Вводный урок литературы для студентов ссузов технической направленности «Какие знания даёт нам литература?»
Тема урока: Какие знания дает нам литература?
Цели урока:
Образовательный аспект: привлечение внимания учащихся к классической литературе; обоснование изучения предмета, показ специфики предмета, обзор видов искусства.
Развивающий аспект: обнаружение недостатков письменной речи.
Воспитательный аспект: привитие любви к родной литературе, к чтению.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, выпискииз сочинений учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
Организационный момент. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к изучению нового материала.
Изучение нового материала
Подведение итогов урока
Ход урока:
Организационный момент. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к изучению нового материала.
Изучение нового материала
1 этап урока - ответ учителя на вопрос урока.
Слово учителя:
Некоторые студенты, придя учиться в техникум, искренне недоумевают, зачем им изучать литературу, если специальность, ими выбранная, как они считают, не связана с этим предметом. Но они ошибаются, думая, что литература не пригодится им в жизни. Уже то, что они умеют читать, а умея читать, учатся в техникуме, изучают дисциплины – показатель того, что литература не бесполезна. И результаты освоения этой дисциплины дают глубокие знания жизни, которые, как нам кажется, мы приобрели сами собой, а на самом деле – благодаря литературе.
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми.
Но все это делается тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочитать, а потому, что оно вам нравится - вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться. Если первый раз прочитали произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-нибудь другим – а это наш опыт.
Интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее - и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить.
Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но надо читать и современную литературу. Только бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.
2 этап урока – показ презентации и рассказ учителя литературы о специфике дисциплины.
Слово учителя:
Многим поступившим в техникум студентам, возможно, сложно изучать литературу. Почему? Да потому что у этой дисциплины своя специфика. Литература – это не наука. «А что же тогда?» - спросите вы. На этот вопрос есть однозначный ответ: литература – это вид искусства. И в доказательство этого положения мною была сделана презентация о самых распространенных видах искусства.
Показ презентации с комментариями учителя
3 этап урока–оценка письменной речи учащихся.
Слово учителя:
Чтение классических произведений также формирует нашу речь, как устную, так и письменную. Мы этого не замечаем, но все же это происходит: человек не читающий говорит очень плохо, косно, не умеет формулировать мысли; человек же, увлекающийся чтением, обладает грамотной красивой речью. Послушайте выдержки из сочинений своих сверстников, и вы, думаю, догадаетесь, кто из них любит читать, а кто нет.
Учитель читает выдержки из сочинений студентов предыдущих курсов и учащиеся по построению словосочетаний и предложений догадываются, кто из авторов является человеком, любящим чтение.
Подведение итогов урока
Ответы на вопросы:
- Что вы узнали сегодня нового о литературе?
- Как литература соотносится с другими видами искусства?
- Будете ли вы читать классические произведения?
Медведева Татьяна Петровна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Медведева Татьяна Петровна