Материал для урока физики в 7 классе «Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель для ученика:
Предметная цель:
Знать: явления передачи давления жидкостями; формулу для расчета давления на дно и стенки сосуда: где применяется данное явление в жизни человека.
Уметь: раскрывать по обобщенному плану явление передачи давления жидкостями; вычислять давления жидкости на дно и стенки сосуда, в знакомой и ново ситуации. Находить проявление данного явления в окружающем мире.
Метапредметная:
Познавательная: учиться извлекать информацию из демонстрации. Учиться анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивная: учиться оценивать уровень усвоения знаний.
Задачи для учителя:
Обучающие: Ввести по обобщенным планам явление передачи давления жидкостями, научить находить проявление данного явления в окружающем мире ; научить рассчитывать давления жидкости на дно и стенки сосуда
Воспитательные: Продолжать формировать научное мировоззрение через эксперементальные методы познания.;
Развивающие: обучать постановке цели урока; развивать умения: наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы;
Образовательные результаты
Предметные: знать явление передачи давления жидкостями; уметь рассчитывать давления жидкости на дно и стенки сосуда. Уметь находить проявление данного явления в окружающем мире
Метапредметные:
Познавательная: раскрывать по обобщенному плану явление; извлекать информацию из демонстрации; ставить проблемные вопросы, формулировать гипотезы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивная: понятие учебной цели, оценивать качество и уровень усвоения знаний,
Коммуникативная: правильно формулировать ответы на поставленные вопросы, развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Методы обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный ( беседа на этапах мотивации и изучения нового материала), практический ( решение задачи на этапе закрепления), самоуправление учебной деятельности ( работа с таблицей на этапе подведения итогов).
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению ( на этапе мотивации).
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля, самопроверки (на этапе изучения нового материала, закрепления нового материала, подведение итогов).
Приемы и методы педагогической техники: проблемная ситуация, эксперимент (демонстрации), групповая дискуссия, задание на соответствие (найди пару), шкала достижений.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная,
Средства обучения: доска, учебник, демонстрационное оборудование (Сосуд с резиновой пленкой, сосуд с отпадающем дном, сосуд большой с водой. Для гидростатического парадокса: видео сюжет, сосуды разной формы, но с одинаковой площадью дна ), компьютер, проектор, интерактивная доска.
План урока:
Организационный этап ( 1мин.)
Актуализация (5 мин)
Мотивацонно-целевой (5мин)
Изучение нового материала ( 15мин)
Первичное закрепление изученного материала (10мин)
Домашнее задание (1мин)
Подведение итогов ( 5мин)
Рефлексия (3 мин)
Достижение | Шкала | |||||||
Я знаю формулу для расчета давление жидкости на дно и стенки сосуда |
| |||||||
Я знаю явление передачи давления жидкостями |
| |||||||
Я знаю, где применяется явление передачи давления жидкостями |
| |||||||
Я умею вычислять давление жидкости, а дно и стенки сосуда |
| |||||||
Я умею извлекать информацию из демонстрации |
| |||||||
Я сравнивать, делать выводы |
|
Домашняя работа:
Упражнение 17
№1
р ? | СИ | р=ghρ р1=06*10*1000=6000Па=6кПа р2=0,6*800*10=4800Па=4,8кПа р3=0,6*10*13600=81600Па=81,6кПа Ответ: 6кПа; 4,8кПа; 81,6кПа |
h=0,6м ρ1=1000кг/м3 ρ2=800 кг/м3 ρ3=13600 кг/м3 g=10 м/с2 | |
Задача 1:
р ? | СИ | р=ghρ ρ=m/V=m/(abh1) p=gh2m/(abh1) p=10*3*3348000/(50*12*6)=100440000/3900=27900Па=27,9кПа Ответ: 27,9кПа |
a=50м b=12м h1=6м m=3348т h2=3м | 3348000кг |
Задача 2
р ? | СИ | р=ghρ р= ркеросин+ рвода
Ркеросин=800*0,05*10=400Па=0,4кПа рвода=1000*2,5*10=25000Па=25кПа р=0,4+25=25,4кПа Ответ: 25,4кПа |
h1=h2=h3=5 см h=7.5 см ρ1=1000кг/м3 ρ2=800 кг/м3 ρ3=13600 | 0,05 м 0,075м |
Качественная задача 2
На столе 4 измерительных цилиндра. В две налито молоко 250 мл и 150 мл, а в две обычная вода 250 мл и 150 мл.
Ответьте на вопросы:
Плотность какой жидкости больше, молока или воды?(молока)
В мензурке, объемом 250 мл, с какой жидкостью давление будет больше? Почему?( там, где налито молока, так как плотность молока больше)
В мензурке, объемом 150 мл, с какой жидкостью давление будет больше? Почему? (Там где молоко, плотность больше)
Одинаковое или различное давление в двух мензурках с молоком по 250 и 150 мл? (там где 250 больше)
Одинаковое или различное давление в двух мензурках с водой по 250 и 150 мл? (там где 250 больше)
Массам и давление на дно сосуда одинаковое. Силы разные( А больше Б)
Карточка домашнего задания
1.Качественная задача.
1. На столе 4 измерительных цилиндра. В две налито молоко 250 мл и 150 мл, а в две обычная вода 250 мл и 150 мл.
Ответьте на вопросы:
Плотность какой жидкости больше, молока или воды?
В мензурке, объемом 250 мл, с какой жидкостью давление будет больше? Почему?
В мензурке, объемом 150 мл, с какой жидкостью давление будет больше? Почему?
Одинаковое или различное давление в двух мензурках с молоком по 250 и 150 мл?
Одинаковое или различное давление в двух мензурках с водой по 250 и 150 мл?
2 . Сосуды имеют одинаковые формы и размеры и расположены так, как показано на рисунке 30. Что можно сказать о массах воды в сосудах? О давлении на дно сосудов? О силах давления на дно сосудов?
2.количественная задача. (на выбор)
1. В плавательный бассейн длиной 50 метров и шириной 12 метров, в который вместо воды по ошибке налили до высоты 6 метров 3348 тонн подсолнечного масла, нечаянно нырнул печальный дядя Боря. Как умные люди определяют давление масла на дно бассейна и на лысину дяди Бори, погрузившуюся на глубину 3 метра, если им неизвестна площадь дядибориной лысины?
. 2. В сосуде находится один над другим три слоя несмешивающихся жидкостей: воды, керосина и ртути. Высота каждого слоя 5 см. Сделайте пояснительный рисунок и укажите на нем порядок расположения слоев. Определите давление жидкостей на глубине 7,5 см.
Разбор задач
Задача 1:
На рисунке изображен старый опыт: в крышку бочки, наполненной доверху водой, была вставлена высокая узкая трубка. Когда в трубку налили немного воды, бочка разорвалась. Объясните почему?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Ознакомление с задачей Ориентировка (прочитывается текст задачи) Планирование (выделяется конкретная ситуация) | |||
Какое физическое явление рассматривает данная задача? | Явление передачи давления в жидкости | ||
От чего зависит данное явление? | От плотности жидкости и высоты столба жидкости | ||
Итак, предметом задачи является... | Передача давления в жидкости | ||
Перечислите физические величины, которые характеризуют предмет задачи. | р (давление) | ||
Что требуется найти в задаче? | Объяснить причину разрыва бочки | ||
Исполнение (Делается краткая запись условия и требования задачи) | |||
| Какова причина разрыва бочки? |
| |
| | ||
2. Осуществление решения задачи Ориентировка (Вспоминаются и записываются основные формулы) | |||
| р=hgρ | ||
Планирование | |||
Достаточно ли приведенных формул для получения соотношения между требованием и условием задачи? | Да | ||
Исполнение | |||
За счет того, что высота столба жидкости, узкой труби, возросло, то давление на дно, а соответственно и внутри бочки сильно увеличилось и сила давления её разорвала. | |||
Контроль | |||
Получен ли ответ на выдвинутое требование в задаче? | Да. | ||
| Ответ: Давление внутри бочки сильно увеличилось за счет добавочного давления столба жидкости. |
Задача 2:
Задача 2: В стакан налита вода, уровень которой не достигает краёв стакана. Изменится ли давление на дно стакана, если в воду погрузить палец?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Ознакомление с задачей Ориентировка (прочитывается текст задачи) Планирование (выделяется конкретная ситуация) | |||
Какое физическое явление рассматривает данная задача? | Явление передачи давления в жидкости | ||
От чего зависит данное явление? | От плотности жидкости и высоты столба жидкости | ||
Итак, предметом задачи является... | Передача давления в жидкости | ||
Перечислите физические величины, которые характеризуют предмет задачи. | р (давление) | ||
Что требуется найти в задаче? | Выяснить, изменится ли давление на дно стакана, если в воду погрузить палец | ||
Исполнение (Делается краткая запись условия и требования задачи) | |||
| Измениться ли давление? |
| |
| | ||
2. Осуществление решения задачи Ориентировка (Вспоминаются и записываются основные формулы) | |||
| р=hgρ | ||
Планирование | |||
Достаточно ли приведенных формул для получения соотношения между требованием и условием задачи? | Да | ||
Исполнение | |||
За счет того, что при погружении пальца увеличится высота воды, то давление увеличится | |||
Контроль | |||
Получен ли ответ на выдвинутое требование в задаче? | Да. | ||
| Ответ: Давление увеличится |
Задача 3
Задача 1: Батискаф опустился в море на глубину 50 м. Какое давление на поверхность батискафа на данной глубине? (ρ=1030 кг/м3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Ознакомление с задачей Ориентировка (прочитывается текст задачи) Планирование (выделяется конкретная ситуация) | ||||
Какое физическое явление рассматривает данная задача? | Явление передачи давления жидкости | |||
От чего зависит данное явление? | . От плотности жидкости и высоты столба жидкости | |||
Значит, предметом задачи является... | р (давление | |||
Перечислите физические величины, которые характеризуют предмет задачи. | ρ -плотность вещества h -высота столба жидкости | |||
Что требуется найти в задаче? | Давление батискафа | |||
Исполнение (Делается краткая запись условия и требования задачи) | ||||
| р-? | СИ | Решение: | |
| h=50м ρ=1030кг/м3 g=10м/с2 | | | |
Контроль | ||||
Все ли данные задачи соответствуют требованиям СИ? | да | |||
Воспроизведите содержание задачи по ее краткой записи. | Батискаф опустился на 50 метров. Определить давление жидкости на этой глубине | |||
Исполнение (обсуждается план решения) | ||||
Чтобы узнать давление. Необходимо высоту умножить на плотность воды и на ускорение свободного падения | ||||
2. Осуществление решения задачи Ориентировка (Вспоминаются и записываются основные формулы) | ||||
| р=hgρ | |||
Планирование | ||||
Достаточно ли приведенных формул для получения соотношения между требованием и условием задачи? | Да | |||
Все ли величины необходимые для решения задачи нам известны? | Еще нужно g=10м/с2 | |||
Исполнение | ||||
| ||||
Контроль | ||||
Получен ли ответ на выдвинутое требование в задаче? | Да. | |||
Проверка полученного результата задачи Ориентировка | ||||
Какую физическую величину мы определили? | Объем воды | |||
Исполнение | ||||
Проверка правильности вычисления. | ||||
Контроль | ||||
Можно ли результат получить другим методом? | нет | |||
(Записывается ответ) | ||||
| Ответ: р=515кПа |
Задача 4
Вычислите давление и силу давления керосина на дно бака площадью 50 дм2, если высота столба керосина в баке 40 см. (800 кг/м^3)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Ознакомление с задачей Ориентировка (прочитывается текст задачи) Планирование (выделяется конкретная ситуация) | ||||
Какое физическое явление рассматривает данная задача? | Явление передачи давления жидкости | |||
От чего зависит данное явление? От чего зависит сила давления керосина? | От плотности жидкости и высоты столба жидкости От давления жидкости и площади поверхности | |||
Значит, предметом задачи является... | р (давление) F (сила давления) | |||
Перечислите физические величины, которые характеризуют предмет задачи. | ρ -плотность вещества h -высота столба жидкости S- площадь поверхности, к которой приложена сила | |||
Что требуется найти в задаче? | Давление керосина на дно бака Силу давления на дн бака | |||
Исполнение (Делается краткая запись условия и требования задачи) | ||||
| р-? F-? | СИ | Решение: | |
| S=50 дм2 ρ=800кг/м3 h=40см g=10м/с2 | 0,5м2 0,4м |
| |
Контроль | ||||
Все ли данные задачи соответствуют требованиям СИ? | Нет S=50 дм2=0,5м2 h=40см =0,4м | |||
Воспроизведите содержание задачи по ее краткой записи. | Нужно вычислить давление и силу давления керосина на дно сосуда, зная высоту, площадь основания и плотность керосина | |||
Исполнение (обсуждается план решения) | ||||
Чтобы узнать давление. Необходимо высоту умножить на плотность воды и на ускорение свободного падения. Чтобы узнать силу нужно давление умножить а площать | ||||
2. Осуществление решения задачи Ориентировка (Вспоминаются и записываются основные формулы) | ||||
| р=hgρ | |||
Планирование | ||||
Достаточно ли приведенных формул для получения соотношения между требованием и условием задачи? | Да | |||
Все ли величины необходимые для решения задачи нам известны? | Еще нужно g=10м/с2 | |||
Исполнение | ||||
= 3,2кПа | ||||
Контроль | ||||
Получен ли ответ на выдвинутое требование в задаче? | Да. | |||
Проверка полученного результата задачи Ориентировка | ||||
Какую физическую величину мы определили? | Давление жидкости | |||
Исполнение | ||||
Проверка правильности вычисления. | ||||
Контроль | ||||
Можно ли результат получить другим методом? | нет | |||
(Записывается ответ) | ||||
| Ответ: р=3,2кПа; F=1.6кН |
Результаты урока: ( 19 чкловек)
Калягина Ирина Владимировна