Дефектологический урок «Радуга» (1 класс)
Дефектологический урок «Радуга»
Для обучающихся 1 класса
Приветствие ( Слайд 1).
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке и хочу поскорее с вами начать заниматься. Все для урока у нас готово, осталось нам настроиться на работу. Смотрите на меня и повторяйте.
Организационный момент. (Слайд 2).
Встало солнышко давно (руки вверх потянуть)
Заглянуло к нам в окно (поочереди посмотреть «как козырек» рукой правой-левой)
Нас оно торопит в класс (активный шаг с руками)
Ведь занятие сейчас! (хлопки 4 раза)
После разминки сели за стол
Давайте закроем глаза. Представьте, что на нас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, своим друзьям, родным, пожелайте им хорошего настроения.
Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!
Звук грозы (Слайд 3)
Учитель-Дефектолог: Ребята, что вы слышите?
Ученики: Это звук грозы/гроза/шум грозы
Учитель-Дефектолог: А что это такое, гроза? Когда она бывает? Вы в этом году видели грозу?
Ученики: Это явление природы. Летом.
Учитель-Дефектолог: А какие вы еще знаете явления природы?
Ученики: Дождь, снег, ветер….
Учитель-Дефектолог: А сейчас я вас проверю, как вы знаете природные явления
Игра «Бывает – не бывает»(игра с мячом)
Ученики встают в круг, учитель становится в центре круга, кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы, ребенок отвечает: бывает(ловят) – не бывает(не ловят).
Иней летом? Снег зимой? Мороз летом? Капель летом? Листопад весной?
Метель осенью? Заморозки весной?Дождь летом?Гроза весной?Роса зимой?
Учитель-Дефектолог: Молодцы. А давайте вспомним самые частые природные явления
Дети встают в одну линию
Ветер(логоритмическая разминка) (Слайд 4)
Ветер дует нам в лицо (руками машем на лицо)
Закачалось деревце (руки вверх, качаются)
Ветер тише, тише, тише(приседать потихоньку, опуская постепенно руки вниз)
Деревца все выше, выше(встать руки потянуть вверх).
Учитель-Дефектолог: В какое время года бывает ветер?
Ученики: летом/зимой/весной/осенью
Учитель-Дефектолог: Правильно. Ветер бывает на протяжении всего года.
Дождь (логоритмическая разминка) (Слайд 5)
Дождик скачет по дорожке, как мальчишка озорной(Прыжки)
Громко хлопает в ладоши и от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый, будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине, чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий, в лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики») (Л. Гордиевская)
Учитель-Дефектолог: В какое время года бывает дождь?
Ученики: летом/весной/осенью
Учитель-Дефектолог: Правильно, а зимой?
Ученики: нет, не бывает.
Учитель-Дефектолог: Правильно, а зимой он превращается….. в снег.
Снег (логоритмическая разминка) (Слайд 6)
Мы зимой в снежки играем (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Учитель-Дефектолог: В какое время года бывает снег?
Ученики: зимой
Учитель-Дефектолог: Правильно. Снег бывает только зимой.
Гроза (логоритмическая разминка) (Слайд 7)
Грохочет гром, грохочет гром, гремят раскаты над холмом (постукивание кулаками друг об друга)
Грохочет гром, грохочет гром, и дождь стучится громко в дом(топаем ногами)
Пробить он крышу норовит: в окно стучит и в дверь стучит(хлопаем в ладоши)
После упражнения садятся
Учитель-Дефектолог: В какое время года бывает гроза?
Ученики: летом и весной
Учитель-Дефектолог: Правильно, это происходит от столкновения горячего и холодного воздуха. Внутри тучи происходит активное движение. Столкновение этих двух зарядов вызывает мощнейшую вспышку, которую мы называем молнией. При ударе происходит нагрев окружающего воздуха. Такое мощное, что воздух взрывается с оглушающим звуком. Этот взрыв и есть гром после молнии. Когда разряд бьет близко, то человек слышит один единственный удар грома. Если же молния ударила далеко, то возникают длительные раскаты. Это громкий звук отражается от рельефа земли, зданий, лесов.
Но вот дождик почти закончился, уже из-за тучки проглядывает солнышко. Как вы думаете, что появляется на небе? (радуга)
Радуга (логоритмическая разминка) (Слайд 8)
В небе гром, гроза.(Хлопки) Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
(С. Маршак)
Учитель-Дефектолог: В какое время года бывает радуга?
Ученики: летом и весной
Учитель-Дефектолог: Правильно. Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает красивая дуга. В старину верили, что она приносит счастье. А построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Лучи солнца проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Сколько цветов у радуги? (семь) Какие? (ответы детей).
Учитель-Дефектолог: Ребята, а где еще вы встречали радугу или семь цветов?
Ученики: сказка Цветик-семицветик Валентина Катаева. (Слайд 9)
Учитель-Дефектолог: Кто может рассказать что это за цветок Цветик-семицветик? Про что эта сказка?
Ученики:ответы(цветок который исполняет желания)…
Учитель-Дефектолог: А давайте мы с вами сделаем себе Цветики-Семицветики? Как вы думаете, что для этого нужно?
Ученики:ответы(цветная бумага, ножницы….)
Учитель-Дефектолог: Давайте мы с вами вырежем лепестки для своего цветка и приклеим их к стебельку.
Дети вырезают лепестки под музыку Э.Грига «Утро»
Учитель-Дефектолог: Какие замечательные цветы у вас получились. Давайте их понюхаем. Ах, как пахнет. Но вот подул ветер, лепестки колышутся.
Дыхательная гимнастика Цветок, Одуванчик. (Слайд 10)
Учитель-Дефектолог: Ребята, мы с вами постоянно слышим звуки. Скажите пожалуйста, а какие бывают звуки?
Ученики:ответы…
Учитель-Дефектолог: все звуки можно разделить на шумовые и музыкальные, те которые можно пропеть или сыграть. (Слайд 11)
Учитель-Дефектолог: Давайте мы с вами познакомимся с музыкальными звуками.
Учитель играет гамму вверх и вниз: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…
Учитель-Дефектолог: послушайте внимательно, что можно представить?
Ученики:ответы…
Учитель-Дефектолог: Можно представить, как мы поднимаемся и спускаемся по лесенке. (Слайд 11)
А как вы думаете, можно ли раскрасить музыку? Бывают ли цвета в музыке.
Ученики:ответы…
Учитель-Дефектолог: Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку» и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор Александр Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».
!!! фотоээээээээээээ имен Слайд12, (Слайд 13) (Слайд 14)
Учитель-Дефектолог: А сейчас, давайте попробуем с вами раскрасить музыкальную лесенку. Какого цвета будет первая ступенька? вторая и т.д. (Слайд 15). Вот мы с вами раскрасили нотки в цвета радуги. Посмотрите пожалуйста на листочки, здесь изображены нотки. Они бесцветные, давайте разукрасим их в цвета радуги. Будьте внимательны, они расположены не по порядку.
Дети раскашивают
Учитель-Дефектолог: Какая красота у вас получилась. Молодцы!
Давайте вспомним, какого цвета нотка «соль»? (голубой).
А какая нотка находится между желтым и красным цветом? (нота «ре»)
Какая нотка зеленого цвета? ( нота «фа»)
А сейчас я вам предлагаю озвучить нотки, но перед этим мы с вами «покатаемся» на машине. Заводим моторчики, вперед!
Вокальная распевка на «Вибрато» по методике Стрельникова
Учитель-Дефектолог: Отлично покатались. А теперь выучим песенку про ноты(«Песенка про ноты» обр.Ж.Металиди)
Знакомство и разучивание песни (Слайд 16)
Учитель-Дефектолог: ну а теперь попробуем с вами поиграть на цветных инструментах.
Знакомство и игра на диатонических колокольчиках звукоряда
Учитель-Дефектолог: Замечательно. Теперь пришло время исполнить песенку с инструментами.
Пение песенки в сопровождении игры на диатонических колокольчиках
Учитель-Дефектолог: Замечательная получилась песенка. Ну а чтобы вы не забыли названия ноток, я приготовила для вас картинки с музыкальной лесенкой, раскрашивая ее, вы еще раз повторите названия ноток (раздает раскраски детям) Вы отлично занимались, но пришло время закончить урок. Давайте закончим его веселым танцем.
Танец «Радуга»
Сидорова Татьяна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сидорова Татьяна
Голдина Лилия Вильевна
Сидорова Татьяна