Урок ИЗО в 1 классе «Цвет. Знакомство с радугой»
Технологическая карта урока изобразительное искусство. |
|
Тема: |
Цвет. Знакомство с радугой. |
Тип урока: |
УОНЗ |
Учитель: |
Борзова Светлана Сергеевна |
Цели: |
научить объединять объекты в группы по цвету, научиться разбивать совокупности объектов на группы по цвету. |
Формировать УУД: |
- Личностные: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты: |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Предметные: выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал; выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие); распознавать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Основные понятия: |
предмет, признак предмета, цвет. |
Межпредметные связи: |
математика, информатика, окружающий мир. |
Ресурсы: |
1) основные: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 2,3; карточки с картинками для игры «Пограничники»; тетрадь; 2) дополнительные: еженедельник (для самооценки); алгоритм самооценки. |
Организация пространства: |
Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа. |
Сценарий урока
Технология проведения урока (этапы) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. - Ребята, сегодня ваш первый день в школе и ваш первый урок математики. Начнётся он с игры. Игра называется «Пограничники». |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. |
К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам. - Я выложила на полу границы. Внутри каждой из них находится волшебная страна. Сейчас я назначу пограничника для каждой страны и дам ему в руки «паспорт». Этот «паспорт» будет показывать, кому можно селиться в этой стране. Миша становится пограничником вот этой страны. У него в «паспорте» изображена клубника. -Как ещё можно назвать клубнику? (Ягода). -Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «ягода»). -Света становится пограничником вот этой страны. У неё в «паспорте» изображена груша. Как ещё можно назвать грушу? (Фрукт). -Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «фрукт»). -Алёша становится пограничником вот этой страны. У него в «паспорте» изображён огурец. Как ещё можно назвать огурец? (Овощ). -Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «овощ»). Все остальные ребята – жители этих стран. Сейчас каждой группе из 2–3 человек я раздам «паспорта» (Педагог выдаёт один «паспорт» на каждую группу). По этим паспортам вы сможете понять, жителями какой страны вы являетесь, и отправиться в свою страну. Пограничники должны следить, чтобы никто не перепутал страны. «Жители» не имеют права ссориться друг с другом и с «пограничником». В случае, если не удастся договориться, следует обращаться за помощью к учителю. 2) Фиксирование затруднения. Все группы нашли свою страну, и только 2–3 – нет. Оказывается, что на их «паспортах» изображены табуретка, игрушечный заяц и платье. С этими «паспортами» их не пускают ни в одну «страну». - (Обращается к тем, кто не смог участвовать в общей игре) Ребята, что случилось? (Мы тоже хотим играть, а нас никуда не пускают). Почему? (Наши «паспорта» не подходят ни для одной страны). |
Педагог раздаёт карточки разрезного лото группам учащихся по 2–4 человека в каждой группе. Дети рассматривают их, обсуждают, в какую страну они должны отправиться и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. - В каком месте возникло затруднение? (При определении нужной группы для оставшихся предметов). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, признака, по которому нужно распределить ставшиеся предметы). |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
1. Организует постановку цели урока. - Какую цель перед собой ставим? (научиться объединять предметы в группу) 2. Организует составление совместного плана действий. - (Обращается к тем, кто смог участвовать в общей игре). Давайте поможем ребятам. Может быть, нам открыть для них новую страну? Только как же она будет называться? -Как мы расселялись в наши страны? (У всех «жителей» страны было общее название, отличие). Давайте внимательно посмотрим на «паспорта» наших ребят. Может быть, у табуретки, игрушки и платья тоже есть общее отличие, признак? (Да! Они же все одинакового цвета – красные!!!) Как же мы назовём их страну? (Страна красных предметов). |
С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее. |
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. |
1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Открываем новую «страну». Ставим на её границе пограничника с «паспортом» – карточкой красного цвета. 2. Организует устранении и фиксирование преодоления затруднения. -(Обращается к тем, кто остался в прежних «границах») Ребята, хочется продолжить игру? А что для этого надо сделать? (Все, кто красного цвета, может переехать в новую «страну»). А остальным что делать? (Открыть новые страны). А какие? Как? (Страны с названием цветов). Открывайте. Как вы будете собираться в группы? (По цвету.) Собирайтесь, а я посмотрю. 3. Уточнение темы урока. -Что мы сегодня научились делать? (Разбиваться на группы по цвету, образовывать группы по цвету). Значит, какая тема нашего урока? (Признак предметов – цвет) |
Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. |
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Дети выполняют задания № 1,2, 3 (ур. 1, с. 2) учебника. В задании № 3 делается ещё раз вывод о том, что ВСЕ предметы справа от «чёрного ящика» имеют теперь одинаковый признак –цвет, поэтому их можно собрать в одну группу. |
Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело; П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе |
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
а) Рассматриваем задание № 4, с. 3, делаем вывод: цветы собраны в клумбы по одному признаку: по цвету. Педагог задает детям вопрос: «Так что же мы делаем сегодня с предметами?» Дети самостоятельно формулируют ответ, а затем проверяют себя с помощью текста в оранжевой рамке. Дети самостоятельно выполняют аналогичное задание № 2 (ур. 1, с. 3) в рабочей тетради (обведи цветы и сделай штриховку). б) Задание № 5 учебника (ур. 1, с. 3). Проверка: – Кто живёт в красном домике? – Кто в зелёном? – Кто в жёлтом? – Где «жильцов» одинаковое количество? А где больше? Тренировочные задания. Эти задания педагог выбирает произвольно, в зависимости от требований класса. 1) Задание № 6 учебника (ур. 1, с. 3). – Рассмотрите капельки: – Что вы заметили? (Меняется цвет каждой следующей капли.) – Как вы думаете, по какому закону происходит смена цвета? (Так же, как в короне Радуги.) – Назовите цвет последней капли. 2) Задание № 3 рабочей тетради (ур. 1, с. 3). |
Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. |
Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Оцените свои достижения на уроке Кто доволен своей работой, все ли было понятно? |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. |
Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
Орехова Наталья Сергеевна