители, воспитатели, психологи, логопеды, учителя – предметники.
Начнем с первого объекта: учащиеся ГОКУ СКШ № 11 города Иркутска
Направления деятельности:
1. Интеллектуально-познавательное.
Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
Формы работы:
экскурсии в музеи города, библиотеки, театры;
конкурсы «Ученик года», «Лучший класс»;
традиционные праздники («День знаний», «Праздник для учителя», «9 мая» и т.д.);
- интеллектуальные игры.
- отдельная форма взаимодействия:
Организация школьного ученического самоуправления:
Ученическое самоуправление — форма организации коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Формы работы:
Школьные рейды;
Конкурс «Лучший класс»;
Участие в общешкольных мероприятиях;
Организация выставок творческих работ;
Результативное участие в областном конкурсе «Лидер ученического самоуправления».
2. Гражданско-правовое и военно-патриотическое
Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности, а также формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.
Формы работы:
Акция «Я – Гражданин России!»;
Традиционные праздники:
23 февраля «Мы – патриоты нашей Родины»
Смотр строя и песни
9 мая:
Творческий концерт «С Днем Победы»;
Рисунки на асфальте «Салют Победы»;
Выставки рисунков, творческих работ:
«Ни что не забыто…», «Пусть всегда будет мир» и т.д.;
Конкурс чтецов;
Конкурс сочинений;
Организация проектов: «Маленькие герои Большой войны», «У войны не женское лицо…» и т.д.
конкурсные игровые программы по соблюдению правил дорожного движения (отряд ЮИД)
3. Нравственно-эстетическое, трудовое
Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.
Формы работы:
традиционный праздник «День знаний», «С днем рождения, школа», «День пожилого человека», «День Матери», «Рождество» и т.д.;
занятия в кружке дополнительного образования «Декоративно – прикладное творчество»;
участие в творческих концертах, тематических праздниках;
выставки творческих работ;
акции «Чистый двор», «Чистый класс» и т.д.
5. Спортивно-оздоровительное.
Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.
Формы работы:
Праздник «Неделя спорта и здоровья»;
Спортивный праздник – соревнование.
2 объект взаимодействия: Родители
Цель: создать условия для повышения педагогической культуры родителей, семейного общения через участие в творческих мероприятиях учреждения.
Формы работы:
индивидуальные (консультации и беседы для родителей);
массовые (традиционные творческие праздники семьи (Дню Матери), новогодние праздники, День защитников Отечества, Международный женский день 8Марта, Праздник Победы, семейные спортивные праздники и фестивали семей).
3 объект взаимодействия: классные руководители и воспитатели
Формы взаимодействия классного руководителя и воспитателя с педагогом- организатором в нашем образовательном учреждении носят разнообразный характер: начиная с беседы в конце учебного года на методическом объединении для классных руководителей и воспитателей по вопросу планирования коллективных творческих дел.
Далее в начале учебного года педагог- организатор совместно с классными руководителями проводят организационную встречу-беседу с классом, где обсуждается план подготовки предстоящего дела.
На педагогическом совете педагогом- организатором доводится план мероприятий на год, затем на общем стенде вывешивается план работы на каждый месяц.
Один раз в четверть совместно с классными руководителями и воспитателями подводятся итоги конкурса «Лучший класс».
Тесное сотрудничество с классными руководителями и воспитателями позволяют общими усилиями разрешать многие вопросы, касающиеся формы одежды, успеваемости и предстоящих дел в школе согласно тематическому периоду. Также в нашей школе есть и такая форма взаимодействия: это интегрированные занятия (то есть проведение занятий совместно с классным руководителем и воспитателем ).
4 объект взаимодействия: педагоги- психологи, учителя – логопеды и учителя русского языка и литературы:
Формы взаимодействия:
беседы, консультации;
совместная подготовка участников, а также подведение итогов конкурса чтецов, (около 4 школьных конкурсов);
совместная подготовка участников областных фестивалей «Талантлив каждый», «Народы Прибайкалья» и т.д.
театрализованные представления (помощь в подготовке и проведении);
работа жюри.
5 объект взаимодействия: учителя- предметники, социальный педагог:
Учитель музыки:
Начнем с того, что музыка- это могучий источник мысли.
Не одно школьное творческое мероприятие не обходится без учителя музыки.
Формы взаимодействия:
Беседы, консультации;
Интегрированные занятия;
Активная помощь в подготовке тематических праздников, театрализованных представлений;
Совместное проведение творческих, музыкальных гостиных (литературные гостиные);
Помощь в подготовке участников областных и городских конкурсах, фестивалях.
Учителя предметники:
Формы взаимодействия:
Беседы, консультации;
Творческое взаимодействие в традиционных праздниках («День знаний», «День учителя», «День матери», «8 марта», «9 Мая», «Последний звонок»);
Совместная подготовка участников областных конкурсах- фестивалей.
Социальный педагог
Формы взаимодействия:
- беседы, консультации;
• Акция «Я – Гражданин России!»;
• конкурсные игровые программы по соблюдению правил дорожного движения (отряд ЮИД)
Коллективное творческое дело – важнейшая форма работы в нашей школе, через которое ученик имеет возможность раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки и стать активным помощником всем участникам воспитательного процесса.
Свой материал из опыта работы педагога-организатора хочется завершить словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество».