Урок «Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?» (МХК в 9 классе)

4
1
Материал опубликован 5 February 2018 в группе

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

Урок искусства в 9 классе

Цели урока: дать представление о знаниях, которые получают учёные с помощью живописи, музыки, литературы и других видов и жанров искусства; познакомить учащихся с объектами искусства, повлиявшими на науку и открытия, научить определять их в произведениях искусства, указывать роль данных примеров для научного знания; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию творческого мышления

Эвелин де Морган. Кассандра

 

1.Организационный момент

2. Вступление учителя

Выражение  «пророчество Кассандры» стало  иносказательным. Известно ли вам, чем была известна эта прорицательница? Послушаем рассказ о Кассандре. (Сообщение подготовленного учащегося).

Так  же  порой  происходит  и  с  произведениями  искусства  и  литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным  даром  предсказывать  будущее,  но  им  редко  верят,  несмотря  на то,  что  их  предсказания  сбываются.

3 Дар предвосхищения.

Поскольку  художественное  мышление  лучше,  чем  у  других  людей,  развито  у  художников,  композиторов, писателей —  людей,  чьей  профессией является  творческое  достраивание  реальности,  именно  они  чаще  всего  и делают  удивительные  прогнозы,  которые  часто  через  какое-то  время  сбываются.
Произведения  искусства  не  раз предвосхищали  исторические  события,  научные  открытия, развитие  технического  прогресса  и  др

Можете ли вы привести примеры, когда искусство предвосхищает будущее?( Учащиеся говорят о сказках, фантастике). Значит, энергия искусства  пробуждает  чувства  и  сознание, и авторов  произведений,  и  людей,  их  воспринимающих.

Не  менее  важны  произведения  искусства,  в  которых  авторы,  остро  чувствуя  свое время,  предвидят  его  дальнейшее  развитие и  стремятся предупредить  людей  о  социальных  и  политических  опасностях,  заставить их  быть  терпимее,  внимательнее,  добрее  и сдержаннее.

Задание 1 Рассмотрите иллюстрации.
• Вспомните  сказки, народные предания,  легенды, персонажи  которых предвосхитили  явления и события  будущего.

• Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория,  олицетворение — на примере известных  вам  произведений  разных  видов  искусства.

(Волшебные предметы, помогающие героям сказок, предсказали появление машин, самолёта, мультиварки, телевизора и других бытовых предметов)



4. Какие знания даёт искусство? Попробуем ответить на этот вопрос, используя следующие знания.
В  истории  человечества  искусство не  раз  открывало  знания,  имеющие научное  значение.  Например,  художник  XVIII  в.  Ж.-Э. Лиотар  в  картине «Шоколадница»  разложил  свет  по  законам,  в  то  время  еще  неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж.  Верн  в  романе  «20  тысяч  лье  под водой»  предсказал  появление  подводной  лодки,  а  русский  писатель  XX  в. А. Толстой  в  романе  «Гиперболоид  инженера  Гарина» —  появление  лазера. Художник  В.  Кандинский,  разработав  теорию  влияния  цвета  на  эмоции человека,  приблизился  к  решению  задач  современной  психологии  и  артерапии  (исцеления  искусством).


 


Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения  французского  художника  В. ван  Гога,  утверждают, что  своеобразная,  будто  хаотично  закольцованная манера  письма  художника,  не  что  иное, как  распределение  яркости,  соответствующее  математическому  описанию  турбулентного  потока,  теория  которого  была заложена  великим  математиком А. Колмогоровым лишь к середине  XX  в.

Одной  из  уникальных  догадок  о  многоголосии  Вселенной стало  величайшее  музыкальное  творческое  открытие  XVII  в.  — фуга  —  жанр  полифонической  музыки,  который  получил свое развитие  в  творчестве  И.-С.  Баха.  ( Слушаем фрагмент фуги И.- С. Баха)  Через  два  с  половиной  столетия  А. Эйнштейн,  создатель  теории  относительности,  скажет,  что Вселенная  —  слоеный  пирог,  где  в  каждом  слое  свое  время  и своя  плотность,  структура,  формы  движения  и  существования. Это,  по  сути,  образ,  который  приближает  нас  к  пониманию фуги.  Именно  фуга  с  ее  разновременно  вступающими  голосами  представляет  собой  некую  образную  модель  строения Вселенной.

5 Заключение.

Задание 2

Как вы теперь ответите на вопрос: Какие знания даёт искусство?

Ответ запишите в тетради.

6 Домашнее задание :

• Вспомните  сказки, народные предания,  легенды, персонажи  которых предвосхитили  явления и события  будущего.

•  Приведите  примеры  научного  значения  художественного  знания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии